4.Контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
5.функция обратной связиосуществляетсяпосредством контактов депутатов с избирателями, с целью обеспечения социальной поддержки проводимого курса.
Внешнеполитические:1.утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства; 2.ратификация и денонсация международных договоров; 3.объявление войны, заключение мира и др.
Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь. Парламентаризм – это специфическая система государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенстве закона при ведущей роли парламентов в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка.
Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии два этапа, последовательная смена которых была обусловлена:-во-первых, изменением статуса страны от субъекта федерации в составе СССР до суверенной демократической республики; -во-вторых, неоднократным принятием государственных конституций, в которых по-разному определялась роль представительного и законодательного органа страны. I этап – советский (1919 г. – к. 1980-х – нач. 1990-хгг.Принятие Конституции ССРБ в 1919г.Верховную государственную власть в республике осуществлял Съезд Советов Белоруссии – представительный и законодательный орган, созываемый не реже двух раз в год. 1927г. Принятие второй Конституции ССРБ. Высшие органы власти: Съезд Советов БССР и ЦИК. 19 февраля 1937г. - Новая республиканская Конституция, которая соответствовала Основному закону СССР от 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти - Верховный Совет, который избирал Президиум и образовывал правительство – СНК БССР. 1978г. – последняя Конституция ССРБ, согласно которой система органов государственной власти и управления, провозглашённая в 1937 г., практически не изменялась. Высшими органами власти и управления в республике были Верховный Совет и Президиум Верховного Совета – постоянно действующий орган представительной власти.II этап – постсоветский (1991 г. – до настоящего времени)27 июля 1990 г. - Декларация Верховного Совета БССР, "полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях". 25 августа 1991 г. - Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены измененияи дополнения в Конституцию 1978 г., действовавшую вкачестве Основного закона страны до 1994 г. 15 марта 1994 г., Конституции суверенной Республики Беларусь - высшим представительным и законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был провозглашён Верховный Совет, состоявший из 260 депутатов, избираемых на пятилетний срок. В основной закон Конституции был изначально заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь.
27) Понятие и сущность исполнительной власти. Правительство: структура, порядок формирования, полномочия. Для реализации полномочий исполнительной власти в различных сферах государственной жизни создаётся и функционирует правительство.
Правительствопредставляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств.
Структура правительства строится по принципу иерархии:
Премьер-министр министры начальники (председатели) департаментов, управлений, комитетов, отделов.
Статус и роль правительства в политической жизни определяются формой правления и политическим режимом. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства, при парламентарных формах правления – это высший орган исполнительной власти.
Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику:
Президентская Республика: порядок формирования (правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента); подотчётность(правительство ответственно перед президентом. Глава государства пользуется правом назначения министров по своему усмотрению, в Правительство ответственно перед президентом. Глава государства пользуется правом назначения министров по своему усмотрению, в некоторых странах по согласованию с парламентом (США);
Республика Беларусь: функции правительства выполняет Совет Министров, формируемый президентом и подотчётный ему. Должность премьер-министра также назначается президентом с согласия Палаты представителей.
Парламентская Республика: порядок формирования (правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий формируют коалиционное правительство); подотчётность (правительство ответственно перед парламентом.)
К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:
формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;
общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;
исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;
принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;
руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;
прогнозирование социально-экономического развития;
ведение международных переговоров и заключение соглашений.
Исключительно важная роль в структуре исполнительной власти принадлежит органам охраны общественного порядка, налоговой инспекции, исполнения наказаний, государственной безопасности, а также вооружённым силам. Посредством этих институтов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Особую группу представляют контрольные органы государства – прокуратура, контрольная палата, комитет государственного контроля и.т.п.
28) Судебная власть как вид государственной власти.В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а её государственная природа — обязанностью государства этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Сохранение всеобщего и универсального значения права как социального регулятора требует обеспечения правовой реальности в случае спора о самом праве. Возможность и обязанность определить, что является правом в случае спора об этом в индивидуальном правоприменении, составляет основу судебной власти, определяет её место и роль в системе разделения властей, а так же политических акторов, образует уникальный властный ресурс судебной власти. Не смотря на индивидуальный характер правового регулирования спорного отношения судебная власть это социетальная система социальной регуляции. Определяемые в судебных решениях категории качества, количества и меры допустимого поведения становятся частями социокультурного кода общества. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.
Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия властных ветвей внутри политической системы. Во многих странах мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого — так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США. Джордж Вашингтон говорил, что «подлинное отправление правосудия является самой прочной основой хорошего правительства».
29) Глава государства, его роль, статус и полномочия. Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.
Статус главы государства:
олицетворяет собой единство нации;
является символом государства;
представляет страну на международной арене;
выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;
служит связующим звеном между высшими органами власти.
В качестве главы государства может выступать монарх, президент, премьер-министр. Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от многих факторов, важнейшие из которых форма правления и политический режим.
В монархиях главой государства является король, император, шах и т.д., пост которого является пожизненным и передается по наследству. Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт). В современных парламентских монархиях институт монарха носит формальный, представительный характер.
В республике главой государства является, как правило, президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками.
Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Россия, Беларусь), в некоторых – коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в состав которого входят уполномоченные земель и депутаты бундестага. Неодинаков и срок полномочий президента: в США – 4 года, в Индии, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица.
Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в руках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер).
В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является главой государства, и главой правительства (при смешанной форме правления).
