Гражданское общество
Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Долгое время в истории общественно-политической мысли понятие "государство" и "общество" не разграничивались. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государства формируются представления о гражданском обществе. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля.
Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей (см.: Гаджиев К.С. Политическая наука. – М. – 1995. – С. 74). Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.
Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.
Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.
Институты государственной власти в Республике Беларусь.
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть как через представительные и иные государственные органы, так и непосредственно в формах и пределах, определенных Конституцией страны.
Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Тем самым утверждается и реализуется принцип верховенства права.
Высшей ценностью и целью общества и государства в Республике Беларусь являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации.
Система органов государственной власти страны включает в себя Президента Республики Беларусь (Глава государства), Парламент (Национальное собрание: Совет Республики и Палата представителей), Правительство (Совет Министров), суды, прокуратуру, Комитет государственного контроля, органы местного управления.
Политические партии: сущность, структура, функции, типология.
- Политология. Вопросы к экзамену (2013 - 2014 уч. Г.)
- Политология. Вопросы к экзамену (2013 - 2014 уч. Г.)
- Политика как общественное явление.
- Функции власти
- Понятие политического режима
- Демократия: теория и практика. Демократический режим
- Государство, его функции и структура.
- Функции государства
- Формы государственного правления.
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- Понятие правового государства
- Отличительные признаки правового государства
- Гражданское общество
- Происхождение и сущность политических партий
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- Партийные системы и их типология.
- Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политический процесс: сущность, структура, стадии протекания.
- Понятие политического процесса
- Структура политического процесса
- (Фазы) политического процесса
- Теория и практика политической модернизации общества.
- Политическая деятельность как основа политической жизни общества.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни, факторы.
- Политическая элита: сущность, функции, типология. Политическая элита
- Понятие политической элиты
- Функции политической элиты
- Основные факторы и пути формирования политической элиты. Теории элит
- Политическое лидерство и его сущность.
- Политическое лидерство как властеотношение
- Типология политического лидерства. Типология лидерства
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Понятие избирательной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Пропорциональная система
- Смешанные избирательные системы
- Понятие политической культуры и ее структура
- Функции политической культуры и ее типология
- Политическая социализация
- Политические конфликты: сущность, типы, пути разрешения
- Политика и религия.
- Уровни международных отношений
- Понятие и сущность внешней политики государств
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- В соответствии с Уставом оон ее основными целями являются:
- Система оон имеет сложную организационную структуру:
- Органы онн
- Источники и ресурсы власти. Ресурсы власти
- Проблема легитимности и легальности власти. Легитимность власти
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Типология политической системы общества.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Основные теории происхождения государства.
- Формирование правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.
- Типология политического процесса. Типология политического процесса
- Развитие представлений о лидерстве в истории политической мысли. Политическое лидерство как властеотношение
- Основные типы политической культуры.
- Политическое поведение личности.