1. Политическая партия: определение, типы, роль в механизме политической власти
Слово “партия” – латинского происхождения и переводится как “часть”, т.е. часть более крупной общности. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть.
Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей древнего мира (например, Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века существовали группировки, носившие чаще всего временный характер и называвшиеся партиями (например, известна война между “партиями” Алой и Белой Розы в средневековой Англии). Однако лишь с момента буржуазных революций (прежде всего английской революции XVII в.) можно говорить о появлении прототипов современных политических партий. Они возникли как результат ограничения абсолютистских функций государства, появления автономной личности и ее стремления участвовать в общественной жизни, влиять на власть, как результат признания законности существования различных интересов в обществе, а вместе с ними и политических инструментов (политических партий), призванных представлять эти интересы в системе власти.
В политологии общепринята предложенная М. Вебером эволюция политических партий: аристократические котерии (кружки), политические клубы, массовые партии. Все три ступени развития прошли только две партии Великобритании - либеральная (виги) и консервативная (тори). Котерии вигов и тори оформились в Англии во второй половине XVII в., и различия между ними носили первоначально вероисповедальный характер, дополняясь династическими предпочтениями. Борьба тори и вигов была в основном борьбой между собой господствующих слоев общества за власть.
В отличие от котерии политические клубы появились во многих европейских странах; они имели более развитую организацию, устойчивость идеологических связей и более широкие масштабы деятельности. Их появление было связано с выходом на политическую арену буржуазии и вступлением ее в, политическую борьбу (в 1831 г. тори основали “Чарльтон Клаб”, в 1836 г. виги образовали “Реформ Клаб”).
Массовые политические партии от политических клубов отличало стремление привлечь как можно большее число членов, использование разнообразных методов политической борьбы, а также большая активность, которая не ограничивалась периодом выборов.
Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали выступать способом самоорганизации гражданского общества, важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.
Наука, занимающаяся изучением политических партий, называется партологией. У политологов нет единого мнения по вопросу, что такое политическая партия, нет общепризнанного ее определения. Однако можно выделить наиболее существенные признаки, отдающие современную политическую партию от других политических организаций: наличие минимальной формальной организации; наличие определенной программы совместной деятельности; особый социальный статус, в частности, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в подготовке избирательной кампании кандидатов, проведении выборов; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов; особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование их деятельности; социальная база партии и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение партии: партия - это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Именно притязание на политическую власть, участие в механизме власти - основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.
Современные политические партии выполняют ряд функций. Прежде всего они осуществляют связь между обществом и государством. Выясняя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние! на решения государственных органов (функция представительства).
Политические партии определяют цели, разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития общества и убедить граждан в ее правильности.
Важной функцией партий является отбор и формирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы (профессиональных политиков, партийных экспертов, аналитикой и т.д.).
Одной из важнейших задач партий является мобилизация и политическая социализация граждан.
Главной функцией политических партий является борьба за политическую власть и связанное с нею формирование правящей элиты и состава правительства. В условиях парламентской демократии в ходе выборов партии ведут борьбу за власть. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти; их итоги определяют, как именно партии в течение установленного законом срока будут осуществлять руководство государством. Победившие на выборах партии формируют парламент, являющийся основным полем их деятельности: именно участвуя в работе парламента, партия может влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, более того, на повседневную жизнь ее населения.
Результаты выборов влияют также на формирование органов исполнительной власти (правительства), хотя в разных государствах это влияние различно. Так, в парламентских республиках премьер-министром становится либо лидер или представитель правящей партии, победившей на выборах и имеющей большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции. В Российской Федерации Председателя правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы. При выборе кандидатуры Президент, безусловно, должен принимать во внимание партийный состав Думы с целью избежать возможной конфронтации с ней и политического кризиса.
Хотя борьба за политическую власть является важнейшей функцией партий, последние могут занимать различные позиции по отношению к государственной власти. Партия может быть в непримиримой оппозиции, выступая против существующего государственного устройства, даже если не призывает к насилию (в этом случае партия стремится к власти прежде всего для того, чтобы изменить само государство; она выступает против любого правительства, поддерживающего существующую государственность).
Партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определенного правительства (в Великобритании такого рода оппозицию называют “оппозиция ее величества”, а правительство “правительством ее величества”). Партия может также выступать в роли конструктивной оппозиции: критикует то, с чем не согласна в действиях правительства, поддерживает то, что считает правильным в его деятельности.
Партия способна участвовать в правительстве и в различных органах управления в качестве партнера других партий (в этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответственность). Возможна роль партии в качестве ведущей силы правительственной коалиции, при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее в основном зависит осуществление государственной власти, в ее руках сосредоточены широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.
Партия может сформировать правительство единолично, в этом случае она берет на себя монопольную ответственность за осуществление государственной власти, особенно если она располагает абсолютным большинством в парламенте. В ряде случаев партии, добившись монополии на власть, стремятся укрепить ее, в том числе путем нарушения законности, ликвидации оппозиции. Тогда происходит отождествление партии с государством.
Закреплению роли и повышению значения политических партий в политической системе общества способствовал процесс их институализации. Основным средством институализации деятельности партий являются различные нормативно-правовые акты (статьи о политических партиях в конституциях, законы о политических партиях, законы о финансировании и деятельности партий, избирательные законодательства и др.). Современное законодательство о политических партиях содержит весьма подробную регламентацию по вопросам, касающимся требований, предъявляемых к программе и внутреннему уставу политических партий; условий возникновения партии и прекращения ее деятельности; прав и обязанностей партии. Почти во всех странах разрешается свободное образование и деятельность политических партий. Ограничивается их создание в том случае, если партия преследует цели или использует средства, квалифицируемые как преступление, или если партия ставит цель ликвидировать существующий конституционный строй.
Среди объектов правовой регламентации политической партии особое место занимает ее финансовая деятельность. Имеются три основные группы финансовых источников политических партий: собственные средства партий, частное финансирование и государственное финансирование.
Из собственных средств партий (вступительные и членские взносы; отчисления от жалования членов партии, занимающих политические посты; доходы от имущества и предпринимательской деятельности) регламентируются лишь доходы от имущества и предпринимательской деятельности. В отдельных странах имеются строгие ограничения (например, Закон о политических партиях Словакии 1993 г. запрещает партиям быть собственниками имущества, находящегося за рубежом, партии Египта и Эфиопии не имеют права заниматься какой-либо коммерческой или производственной деятельностью). Однако в большинстве стран регламентация носит общий характер (партии могут быть собственниками только такого имущества, которое необходимо им для осуществления своей деятельности, и им разрешено заниматься деятельностью, которая непосредственно связана с их уставными целями и задачами), что имеет и свою оборотную сторону, а именно: зачастую партии, активно участвуя в предпринимательской деятельности, налаживая контакты с финансово-промышленным капиталом, оказываются втянутыми в политическую коррупцию.
Частное финансирование, основными источниками которого являются добровольные пожертвования физических и юридических лиц, подвергаются детальной регламентации в большинстве стран (исключение составляют немногие государства, например Великобритания). При этом определяются легальные источники частного финансирования (запрещено финансирование из-за рубежа, которое рассматривается, как вмешательство во внутренние дела государства). С целью исключить подчинение партий интересам отдельных групп финансового и промышленного капитала, в ряде стран (например США, Израиль) запрещены любые пожертвования частных юридических лиц (обществ, фирм и т.д.). Устанавливаются лимиты нецелевого (пожертвования вносятся в партийную кассу не для финансирования какой-либо определенной деятельности партии) и особенно целевого (пожертвования вносятся для финансирования конкретной деятельности, например избирательной кампании) финансирования.
В настоящее время в большинстве стран осуществляется государственное финансирование политических партий, начало которому было положено в 50-60-х гг. Правовой основой государственного финансирования политических партий стало конституционное признание партий в качестве важнейшего института, играющего большую роль в организации государственной власти. Такое признание обязывает государство содействовать партиям наиболее эффективно осуществлять свои функции. Существует прямое (общее и специальное), связанное с выплатой субсидий из государственного бюджета, и косвенное (предоставление бесплатного эфирного времени, места для публикаций и заявлений партий в средствах массовой информации и др.) государственное финансирование.
