Политика как общественное явление.
В современном обществе человек постоянно ощущает на себе влияние политики. Это влияние происходит через средства массовой информации, путем введения ряда налогов, повышения или сокращения ряда выплат и льгот и т. д. Даже не участвуя ни в одной политической организации, человек опосредованно причастен к политической жизни общества и потому откликается на призыв участвовать в выборной кампании. Политика существовала не всегда, феномен политики развивался как форма общественного сознания. Поскольку каждый человек наделен индивидуальным сознанием, которое зарождается и умирает вместе с человеком, общество как живой социальный организм тоже обладает сознанием, но общественным. Именно общественное сознание видоизменяется вместе с развитием общества; оно существует, пока существует общество, а не отдельные индивиды. В структуру общественного сознания как одну из его форм можно включить политику. Общественное сознание имеет следующие формы: мораль, политика, религия и т. п., которые воздействуют на индивидуальное сознание человека.
С этой точки зрения можно, видимо, утверждать, что политика создавалась как относительно самостоятельная сфера общества. В основе ее создания были, прежде всего, потребности людей.
На ранних стадиях человеческого общества, когда люди были объединены кровнородственными связями, необходимости в политике не было. Это не значит, что внутри родов и племен не существовало властных отношений, что не было управлений. Поскольку в процессе организации общественной жизни между людьми складывались отношения руководства и подчинения, можно предполагать, что власть в таком обществе уже существовала. Выбирались старейшины родов и племен, племена объединялись в более крупные общности - народности. Внутри последних выделялись группы людей по имущественному признаку, и появилась необходимость улаживать конфликты, возникавшие из-за материальных ресурсов. Делать это с помощью прежних органов власти (старейшин, совета старейшин) становилось невозможно, так как конфликты возникали между большими группами людей из-за территорий, касались распределения прибавочного продукта, который появился в результате повышения производительности труда. В связи с этим возникает потребность в наличии некой иной “силы” организации общества для разрешения конфликтов. Кроме того, повышается уровень сложности взаимоотношений людей в обществе, общественные дела приобретают большую значимость. Народности заселяют большую территорию, чем раньше, а ее сохранность, защита от нападения и всякого рода раздоров - это дело не совета старейшин, а совсем иной силы и этой силой станет государство. Появление последнего выводило власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений.
Итак, необходимость урегулирования человеческих взаимоотношений, повлекшая образование публичных органов власти, а также социальных ассоциаций, где люди объединялись в целях защиты тех или иных интересов, породила политический уровень общественных отношений. С появлением политики общество стало постепенно отходить от социальной организации, где его целостность и интеграция граждан осуществлялись на основе локальных родственных связей людей, без четко выделенных функций управляющих и управляемых.
Для понимания сущности политической жизни общества и политики как формы общественного сознания важно подчеркнуть, что интересы одной группы общества неминуемо затрагивают положение иных общественных групп, что и предполагает вовлечение в межгрупповые отношения людей некой “третьей силы “ - государства. Государство участвует в разрешении классовых, национальных, конфессиональных и других конфликтов, что является основой политических отношений.
Между группами людей в обществе существуют политические отношения, включающие в себя сочетание интересов экономически господствующих групп с общими интересами населения. Такое сочетание интересов, как правило, носит противоречивый характер, что определяет потребность во власти, основанной на праве применять насилие одной группы людей по отношению к другой посредством государства. Так возникает государственная власть.
Политический характер общественных отношений предполагает, что группы и общности должны избирательно оценивать свои властно значимые интересы. Содержание политических интересов вырисовывается только в процессе специфической рефлексии, осуществляемой как группой в целом, так и каждым ее представителем в отдельности. Сущность политического осознания социальных потребностей состоит в понимании групповой специфики интересов. Иными словами, политическое осознание интересов группы не может быть реализовано без вмешательства государственной власти.
Сущность, структура и функции политической власти.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
…
Т. Гоббс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Лукс, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на Б. П. Моррис уточняет, что власть – не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А. Гидденс:обладание властью означает способность менять порядок вещей (Т. Болл. Власть //Полис. – 1993. – № 5. – С. 36).
Г. Лассуэлл и А. Каплан в книге "Власть и общество" подчеркивают, что власть есть участие в принятии решений. А имеет власть над Б в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику Б, связанную с ценностями К. Для Т. Парсонса власть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. Р. Арон считает, что власть – это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями. Б. Рассел определяет власть как производство намеренных результатов. А обладает большей властью, чем Б, если А достигает множества намеренных результатов, а Б лишь немного.
Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации – в точке их соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.
Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном. (Полис. – 1993. – № 5. – С. 39).
Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.
- Политология. Вопросы к экзамену (2013 - 2014 уч. Г.)
- Политология. Вопросы к экзамену (2013 - 2014 уч. Г.)
- Политика как общественное явление.
- Функции власти
- Понятие политического режима
- Демократия: теория и практика. Демократический режим
- Государство, его функции и структура.
- Функции государства
- Формы государственного правления.
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- Понятие правового государства
- Отличительные признаки правового государства
- Гражданское общество
- Происхождение и сущность политических партий
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- Партийные системы и их типология.
- Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политический процесс: сущность, структура, стадии протекания.
- Понятие политического процесса
- Структура политического процесса
- (Фазы) политического процесса
- Теория и практика политической модернизации общества.
- Политическая деятельность как основа политической жизни общества.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни, факторы.
- Политическая элита: сущность, функции, типология. Политическая элита
- Понятие политической элиты
- Функции политической элиты
- Основные факторы и пути формирования политической элиты. Теории элит
- Политическое лидерство и его сущность.
- Политическое лидерство как властеотношение
- Типология политического лидерства. Типология лидерства
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Понятие избирательной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Пропорциональная система
- Смешанные избирательные системы
- Понятие политической культуры и ее структура
- Функции политической культуры и ее типология
- Политическая социализация
- Политические конфликты: сущность, типы, пути разрешения
- Политика и религия.
- Уровни международных отношений
- Понятие и сущность внешней политики государств
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- В соответствии с Уставом оон ее основными целями являются:
- Система оон имеет сложную организационную структуру:
- Органы онн
- Источники и ресурсы власти. Ресурсы власти
- Проблема легитимности и легальности власти. Легитимность власти
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Типология политической системы общества.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Основные теории происхождения государства.
- Формирование правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.
- Типология политического процесса. Типология политического процесса
- Развитие представлений о лидерстве в истории политической мысли. Политическое лидерство как властеотношение
- Основные типы политической культуры.
- Политическое поведение личности.