Отвержение глобализации
Как только мы принимаем такой геополитический анализ глобализации и соотносим его с основными принципами российской геополитики, мы приходим к однозначному выводу: существующая модель глобализации категорически неприемлема для России, так как несовместима с сохранением ее самостоятельности, с укреплением ее идентичности, с ее национальными интересами как державы и ее социальными ценностями как общества. Победа врага (даже если он во многих аспектах выказывает свое преимущество) не может входить в планы тех, кому доверена оборона страны. На уровне экономики или спорта этот же закон столь же очевиден: подыгрывание конкуренту и сопернику не может быть оправдано тем, что у него лучше идут дела или что он демонстрирует более высокие результаты. Если «цивилизация Моря» теснит «цивилизацию Суши» (а это как раз является сегодня фактом) и стремится превратить серию отдельных побед в основание выигранной войны, это не значит, что «цивилизация Суши» должна помогать ей в этом, подыгрывать, облегчать жизнь. «Великая война континентов» длится много столетий и в ней бывали разные эпизоды — равно как в истории противостояния Рима и Карфагена, Спарты и Афин, Англии и Испании, а затем Англии и России.
Глобализация — такая как она есть сейчас — для России несовместима с жизнью и равнозначна «всемирному потопу»: Море заливает Сушу, что означает «конец Суши».
Из этого вытекает совершенно однозначное отношение к глобализации: Россия как геополитическая реальность обязана противостоять глобализации, сопротивляться установлению однополярной американской гегемонии, оппонировать универсализации «западных» (по сути «талассократических», «морских») ценностей.
Совершенно неверно представлять глобализацию как объективный процесс. В человеческой истории нет ничего абсолютно объективного. Общество строит свое настоящее и будущее на основании выбора, мышления и воли. Человек отличается от зверей и природных явлений тем, что он является существом моральным, то есть способным всегда и в любой ситуации сказать тому или иному процессу, явлению и событию «да» или «нет». «Цивилизация Моря» или «цивилизация Суши» — это вопрос ценностного выбора. Конечно, выбор делается не отдельным человеком и не на пустом месте. Это выбор общества на основе истории и традиций, на основе культуры и сложившихся культурных установок. Вместе с тем на практике сплошь и рядом борьба состоит в том, чтобы навязать выбор, сделанный одним обществом, другим обществам, которые его не делали, выбрали нечто иное или пока колеблются в выборе. Культурный империализм часто сопровождает прямой силовой колониализм, основанный на военном завоевании, а иногда и сопровождается им. Так решается спор между сторонниками «hard power» и «soft power» (Дж. Най ). Первые считают, что важнее всего силовая гегемония (интересы), вторые — что культурная (ценности). Но, по сути, в результате эти позиции сходятся: глобализация (как «жесткая», так и «мягкая») ведет к одному и тому же результату — к победе «цивилизации Моря». Общества основанные на иных принципах (традиционные, иерахизированные, религиозные, автократические или социалистические общества)
подлежат постепенной трансформации в сторону либерально-демократических норм. Это может происходить через военное вторжение (Сербия, Ирак, Афганистан), цветные революции (Грузия, Украина, Тунис) или через постепенное втягивание в контекст глобализации и построения глобального гражданского общества.
Ни тот, ни другой сценарий (с опорой на «hard power» или на «soft power») неприемлем для России. Включаясь в глобализацию, Россия заведомо соглашается на геополитическую капитуляцию. При этом принятие западных ценностей («цивилизация Моря») столь же разрушительно для российской идентичности, как и прямое следование американским стратегическим интересам.
Россия будет сама собой в XXI веке только в том случае, если она сумеет уклониться от глобализации, отстоять свою теллурократическую идентичность, свой суверенитет, оригинальность своего исторического и социологического облика.
Но отвержение глобализации это лишь половина дела. Кроме этого необходимо предложить положительную позитивную альтернативу. Недостаточно отвергнуть глобализацию, как это делают антиглобалисты. Вместо нового мирового порядка и гегемонии Запада они предлагают лишь «новый мировой хаос», подыгрывая глобалистам и своей безответственностью, экстремизмом и хулиганством лишь подчеркивая «серьезность», «со-зидательность» и «дисциплинированность» глобалистов.
Реальную альтернативу глобализму надо искать в другом месте. Ею может быть только многополярность.
- Уильям Энгдаль
- Глобализация и однополярный мир: геополитический анализ современной гегемонии запада (тезисы) Дугин а. Г.
- Отвержение глобализации
- Многополярность в стратегических документах Российской Федерации и ее семантический саботаж
- Многополярность как концепт
- Логика построения многополярного мира
- Геополитика и выборы 2012 года
- Библиография:
- Альтернатива американскому диктату: в поисках подлинной многополярности Оейед Махмуд Реза Саджади
- Добреньков в. И.
- Ислам и его использование в идеологии политического радикализма на северном кавказе Аджиев а. И.
- Инклюзивное развитие как ответ на вызов глобализации по-американски Бирюков а. В.
- Дискурс многополярности в современной восточноевропейской геополитической и философской мысли Бовдунов а. Л.
- Сербия — геополитика Балканского Хартленда
- Хорватия: традиционализм и геополитика
- Чехия и Словакия: славянское единство как геополитический фактор
- Польша: к стратегическому союзу России и Европы
- Румыния: мировоззренческие альтернативы однополярной глобализации
- Геополитика и многополярность. Взгляд из южной америки Альберто Буэла
- «Новая южноамериканская стратегия» как появление отложенного пространства
- Теория ромба
- Распространение смертельно опасных гмо как результат глобализации современного мира Ермакова и. В.
- Литература:
- Клименко а. Н.
- Сетевые образы как фактор современной политики Корженева о. В.
- Геополитическая ситуация ирана и перспективы российско-иранского сотрудничества Кузнецов а. А.
- Казус ливии и проблема государственного суверенитета в
- XXI веке Кузнечевский в. Д.
- Мировое пространство. Технологии нового поколения Куртюкова м. И.
- Практика
- Экономика
- Население
- «Варвары общества». Киберстачка как угроза экономической безопасности россии Матвиенко ю. А.
- Список использованных источников
- Эмпирические и нормативные аспекты многополярности Савин л. В.
- «Диалог цивилизаций» как теоретическая модель многополярного миропорядка
- Глобальный финансово-экономический кризис как новый рубеж геофинансовой регионализации. Деятельность хедж-фондов Смирнов ф.А.
- О том, откуда дует ветер или с чего все началось
- Хедж-фонды как основные проводники финансовой психологии Запада
- Куда двигаться дальше
- Список используемой литературы
- Токмакова м. В.
- Turkey's position in the struggle for a multipolar world Dr. Semih Koray
- A multipolar world requires the initiative of the Developing World
- Turkey during the last decade
- An ideal Islamic partner country for usa
- Usa needs shortcuts since time is tight
- Common threats can be countered by common struggles
- The role of religion and the culture of identity in the public policy: the balkans case Stevo m. Lapcevic
- Cultural and Political Influences in the Balkans
- Consequences
- Balkans
- Which direction to take today?
- Works Cited
- New global actors for a multipolar world Daniele Lazzeri
- To build a real eurasia: few juridical ideas Marius Vacarelu
- Conclusion
- Multipolarism and new regimes in the mediterranean area more everything becomes useless Ermanno Visintainer
- Левиафан Выпуск 3