Структура политической партии включает три уровня: блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой во время избирательной кампании; принадлежность к данной группе основывается больше на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию); официальная партийная организация; партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т.д.).
Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. В этой связи политические партии различаются в зависимости от происхождения, места и роли в политической системе, внутренней структуры и методов деятельности, социальной базы, идеологии и др. (схема 20).
Схема 20. Классификация политических партий
Выделяют следующие типы партий.
- Кадровые и массовые партии. Согласно М. Дюверже, кадровые партии являются продуктом эволюции политических клубов. Задача этих партий - мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь поддержку максимально большего числа избирателей из разных слоев населения независимо от их идеологической ориентации. К данному типу относятся многие европейские партии консервативной ориентации. Массовые партии, по Дюверже, являются продуктом всеобщего избирательного права. Это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и высокую степень идеологизированности; свою социальную базу они формируют в основном из низших слоев населения. Как правило, это партии коммунистической, социалистической и социал-демократической ориентации.
- Партии с сильной и слабой структурой. Если внутренняя дисциплина партии предписывает состоящим в данной партии парламентариям подчиняться директивам парламентской группы, значит, это партия с сильной структурой (например, Консервативная партия Великобритании). Представители партий со слабой структурой в парламенте располагают почти полной свободой голосования (например, Демократическая и Республиканская партии США)
- Партии, организационно оформленные, в которых члены получают партбилеты и платят членские взносы (наиболее типичный пример – коммунистические партии); и организационно неоформленные, в которых отсутствует официальное членство. Чтобы примкнуть к такой партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности партии.
- Партии с прямым членством, когда кандидат принимается в индивидуальном порядке; и с косвенным членством, когда человек становится членом партии в силу того, что он входит в какую-либо организацию, связанную с этой партией.
- Соревновательные партии, которые действуют в рамках плюралистической системы или же борясь за нее; и монопольные партии, осуществляющие в политической системе высшую власть, исключая любую другую партию.
- Патронажные партии, деятельность которых направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников; сословные партии, нацеленные прежде всего на защиту интересов отдельных социальных групп; и идеологические партии, ориентированные прежде всего на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в их программах.
- Консервативные, реформистские и революционные партии различаются по их отношению к социальной действительности.
- Парламентские партии, ориентирующиеся на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, и антипарламентские - принципиально отказывающиеся работать в парламенте.
Социальная действительность конца XX в., характеризующаяся вступлением западных обществ в стадию постиндустриального развития, возрастающими объемами и качеством профессионально-технических знаний в управлении общественными процессами, переходом власти к техноструктурам, группам хорошо образованных профессионалов-управленцев, ставит серьезные проблемы перед политическими партиями, которые должны адаптироваться к новым условиям. Отмеченные выше особенности создают трудности на пути выполнения партиями своей роли.
На исход выборов зачастую влияют не электоральный опыт и искусство партий, а расчетливые технологии, использующие “эффект больших денег” (в итоге представительные органы государственной власти сегодня избираются с меньшим участием политических партий, чем это было 40-50 лет назад).
Отмечается тенденция изоляции партий от деятельности исполнительных органов государственной власти. Во многих странах произошла замена так называемой “системы добычи”, предполагавшей, что партия, выигравшая избирательную кампанию, возлагает на себя всю ответственность за государственную политику, берет все государственные дела в свои руки, на “систему заслуг”, основанную на первичных технократических должностях. Государственные должности в исполнительных органах занимают на постоянной основе чиновники-профессионалы, не обязанные своей карьерой какой-либо партии. Независимо от выборов и смены политического курса они остаются на своих местах, пока профессионально им соответствуют.
В современных западных обществах теряет свое былое значение идеология, составлявшая мощное оружие политических партий. В условиях технократизации и информатизации появляется суперидеология рационализма, науки и знания.
Современные партии Запада столкнулись с новыми условиями, требующими политического риска. В ситуации ослабления идеологии, влияния на итоги выборов современных избирательных технологий, активных действий средств массовой информации и т.д. политические партии теряют свой стабильный электорат.
