Отличительные признаки правового государства
Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.
Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами.
Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать.
Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.
Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.
Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.
Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах 1966 г.
Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.
Гражданское общество, основные условия его формирования и функционирования.
- Политология. Вопросы к экзамену (2013 - 2014 уч. Г.)
- Политология. Вопросы к экзамену (2013 - 2014 уч. Г.)
- Политика как общественное явление.
- Функции власти
- Понятие политического режима
- Демократия: теория и практика. Демократический режим
- Государство, его функции и структура.
- Функции государства
- Формы государственного правления.
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- Понятие правового государства
- Отличительные признаки правового государства
- Гражданское общество
- Происхождение и сущность политических партий
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- Партийные системы и их типология.
- Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политический процесс: сущность, структура, стадии протекания.
- Понятие политического процесса
- Структура политического процесса
- (Фазы) политического процесса
- Теория и практика политической модернизации общества.
- Политическая деятельность как основа политической жизни общества.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни, факторы.
- Политическая элита: сущность, функции, типология. Политическая элита
- Понятие политической элиты
- Функции политической элиты
- Основные факторы и пути формирования политической элиты. Теории элит
- Политическое лидерство и его сущность.
- Политическое лидерство как властеотношение
- Типология политического лидерства. Типология лидерства
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Понятие избирательной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Пропорциональная система
- Смешанные избирательные системы
- Понятие политической культуры и ее структура
- Функции политической культуры и ее типология
- Политическая социализация
- Политические конфликты: сущность, типы, пути разрешения
- Политика и религия.
- Уровни международных отношений
- Понятие и сущность внешней политики государств
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- В соответствии с Уставом оон ее основными целями являются:
- Система оон имеет сложную организационную структуру:
- Органы онн
- Источники и ресурсы власти. Ресурсы власти
- Проблема легитимности и легальности власти. Легитимность власти
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Типология политической системы общества.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Основные теории происхождения государства.
- Формирование правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.
- Типология политического процесса. Типология политического процесса
- Развитие представлений о лидерстве в истории политической мысли. Политическое лидерство как властеотношение
- Основные типы политической культуры.
- Политическое поведение личности.