В полномочия президента входит:
формирование правительства и контроль над его деятельностью;
обращение к парламенту с посланиями;
роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь);
подписание и контроль за исполнением законов;
право вето на отдельные законодательные акты;
назначение судей (без права вмешательства в процесс правосудия);
право помилования, амнистии;
решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;
прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;
ведение переговоров и заключение международных соглашений;
введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.
30) Конституция – правовая основа политической системы общества. Конституционный строй Республики Беларусь. Основы конституционного строя Республики Беларусь. ДействующаяКонституция Республики Беларусь была принята Верховным Советом 15 марта 1994 г., дополнена и изменена на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. Согласно ей Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Конституция республики – это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования общественных отношений.
Понятие «конституционный строй»означает порядок, при котором государство и общество строят свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией.
Основами конституционного строя можно считать находящиеся под защитой государства сущностные политико-правовые и социально-нравственные установки разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, и обеспечивается их взаимодействие.
С позиции содержательного подхода конституционный строй Республики Беларусь можно охарактеризовать как демократический, то есть имеющий следующие важнейшие признаки:
1.подчинение государства праву(правовое государство);
2. признание и гарантированность неотъемлемых прав человека и гражданина. Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность.
3. принцип разделения властей, то естьвнедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют функционировать ветвям единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании.В статье 6 Конституции Республики Беларусь закреплено, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную (представляет двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь), исполнительную (осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и Президент) и судебную (реализует система судов). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга;
4. многообразие форм собственности как реальная возможность для существования и развития частной собственности – важнейшего условия проявления свободы и автономности личности;
5. политический плюрализм,то есть многообразие мнений, суждений, взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме призывающих к насильственному изменению конституционного строя либо пропагандирующих войну, социальную, национальную, религиозную и расовую вражду;
6. наличие гражданского общества, то естьсистемы негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для самоорганизации индивидов и коллективов, осуществления их личных интересов и формирования совокупности неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных и т.д.).
7. Социальный характер белорусского государства,среди признаков которого выделяют:
ответственность государства за достойное существование граждан;
государственная поддержка малоимущих категорий граждан;
осуществление эффективной борьбы с антиобщественными явлениями.
наличие обязанностей индивида перед иными лицами и обществом в целом.
Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому человеку достойного уровня жизни. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий. Полноценное развитие личности возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, право на образование, право на охрану здоровья, право на безопасный труд и др.
Для социального государства также характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные средства: правовые, экономические, организационные. Таким образом, в Конституции Республики Беларусь сформулированы фундаментальные основы демократического, правового, социального государства, провозглашены необходимые условия для формирования и развития гражданского общества, а человек, его права и свободы признаны высшей ценностью общества и государства.
Основной закон Республики Беларусь выполняет ряд ключевых функций, определяющих место Конституции в общей системе правовых источников государства, её влияние на политическое, экономическое, социальное и духовное развитие общества:
1. Юридическая функция заключается в том, что Конституция является главным законом государства, на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам;
2. Политическая функция состоит в том, что Конституция определяет участников политического процесса и рамки, в которых протекает этот процесс. Как политический документ Конституция может рассматриваться и в качестве программы, содержащей нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса и реальных действий государственных институтов (законодательной, исполнительной, судебной властей);
3. Идеологическая функция заключается в том, что Конституция является юридической основой государственной идеологии, мировоззренческим документом, способствующим распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений и ценностей, необходимых для развития общества и государства в определённом направлении.
- Объект и предмет политической науки.
- 2. Структура и функции политологии
- 3. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.
- Связь политологии с социально-гуманитарными науками
- Подходы к пониманию сущности политики.
- 7.Структура, свойства и функции политики.
- 8.Виды и уровни политики. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.
- 9.Понятие политической власти. Теории власти.
- 10.Структура и функции политической власти.
- Типы легитимности по м. Веберу
- 14.Типология политических систем
- В социологическом смысле
- 16. Тоталитаризм. Тоталитарный режим
- 17.Авторитарный режим
- 18. Демократия.
- 19. Прямая и представительная демократия.
- 22. Признаки, сущность и функции государства.
- 24. Формы государственного правления.
- 25. Правовое и социальное государство.
- 4.Контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
- 31) Институты государственной власти Республики Беларусь.
- 5. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
- 32) Политическая партия. Причины возникновения и генезис политических партий.
- 33) Признаки, структура и функции политических партий.
- Партийное руководство
- Рядовые члены партии
- Блок избирателей
- 34) Типы политических партий.
- 35) Партийная система. Виды партийных систем.
- 36. Политическая оппозиция и ее роль в функционировании политической системы.
- Роль оппозиции
- Системная и внесистемная оппозиция.
- 37. Политические партии Республики Беларусь.
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- 41) Стадии политического процесса.
- 42) Виды политических процессов.
- 43) Политическое участие.
- 44) Абсентеизм.
- 45) Политический конфликт как социальное явление.
- 47.Основные типы политических конфликтов.
- 48.Политические кризисы.
- 49 Политическая элита
- 50 Политическое лидерство
- 51 Выборы как институт непосредственной демократии. Основные функции выборов.
- 52 Избирательное право
- 53 Избирательный процесс, его компоненты. Референдум
- 54 Избирательные системы
- 55.Политическая идеология.
- Уровни политической идеологии:
- 56.Либерализм и неолиберализм.
- 57.Консерватизм и неоконсерватизм.
- 58.Современная социал-демократия.
- 59.Политическая культура. Типология политической культуры.
- 61.Международные отношения.
- 62.Внешняя политика гос-ва
- 63.Геополитика. Основные геополитические идеи и концепции.
- 64. Теоретические основы геополитики. Характерные черты геополитической ситуации в начале XXI в.