logo
Всемирная торговая организация и Россия

Аргументы в пользу открытой торговли

Философия лежащая в основе ВТО в пользу открытой системы торговли, базирующаяся на международных согласованных правилах, достаточно проста, а в её основе лежит главным образом коммерческий здравый смысл.

Все страны обладают ресурсами - людскими, промышленными, природными, финансовыми, которые они могут использовать для выпуска товаров и услуг для потребления на внутреннем рынке или выхода с ними на международные рынки, вступая в конкуренцию с другими поставщиками. Термин "сравнительное преимущество" означает, что процветание стран зависит от того, как они воспользуются своими ресурсами для концентрации усилий на производстве тех товаров или услуг, которые они могут производить лучше других. Такая ситуация возникает естественным образом для фирм, действующих на внутреннем рынке, но это лишь часть общей картины. Есть еще и мировой рынок. Большинство фирм признают, что, чем обширней рынок, тем больше их потенциал с точки зрения достижения наиболее эффективных масштабов производства и получения доступа к наибольшему числу клиентов. Другими словами, меры по либерализации торговли, которые обеспечивают беспрепятственные потоки товаров, услуг, а также факторов производства приумножают те выгоды, которые они получают от выпуска продукции наивысшего качества, наилучшей конструкции и по наилучшим ценам.

Однако успехи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, компании которых обладают определенными преимуществами, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность части своих товаров или услуг. При наличии открытой экономики, однако, они приобретают конкурентоспособность в других областях. Этот процесс, развивается постепенно. Компании нацеливают свои усилия на выпуске новой продукции, стараются найти новую "нишу" в той области, в которой они работают, или расширить производство за счет выпуска новых изделий. Мировой рынок эти возможности расширяет.

Альтернативный вариант, который заключается в защите от импорта или предоставлении правительственных субсидий, ведет к тому, что неэффективные и громоздкие компании заваливают потребителя устаревшими и непривлекательными изделиями. В конечном итоге заводы закрываются, а работники теряют свои рабочие места, несмотря на протекционизм и субсидии. Если правительства стремятся осуществлять такую же политику в своей внешней торговле, происходит сжатие рынка, а мировая экономическая активность сокращается. Одна из целей ВТО как раз и заключается в том, чтобы предотвратить такой бесперспективный и саморазрушительный дрейф в сторону протекционизма.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4