10.Структура и функции политической власти.
Власть может осуществиться только посредством взаимодействия субъекта власти и ее объекта. При этом субъект должен обладать волей к власти, а объект – готовностью ей подчиняться. Важнейшей социальной причиной подчинения является неравномерное распределение источников и ресурсов власти. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других и подчиняются им. Структура политической власти состоит из следующих элементов
Субъект власти это носитель власти, который выражает свою волю через приказ: индивиды, политические институты и организации, элиты и лидеры,
Объектами власти являются: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д. Это исполнители властного приказа.
Источники власти – то на основании чего власть возникает. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.
Ресурсы власти – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти.
Типы ресурсов власти:
− экономические: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые;
− силовые: оружие, аппарат физического принуждения;
− социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть, кадровая политика;
− информационные: средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения;
− политико-правовые: конституция, законы, программные документы политических партий;
− демографические: человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.
Назначение политической власти проявляется в выполняемых ею функциях.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Господство
разделение общества на господствующие и подчиненные группы, выделение аппарата управления.
Управление
принятие конкретных управленческих решений, деятельность административного аппарата и правительственных органов власти.
Руководство
выработка и законодательное закрепление стратегии развития, политической системы, выбор средств осуществления основных целей.
Контроль
обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.
11.Политическая легальность и легитимность. Для характеристики деятельности политической власти общепризнанно употребление понятий «легальность» и «легитимность» (от лат. legalis и legitimus– законный, правомерный). Легальность – носит юридический характер и означает соответствие власти и ее действий закону. Легитимность – носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером(1864 – 1920 гг.) в нач. ХХ в.
Легитимность власти часто меняет свою интенсивность. Когда поддержка народом органов власти или правящего режима сводится к минимуму, можно говорить о кризисе легитимности.
В политической науке выделяют следующиесредстваповышениястепени признания власти населением.
Идеологические средства – оправдание власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа.
Экономические средства – проведение успешной экономической политики, выражающейся в повышении благосостояния граждан.
Правовые средства – обеспечение политический курс в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики.
Политические средства – деление участников политического процесса на «друзей» и «врагов», апелляция к экономической и технической целесообразности.
М Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и легальная
- Объект и предмет политической науки.
- 2. Структура и функции политологии
- 3. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.
- Связь политологии с социально-гуманитарными науками
- Подходы к пониманию сущности политики.
- 7.Структура, свойства и функции политики.
- 8.Виды и уровни политики. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.
- 9.Понятие политической власти. Теории власти.
- 10.Структура и функции политической власти.
- Типы легитимности по м. Веберу
- 14.Типология политических систем
- В социологическом смысле
- 16. Тоталитаризм. Тоталитарный режим
- 17.Авторитарный режим
- 18. Демократия.
- 19. Прямая и представительная демократия.
- 22. Признаки, сущность и функции государства.
- 24. Формы государственного правления.
- 25. Правовое и социальное государство.
- 4.Контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
- 31) Институты государственной власти Республики Беларусь.
- 5. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
- 32) Политическая партия. Причины возникновения и генезис политических партий.
- 33) Признаки, структура и функции политических партий.
- Партийное руководство
- Рядовые члены партии
- Блок избирателей
- 34) Типы политических партий.
- 35) Партийная система. Виды партийных систем.
- 36. Политическая оппозиция и ее роль в функционировании политической системы.
- Роль оппозиции
- Системная и внесистемная оппозиция.
- 37. Политические партии Республики Беларусь.
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- 41) Стадии политического процесса.
- 42) Виды политических процессов.
- 43) Политическое участие.
- 44) Абсентеизм.
- 45) Политический конфликт как социальное явление.
- 47.Основные типы политических конфликтов.
- 48.Политические кризисы.
- 49 Политическая элита
- 50 Политическое лидерство
- 51 Выборы как институт непосредственной демократии. Основные функции выборов.
- 52 Избирательное право
- 53 Избирательный процесс, его компоненты. Референдум
- 54 Избирательные системы
- 55.Политическая идеология.
- Уровни политической идеологии:
- 56.Либерализм и неолиберализм.
- 57.Консерватизм и неоконсерватизм.
- 58.Современная социал-демократия.
- 59.Политическая культура. Типология политической культуры.
- 61.Международные отношения.
- 62.Внешняя политика гос-ва
- 63.Геополитика. Основные геополитические идеи и концепции.
- 64. Теоретические основы геополитики. Характерные черты геополитической ситуации в начале XXI в.