24. Формы государственного правления.
Формой государственного правленияпонимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха. В настоящее время абсолютные монархии редки, сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.
Спецификаконституционной монархиисостоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется надуалистические и парламентские.
Придуалистической монархии конституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Законодательная власть в таком случае принадлежит парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания).
Для парламентской монархиихарактерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония).
Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную(полупрезидентскую).
Парламентская республика:
Правительство формируется законодательным органом (парламентом) из представителей партий, располагающих большинством в парламенте.
Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение (вотум недоверия) деятельности правительства и его главы. Руководитель правительства – (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер) - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Правительство осуществляет исполнительную власть. Парламент формирует и контролирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет (устанавливает финансовые рамки деятельности правительства). Президент может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом, его роль ограничивается формальными представительскими функциями, политический вес невелик. Примеры государств (Италия, Германия, Ирландия, Турция).
Президентская республика:Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним. Роль главы правительства принадлежит президенту, премьер-министр назначается президентом и полностью ему подотчётен. Правительство осуществляет исполнительную власть. Парламент может ограничивать действия президента с помощью издания законов и через утверждение бюджета. Не имеет права вотума недоверия правительству.
В случае неконституционных действий президента парламент обладает правом импичмента. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Президент чаще всего избирается прямо всенародно или коллегией выборщиков.
Президент одновременно выступает главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент не имеет права роспуска парламента, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Пример — США.
Смешанная республика:Президент, учитывая расклад политических сил в парламенте, назначает главу правительства (премьер-министра), совместно с которым формирует правительство (кабинет министров). Президент председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность.
Характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Премьер-министр назначается президентом, обладает правом законодательной инициативы и несёт всю ответственность за деятельность правительства. Правительство осуществляет исполнительную власть. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Парламент не обладает правом импичмента в отношении президента. Президент и парламент избираются независимо друг от друга.
Президент вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент. (Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, РФ, Беларусь).
- Объект и предмет политической науки.
- 2. Структура и функции политологии
- 3. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.
- Связь политологии с социально-гуманитарными науками
- Подходы к пониманию сущности политики.
- 7.Структура, свойства и функции политики.
- 8.Виды и уровни политики. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.
- 9.Понятие политической власти. Теории власти.
- 10.Структура и функции политической власти.
- Типы легитимности по м. Веберу
- 14.Типология политических систем
- В социологическом смысле
- 16. Тоталитаризм. Тоталитарный режим
- 17.Авторитарный режим
- 18. Демократия.
- 19. Прямая и представительная демократия.
- 22. Признаки, сущность и функции государства.
- 24. Формы государственного правления.
- 25. Правовое и социальное государство.
- 4.Контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
- 31) Институты государственной власти Республики Беларусь.
- 5. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
- 32) Политическая партия. Причины возникновения и генезис политических партий.
- 33) Признаки, структура и функции политических партий.
- Партийное руководство
- Рядовые члены партии
- Блок избирателей
- 34) Типы политических партий.
- 35) Партийная система. Виды партийных систем.
- 36. Политическая оппозиция и ее роль в функционировании политической системы.
- Роль оппозиции
- Системная и внесистемная оппозиция.
- 37. Политические партии Республики Беларусь.
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- 41) Стадии политического процесса.
- 42) Виды политических процессов.
- 43) Политическое участие.
- 44) Абсентеизм.
- 45) Политический конфликт как социальное явление.
- 47.Основные типы политических конфликтов.
- 48.Политические кризисы.
- 49 Политическая элита
- 50 Политическое лидерство
- 51 Выборы как институт непосредственной демократии. Основные функции выборов.
- 52 Избирательное право
- 53 Избирательный процесс, его компоненты. Референдум
- 54 Избирательные системы
- 55.Политическая идеология.
- Уровни политической идеологии:
- 56.Либерализм и неолиберализм.
- 57.Консерватизм и неоконсерватизм.
- 58.Современная социал-демократия.
- 59.Политическая культура. Типология политической культуры.
- 61.Международные отношения.
- 62.Внешняя политика гос-ва
- 63.Геополитика. Основные геополитические идеи и концепции.
- 64. Теоретические основы геополитики. Характерные черты геополитической ситуации в начале XXI в.