25. Правовое и социальное государство.
Сущность и основополагающие принципы правового социального государства.Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства как противовес самовластию и произволу личности правителя звучала уже в трудах античных мыслителей таких как Платон, Аристотель. Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к к. XVIII – нач. XIX в. – периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола, утверждались принципы свободы и равенства людей. В разработку концепции правового государства внесли вклад Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и др. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе нач. XIX в. в трудах К. Велькерта и Р. фон Моля.
Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Иначе говоря, правовое государство можно определить как государство, в котором господствуют право и закон.
ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА
господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.
Основополагающими принципами правового государства являются:
НЕОТЧУЖДАЕМОСТИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
признание, утверждение, надлежащее гарантирование и реализация прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека имеют естественный характер (принадлежат ему от рождения), а не являются октроированными (дарованными, жалованными).
ВЗАИМНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления строятся на основе взаимной ответственности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Граждане несут ответственность перед государством по соблюдению установленных правовых
РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ, ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ, СУДЕБНУЮ
исключение монополизации власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечение соответствия всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. В правовом государстве разделение властей включает в себя организационно-правовой механизм их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов с целью удержания каждой из них в пределах своих полномочий и вместе с тем обеспечения самостоятельности и независимости от других властей.
ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЗАКОНОВ
реализуется путём деятельности независимых контрольно-надзорных органов
Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека – систему взаимосвязанных форм и средств (нормативных, конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию определенных прав и соответствующих обязанностей.
Социальное государство.Впервые концепция социального государства была выдвинута немецким ученым Л. Штайном во второй половине XIX в. В 1930 г. немецкий ученый Г. Геллер ввел в научный оборот понятие “социальное правовое государство”.
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, поддержки социально слабых групп населения. В таком государстве реализуется принцип соучастия граждан в управлении производством и распределении благ, обеспечивается социальная справедливость путём предоставления равных возможностей для самореализации личности в обществе.
Историческая практика формирования правового социального государства в развитых западных странах (США, Германии, Англии, Скандинавских странах и др.) позволяет сформулировать ряд условий, необходимых для формирования социального государства:-реализация всех принципов правового государства;
законодательное закрепление частной собственности, принципов смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии;
открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру, общественному согласию и справедливости;
гарантированная социальная защита всех слоёв населения.
26) Законодательные органы власти. Парламент: сущность, характеристики, виды, функции.Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти.
По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные. 1.Однопалатный парламент: способ формирования: путём выборов; сфера компетенции палат отсутствует. Примеры государств: Дания, Швеция, Финляндия.2.Двухпалатный парламент: способ формирования: Верхняя палата: по принципу наследования (Великобритания); по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.); по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция).Нижняя палата: путём выборов; сфера компетенции палат: Верхняя палата – зачастую выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Нижняя палата – как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики; Примеры государств: США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь.
Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован:-парламентские комиссии, разрабатывающие и оценивающие основы законопроектов, отвечают за определенное направление политики (постоянные и временные). -фракции – группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии, имеют право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня. ункции координирования действий различных политических сил принадлежат председателю парламента,избирается на весь срок полномочий палаты, следит за расходованием финансовых средств и работой административного аппарата палаты.
Функции: внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические: 1. законотворческая (принятие законов), в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных групп и партийных фракций, подписание законопроекта;2.представительская - представление и защита интересов отдельных социальных групп и общества в целом избранными депутатами парламента;
3. разработка и утверждение государственного бюджета;
- Объект и предмет политической науки.
- 2. Структура и функции политологии
- 3. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.
- Связь политологии с социально-гуманитарными науками
- Подходы к пониманию сущности политики.
- 7.Структура, свойства и функции политики.
- 8.Виды и уровни политики. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.
- 9.Понятие политической власти. Теории власти.
- 10.Структура и функции политической власти.
- Типы легитимности по м. Веберу
- 14.Типология политических систем
- В социологическом смысле
- 16. Тоталитаризм. Тоталитарный режим
- 17.Авторитарный режим
- 18. Демократия.
- 19. Прямая и представительная демократия.
- 22. Признаки, сущность и функции государства.
- 24. Формы государственного правления.
- 25. Правовое и социальное государство.
- 4.Контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
- 31) Институты государственной власти Республики Беларусь.
- 5. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
- 32) Политическая партия. Причины возникновения и генезис политических партий.
- 33) Признаки, структура и функции политических партий.
- Партийное руководство
- Рядовые члены партии
- Блок избирателей
- 34) Типы политических партий.
- 35) Партийная система. Виды партийных систем.
- 36. Политическая оппозиция и ее роль в функционировании политической системы.
- Роль оппозиции
- Системная и внесистемная оппозиция.
- 37. Политические партии Республики Беларусь.
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- 41) Стадии политического процесса.
- 42) Виды политических процессов.
- 43) Политическое участие.
- 44) Абсентеизм.
- 45) Политический конфликт как социальное явление.
- 47.Основные типы политических конфликтов.
- 48.Политические кризисы.
- 49 Политическая элита
- 50 Политическое лидерство
- 51 Выборы как институт непосредственной демократии. Основные функции выборов.
- 52 Избирательное право
- 53 Избирательный процесс, его компоненты. Референдум
- 54 Избирательные системы
- 55.Политическая идеология.
- Уровни политической идеологии:
- 56.Либерализм и неолиберализм.
- 57.Консерватизм и неоконсерватизм.
- 58.Современная социал-демократия.
- 59.Политическая культура. Типология политической культуры.
- 61.Международные отношения.
- 62.Внешняя политика гос-ва
- 63.Геополитика. Основные геополитические идеи и концепции.
- 64. Теоретические основы геополитики. Характерные черты геополитической ситуации в начале XXI в.