22. Признаки, сущность и функции государства.
Признаки государства. Современное государство имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают четыре важнейшие элементы государства:
1. Территория это физическая, материальная основа государства. Как признак государства территория: нераздельна; неприкосновенна (это находит свое выражение в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства); исключительна(на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
2. Население (народ) как составляющий элемент государства – есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием стабильности государства. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному и иному признаку представляет серьезную угрозу существованию государства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства (подданства). Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида.
3. Суверенная власть является определяющим элементом государства. Суверенитет (от лат. super – над) – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.
Будучи суверенной, государственная власть: универсальна, распространяется на все население, общественные, политические и другие организации; обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; имеет право легитимного насилия путём применения исключительных средств воздействия (армия, милиция, тюрьмы и т.д.). Формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом.
4. Наличие органов государственной власти. Государство представляет собой особую организацию публичной политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, осуществляющих управление обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Государство как важнейший общественный институт обладает рядом исключительных прав:-правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;
правом использования специальных средств воздействия на населения (легитимный аппарат принуждения и насилия);
правом принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность
Функции государства. Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества, является её основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы.
Функции государства – это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме. В современном политическом мире можно обобщить и классифицировать функции государства следующим образом:
Функции государства бывают 2 видов: внутренние и внешние.
Внутренние функции:-Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.
-Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума и состоит в удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, здравоохранении, образовании, поддержке социально незащищенных групп населения.
-Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы.
-Правовая функциявключает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.
-Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью
налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста и осуществления санкций по обеспечению макроэкономической стабильности.
Внешние функции: -Функция обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны, обеспечение невмешательства во внутренние дела других государств.
-Дипломатическая функция реализуется в поддержании и развитии межгосударственных отношений, а также осуществлении внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участии в международных организациях, блоках, союзах.
23. Формы государственного устройства.Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.
Основными формами государственного устройства являются:
1. Унитарное государство (от фр. unitare – единство). Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире (Беларусь, Финляндия, Франция, Испания, Великобритания). Для унитарного государства характерно:
единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;
единая система высших органов государственной власти;
единое гражданство;
централизованная судебная и правовая система;
территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.
2. Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение). Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Индия, Австралия, Бразилия). Объединяющими началами федерации выступают:
единое социально-экономическое пространство;
единая валютно-денежная система;
федеральное гражданство;
федеральная конституция;
федеральные органы власти и управления.
Специфические черты субъектов федерации:
наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов (штатов, республик, земель);
субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;
между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;
субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты (например, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии – Бундесрат).
Конфедерация (от лат. confoederatio – союз). Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя полную государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы.
Конфедеративные союзы, как правило, либо предшествуют образованию федераций, либо распадаются на ряд суверенных государств, когда достигнуты или утратили актуальность цели объединения. Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776 – 1787) гг., Швейцария (1815 – 1848) гг., Германский союз (1815 – 1867) гг. Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе, Содружестве Независимых Государств (СНГ), сформированном после распада СССР в составе 12 государств.
- Объект и предмет политической науки.
- 2. Структура и функции политологии
- 3. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.
- Связь политологии с социально-гуманитарными науками
- Подходы к пониманию сущности политики.
- 7.Структура, свойства и функции политики.
- 8.Виды и уровни политики. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.
- 9.Понятие политической власти. Теории власти.
- 10.Структура и функции политической власти.
- Типы легитимности по м. Веберу
- 14.Типология политических систем
- В социологическом смысле
- 16. Тоталитаризм. Тоталитарный режим
- 17.Авторитарный режим
- 18. Демократия.
- 19. Прямая и представительная демократия.
- 22. Признаки, сущность и функции государства.
- 24. Формы государственного правления.
- 25. Правовое и социальное государство.
- 4.Контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
- 31) Институты государственной власти Республики Беларусь.
- 5. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
- 32) Политическая партия. Причины возникновения и генезис политических партий.
- 33) Признаки, структура и функции политических партий.
- Партийное руководство
- Рядовые члены партии
- Блок избирателей
- 34) Типы политических партий.
- 35) Партийная система. Виды партийных систем.
- 36. Политическая оппозиция и ее роль в функционировании политической системы.
- Роль оппозиции
- Системная и внесистемная оппозиция.
- 37. Политические партии Республики Беларусь.
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- 41) Стадии политического процесса.
- 42) Виды политических процессов.
- 43) Политическое участие.
- 44) Абсентеизм.
- 45) Политический конфликт как социальное явление.
- 47.Основные типы политических конфликтов.
- 48.Политические кризисы.
- 49 Политическая элита
- 50 Политическое лидерство
- 51 Выборы как институт непосредственной демократии. Основные функции выборов.
- 52 Избирательное право
- 53 Избирательный процесс, его компоненты. Референдум
- 54 Избирательные системы
- 55.Политическая идеология.
- Уровни политической идеологии:
- 56.Либерализм и неолиберализм.
- 57.Консерватизм и неоконсерватизм.
- 58.Современная социал-демократия.
- 59.Политическая культура. Типология политической культуры.
- 61.Международные отношения.
- 62.Внешняя политика гос-ва
- 63.Геополитика. Основные геополитические идеи и концепции.
- 64. Теоретические основы геополитики. Характерные черты геополитической ситуации в начале XXI в.