В этой связи в Западной Европе, по мнению ряда политологов, утверждается новый тип партий - электорально-профессиональные партии. Отличительные черты такой партии следующие: небольшие по численности объединения лиц, обладающих специальной подготовкой, умеющих профессионально работать с избирателями и выходящих в своей деятельности непосредственно на электорат; финансирование осуществляется через группы интересов и создаваемые особые фонды; имеет место персонализированное лидерство, когда каждый лидер знает, с кем и для кого он работает, с какой группой интересов он связан. Такая партия похожа на некий “информационно-технократический мутант”, “электоральный танк”, таранящий избирательную систему.
Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.
- Раздел I. Методологические проблемы истории и теории политической науки
- Глава 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Политика как общественное явление. Предмет политологии.
- 2. Методы и функции политологии
- 3. Политология в системе профессиональной подготовки специалиста
- Глава 2. Идейные истоки политологии
- 1. Политическая мысль классической древности и средневековья
- 2. Политические теории Нового времени.
- Глава 3. Русская политическая мысль XIX - начала XX в.
- 2. Проблемы свободы личности, власти и государства в русской политической мысли XIX - начала XX в.
- Раздел II. Общество и власть
- Глава 4. Политическая власть
- 1. Политическая власть: сущность и структура
- 2. Механизм осуществления политической власти
- 3. Эффективность и легитимность власти
- Глава 5. Социальные основы политики
- 1. Социальные группы как субъекты и объекты политики
- 2. Гражданское общество: понятие, структура, функции
- 3. Социальная стратификация и перспективы гражданского общества в России
- Глава 6. Социальные субъекты политической власти
- 1. Группы интересов: понятие, структура, Функции и типы. Лоббизм
- 2. Правящая элита и ее роль в политике
- 3. Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили
- Раздел III. Механизм формирования и функционирования политической власти
- Глава 7. Политическая система общества
- 1. Понятие, структура и функции политических систем
- 2. Типология политических систем
- 3. Политическая стабильность и политический риск
- Глава 8. Политические режимы
- 1. Понятие политического режима и его типы
- 2. Тоталитаризм как исторический и политический феномен
- 3. Авторитарный политический режим
- 4. Теории и модели демократии. Демократический режим
- Глава 9. Избирательные системы
- 2. Избирательная процедура и избирательная кампания
- 3. Пропорциональная и мажоритарная системы учета и подсчета голосов
- 4. Выборы и избирательная система в России
- Раздел IV. Политические институты
- Глава 10. Государство как институт политической системы
- 1. Особенности государства как политической организации
- 2. Формы государственного устройства и правления
- 3. Правовое и социальное государство: ценности и принципы
- 4. Органы государственной власти в Российской Федерации
- Глава 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: определение, типы, роль в механизме политической власти
- 2. Сущность и разновидности партийных систем
- 3. Общественно-политические движения
- 4. Становление многопартийной системы в России
- Раздел V. Личность и политика
- Глава 12. Политическая культура и социализация
- 1. Политическая культура: понятие, структура, функции
- 2. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы
- Глава 13. Политическое поведение и участие
- 1. Типы политического поведения и участия
- 2. Теории политического участия
- 3. Электоральное поведение в России
- Глава 14. Современные политические идеологии
- 2. Структура, функции и уровни политической идеологии
- 3. Основные политические идеологии современности
- Раздел VI. Политические процессы
- Глава 15. Политическое развитие и модернизация
- 2. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
- 3. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Третья волна демократизации
- 4. Политическая модернизация в современной России
- Глава 16. Политические конфликты и кризисы
- 2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения. Политические кризисы
- 3. Этнополитические конфликты
- Раздел VII. Мировая политика и международные отношения
- Глава 17. Геополитика
- 1. Генезис геополитики
- 2. Теоретические основы геополитики
- 3. Геополитический анализ современных международных отношений
- Глава 18. Политическая глобалистика
- 1. Общая характеристика политической глобалистики
- 2. Политические пути решения глобальных проблем современности