Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
ВТО признает, что правительства могут предоставлять субсидии национальному производителю, преследуя различные торгово-политические цели. Система ВТО регулирует только те случаи субсидирования, которые искажают условия конкуренции в международной торговле. Основные принципы и подходы к данной проблеме были подробно разработаны в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам. Необходимо подчеркнуть, что положения данного соглашения относятся к промышленной продукции; порядок субсидирования сельскохозяйственной продукции прописан в Соглашении по сельскому хозяйству.
Соглашение разделяет промышленные субсидии, предоставляемые правительствами, на запрещенные и допустимые. Стало обычной практикой сравнивать категории субсидий по Соглашению с сигналами светофора. Запрещенные субсидии называют красными субсидиями; допустимые, но наказуемые субсидии, в тех случаях, когда субсидированный экспорт наносит ущерб – желтые; допустимые и ненаказуемые субсидии – зеленые.
К запрещенным субсидиям (так называемая, "красная корзина") относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым. Приложение I к Соглашению приводит примерный перечень экспортных субсидий. К таковым, например, относятся прямые экспортные субсидии; программы, допускающие удержание валюты, любо любая подобная практика, которая влечет за собой выплату премии при экспорте; внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, устанавливаемые или взимаемые на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке. Так, например, в 2001 году Органом по разрешению споров ВТО было вынесено решение в соответствии с иском ЕС постановившее, что американское законодательство о налоговых льготах экспортерам представляет собой скрытую форму экспортных субсидий. ГАТТ-47 запрещало предоставление экспортных промышленных субсидий только развитым странам, после Уругвайского раунда данное положение действует и в отношении развивающихся стран, им предоставлен 8-летний переходный период для внесения изменения в практику субсидирования. В течение этого периода развивающиеся страны не имеют право увеличивать размер своих экспортных субсидий. Однако наименее развитые страны (страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.) имеют право субсидировать экспорт.
Допустимые субсидии (так называемая "желтая корзина"), в свою очередь, принято разделять на две категории: "наказуемые" и "ненаказуемые".
К "наказуемым" субсидиям относятся те случаи субсидирования, когда импорт субсидируемых товаров приводит к негативному влиянию на торговлю в стране-импортере. Вследствие чего страна-импортер имеет право предпринять ответные меры с целью исправления положения. Такие ответные меры могут иметь форму компенсационных пошлин. Но необходимо доказать факт того, что субсидированный импорт наносит серьезный ущерб или прямо угрожает серьезным ущербом национальной промышленности. Кроме того, страна-импортер имеет право вынести вопрос на рассмотрение Органа по урегулированию торговых споров и добиться отмены или изменения системы субсидирования той страны, чей субсидируемый экспорт искажает торговлю.
Для разделения субсидий в рамках "желтой корзины" (когда применение субсидии допускается, но это может иметь негативный эффект) Соглашение использует критерий специфичности для разделения субсидий данного вида на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она предоставлена:
предприятию или группе предприятий;
промышленному сектору или группе секторов;
определенному географическому региону.
Например, низкие внутренние цены на энергоносители – есть субсидия. Но предоставляется она всем российским предприятиям а, значит, не является специфической.
Допустимые и ненаказуемые субсидии ("зеленая корзина") – субсидии, не дающие основание для разбирательства, то есть фактически разрешенные субсидии. К таким субсидиям относится финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов; дотации регионам, находящимся в неблагоприятных условиях; средства, направляемые на охрану окружающей среды. Однако о программах субсидирования следует уведомлять Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, учрежденный в соответствии с Соглашением. Кроме того, если допустимая субсидия влечет за собой "серьезные неблагоприятные последствия" для национальной отрасли производства какого-либо члена ВТО, причиняя ей "ущерб, который трудно устранить", то данный член ВТО может инициировать консультации в рамках Комитета. И Комитет вправе разрешить применить контрмеры пропорционально причиненному ущербу.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Комитет рсПп по торговой политике и вто
- Введение
- Всемирная торговая организация
- Гатт – предшественник вто
- Страны-учредители гатт в 1947 году
- Основные требования гатт
- История торговых раундов переговоров в рамках гатт
- Торговые раунды гатт и вто
- Токийский раунд - первая попытка реформы системы международной торговли
- Уругвайский раунд. От гатт к вто
- Доха раунд.
- Чем вто отличается от гатт?
- Основы Всемирной торговой организации
- Цель вто
- 16 Функции вто
- Структура вто
- Секретариат и бюджет вто
- Как в вто принимаются решения
- Как в вто решаются торговые споры
- Процесс урегулирования споров третейской группой
- Возможность апелляции
- Выполнение решений по спорным вопросам
- Принципы торговой системы вто Торговля без дискриминации
- Предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам
- Аргументы в пользу открытой торговли
- Помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой
- Специализированная помощь в развитии экспорта
- Региональные торговые соглашения
- Наблюдение за национальной торговой политикой
- Представительство в вто
- Роль вто в глобальной экономической политике
- Как страны становятся членами вто
- Всемирная
- Торговая организация и россия
- (История и состояние переговорного процесса, проблемы присоединения)
- История переговоров по присоединению России к вто
- Роль и место внешней торговли в экономике России
- Возможные последствия присоединения к вто для отдельных отраслей Российской экономики
- Оценка последствий изменения таможенных тарифов
- Анализ социальных последствий присоединения России к вто
- Последствия в области доступа на рынок услуг
- Последствия принятия обязательств в области регулирования торгового режима
- Влияние фактора вто на участие в региональных интеграционных группировках
- Что нельзя будет делать России после присоединения к вто?
- Некоторые очевидные аргументы «за»
- Заключение
- Соглашения вто
- (Кратная аннотация)
- Генеральное соглашение
- По тарифам и торговле 1994 года
- Соглашение по защитным мерам
- Соглашение по правительственным закупкам
- Соглашение по процедурам импортного лицензирования
- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
- Соглашение по торговле гражданской авиатехникой
- Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс)
- Соглашение о правах на интеллектуальную собственность
- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей
- Соглашение по предотгрузочной инспекции товаров
- Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам
- Соглашение по текстилю и одежде
- Соглашение о таможенной стоимости Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года
- Соглашение по правилам происхождения
- Соглашение по применению статьи VI гатт (демпинг и антидемпинговые меры)
- Соглашение по сельскому хозяйству
- Соглашение по техническим барьерам в торговле
- Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров
- Механизм обзора торговой политики
- Список стран-членов вто
- 149 Стран на 01января 2006 г.
- Наблюдатели в вто
- Список исследований по проблематике вто:
- Уступки и обязательства присоединившихся к вто стран по товарам в зависимости от года присоединения
- Приложение 5 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России
- Резолюция Российского союза промышленников и предпринимателей по вопросу вступления России в вто
- Подготовлено секретариатом Комитета рспп по торговой политике
- Источники: