logo
Политология

Глава 15. Политическое развитие и модернизация

Политическое развитие: понятие и критерии

Проблемы политического развития разрабатываются в рамках общесоциологического направления, получившего название “социология развития”. Ее методологическая основа заложена концепциями Ф. Тенниса, М. Вебера и Т. Парсонса. “Социология развития” выделяет два основных типа обществ: традиционное и современное. В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость, неподвижность. В современном обществе местнические представления заменяются универсальными ценностями; основным элементом общества и политики становится индивидуум, а не группа; сообщества, в которых люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и цели, в отличие от традиционного, в котором они предписываются или утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических структур и т.д. (табл. 23).

Таблица 23.

СРАВНИТЕЛНАЯ ТАБЛИЦА ЧЕРТ ТРАДИЦИОННОГО, СОВРЕМЕННОГО И ПОСТСОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВ

Традиционное общество

Современное общество

Модель постсовременного общества

Господство традиции над инновацией

Господство инновации над традицией

Инновация с учетом традиции

Зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений

Советская организация социальной жизни

Светская организация социальной жизни, большая роль религиозных представлений в культуре

Циклический характер

Поступательный характер развития (прогресс)

Плюрализм возможностей и направлений развития. Возможность не развиваться

Ориентация на метафизические, а не на инструментальные ценности. Ценностная рациональность

Ориентация на инструментальные, а не на метафизические ценности. Целерациональность

Ориентации на инструментальные и метафизические ценности. Ценностно-целевая рациональность

Авторитарный характер власти

Демократия

Демократия, но и уважение к авторитетам

Отсутствие отложенного спроса – производство ради настоящего. Отсутствие консьюмеризма

Отложенный спрос – производство ради будущего. Консьюмеризм

Эффективное производство, но и ограничение пределов роста. Отказ от недопотребления и перепотребления

Особый психический склад – недеятельная личность (тип Б)

Деятельная личность (тип А)

Сочетание личности А+Б

Ориентация на мировоззренческое знание, а не на точные науки и техинологию

Ориентация на точные науки и технологию, но не на мировоззренческое знание

Ориентация на точные науки и технологию, использование мировоззренческого знания

Проблема политического развития тесно связана с анализом политического процесса в его глобальном понимании. Понятие “политическое развитие” было введено в научный оборот во второй половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения.

Политическое развитие отличается от экономического, социального и других общественных процессов многими параметрами. Во-первых, политическое развитие не является необратимым. Во-вторых, политическое развитие характеризуется своими самостоятельными критериями (показателями). В-третьих, процесс политичес-К0го развития, при наличии общих критериев, не может быть единообразным в различных общественно-политических системах.

Политическое развитие - это возрастание способности системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением.

Принципиально важен вопрос о критериях политического развития. Американский политолог Л. Пай в работе “Понятие политического развития” выделил три критерия: структурная дифференциация, “способности” системы и тенденция к равноправию.

Структурная дифференциация институтов политической системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Для того чтобы политическая система была действенной, ей требуется сильная структурная дифференциация и высокая специализация функций политических институтов.

Как показали исследования, в частности Г. Алмонда, отличие между традиционными и развитыми системами заключается не в их сущности, а в степени дифференциации функций и специализации структур. Простые и сложные политические системы схожи по своим функциям, но различаются по структурным характеристикам, поскольку последние становятся все более дифференцированными и взаимозависимыми.

Вторым критерием политического развития выступает возрастание способности системы к инновациям, к мобилизации и выживанию.

Способность к инновации - это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации.

Способность к мобилизации это способность мобилизовать ресурсы (людские и материальные) для решения стоящих перед обществом задач. Мобилизация ресурсов предполагает:

- преобразование неясных ожиданий масс в конкретные программы и политику;

- разработка и распространение проекта коллективных действий;

- наличие политических идей, способных увлечь массы и настроить их на определенные действия;

- накопление необходимых ресурсов (людских, экономических, информационных и др.);

- авторитет политических лидеров.

Способность к выживанию характеризуется тем, что развитая политическая система способна обеспечить свое выживание, благоприятствуя распространению лояльных для себя форм поведения при помощи специализированных структур политической социализации (школ, университетов, политических партий, армии, церкви и др.)5 привлекая к политической жизни как тех, кто стремится к этому, так и тех, кто в противном случае мог бы подвергнуть опасности стабильность системы и образовать революционную контркультуру.

Третий параметр (критерий) политического развития обусловлен тенденцией к равноправию. Она в свою очередь характеризуется:

1) участием народа в политической деятельности. Происходит переход, по терминологии Алмонда и Пауэлла, от культуры подчинения, ориентированной лишь на выполнение административных обязанностей, к культуре участия, ориентированной на активную роль в политической системе независимо от позитивного или негативного отношения к ее отдельным институтам. Такой переход может осуществляться как демократическим путем (за счет расширения круга лиц, обладающих правом голоса), так и в форме авторитарной мобилизации;

2) универсальным характером законов, которые становятся общими, обезличенными, применимыми ко всем без всяких различий и привилегий;

3) “рекрутированием” на государственные посты не наследственным путем и не в рамках класса, сословия, касты и т.д., а в соответствии с достоинствами претендентов, т.е. на основе их образования, компетентности, способностей.

Изменение критериев политического развития необязательно происходит синхронно. Так, тенденция к равноправию может привести к снижению “способностей” политической системы. Необходимость обеспечения экономического развития и национальной нитрации зачастую ведет к ограничению политического представительства и выражения групповых интересов.

Представленная характеристика политического развития делает акцент на функциональной дифференциации политических институтов: страна становится политически более развитой, если ее политическая система изменяется в направлении более выраженной артикуляции интересов социальных групп (посредством добровольных объединений), лучшей агрегации интересов (с помощью политических партий), эффективной политической социализации (через расширение средств массовой информации, позволяющих гражданам успешно усваивать политические нормы и ценности). В политической науке существует и иной подход, не противоречащий вышеприведенному, но делающий ударение на результативности политических институтов и обращающий основное внимание на приобретение политической системой новых исполнительских возможностей. Отмечается, что все политические системы включают четыре группы исполнительских возможностей:

1) интегративную возможность, т.е. формирование национального единства и рациональной бюрократии путем создания соответствующих политических институтов;

2) интернациональную возможность, т.е. способность налаживать разного рода международные контакты;

3) возможность участия, т.е. создание гражданской политической культуры и демократической политической структуры;

4) распределительную возможность, т.е. широкое распространение стандартов благосостояния и согласование между политической, экономической и социальной структурами.

Политическое развитие в таком понимании - это приобретение политической системой новых позитивных качеств и, соответственно, новых возможностей (или совершенствования прежних), позволяющих ей эффективно адаптироваться в новых проблемных ситуациях.

Центральную роль в концепциях политического развития играет теория политической модернизации. В отличие от понятия “политическое развитие” понятие “политическая модернизация”

а) употребляется применительно к странам, осуществляют переход к индустриальному обществу;

б) связывается главным образом с социальной мобилизацией политическим участием, а не с формированием политических институтов.