logo
шпоры

37. Политические партии Республики Беларусь.

Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения органов государственной власти и широкой общественности, выдвижение кандидатов при проведении выборов на государственные должности, участие в выборах. Политические партии создаются в целях участия граждан Республики Беларусь в политической жизни общества посредством участия не только в выборах, но и для организации участия граждан в иных общественных и политических акциях - референдумах, митингах, шествиях, демонстрациях, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Важная роль принадлежит политическим партиям не только в их участии в политической и государственной жизни страны, но и в становлении и развитии гражданского общества в Беларуси. Политические партии являются одним из элементов гражданского общества. Политические партии имеют право создавать союзы (ассоциации). Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями. Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, союзов. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность политических партий, союзов, равно как и вмешательство политических партий, союзов в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 6 Закона о политических партиях). В зависимости от политической ориентации партии можно разделить натри основные группы: левые, центристские и правые.

Левые партии стремятся к социализму, социальному равенству, выступают за превосходство коллективных форм собственности над частными. К левым партиям в Беларуси можно отнести: Партия коммунистов Белорусская, Белорусская социалистическая партия, Республиканская партия труда и справедливости и др. Правые партии выступают за ограничение государственного регулирования в сфере экономики и социальной сфере, за сокращение налогов. Они сторонники устоявшихся традиций и порядков. К правым партиям в Беларуси относятся: Белорусский народный фронт, Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая громада и др. Центристские партии подразделяются на левоцентристские и правоцентристские. Центристские партии занимают промежуточное положение и имеют черты как левых, так и правых партий. К центристским партиям в Беларуси можно отнести: Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия и др.

Партии, поддерживающие политику президента

Оппозиционные партии

38.Общественное движение – это относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели.

Для общественного движения характерны следующие черты:

В становлении и развитии общественных движений можно выделить ряд стадий:- Стадия создания предпосылок движения

Возникает определенное социальное беспокойства по поводу той или иной проблемы (угроза ядерной войны, дискриминация женщин, бесправие молодежи и т.д.). С одной стороны, в массах ощущается недовольство существующим положением дел, а с другой - появляется небольшая группа людей, которая способна уловить это недовольство и придать ему целенаправленный характер.

- Стадия формулировки целей и задач

люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы,

осознают себя причастными к одному движению.

-Стадия агитации. Путём широкой пропаганды целей и разъяснения задач осуществляется вербовка сторонников общественного движения.

- Стадия развернутой деятельности общественного движения.

-Стадия затухания общественного движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми.

Типология современных общественных движений. В силу большого количества и идейного разнообразия общественных объединений их возможно классифицировать по нескольким критериям.

Различают общественные движения неполитического и политического характера:

В зависимости от отношения к существующим социально-политическим порядкам выделяют:-консервативные движения – ориентированы на сохранение сложившейся системы, их социальная база чаще всего состоит из слоёв, приближённых к властным структурам;

По способам и методам действий общественные движения и организации бывают:

По социальной принадлежности участников различают общественные движения:

Общественные движения и организации группируются также по половозрастным признакам:

Широко распространены движения и организации, объединяющие своих членов по профессиональному признаку (врачи, ученые, писатели, учителя, адвокаты и т.п.), при этом они решают не только свои специфические задачи, но и поднимают проблемы огромного социального звучания

Все общественные движения можно, наконец, разделить по основным целям и сферам деятельности на:-экологические

39.Лоббизм. Помимо общественных организаций и движений особую роль в политической системе выполняют и группы давления – лобби(от англ. lobbi – прогулочная площадка, коридор в здании парламента). Политическую окраску термины «лоббизм», «лоббирование» приобрели во второй половине ХІХ в. в США, когда под ними стали понимать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса.

В политологии под лоббизмомпонимается политика, направленная на отстаивание отдельными политическими и социальными силами своих интересов в органах государственной власти. В более узком смысле суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики - лоббисты - стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они зачастую не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др.

Лоббистские группы возникают, как правило, в том случае, когда в организации или движении начинает доминировать частный интерес, не совпадающий с общесоциальным. Организации такого рода не афишируют свою деятельность, они создаются при высших государственных органах в виде комитетов, комиссий, советов, бюро, через которые и влияют на принятие политических решений.

По отношению к лоббизму существует два подхода:

Сторонники первого подхода приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и на этом основании пытаются ликвидировать его путём введения юридических санкций (Франция, Индия). Приверженцы второго подхода стремятся контролировать лоббизм ограничив его правовыми рамками (в США и Канаде лоббистская активность регулируется государством, так в Конгрессе Соединённых Штатов своё лобби имеют профсоюзы, религиозные общины, антивоенное движение, причём с 1946 г. их деятельность ограничена соответствующим законом и находится под жёстким финансовым контролем).

40.Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.

Политический процесс имеет два уровня проявления: глобальный и частичный. Глобальный политический процесс представляет собой непрерывное движение всей политической системы. Частичный политический процесс характеризует движение отдельных элементов или частей политической системы.