Многополярность как концепт
Если отвлечься от привычной размытости и неопределенности в трактовке многополярности в современной России (строго говоря, никакой трактовки вообще не существует), можно на основании принципов российской геополитики выделить несколько признаков, определяющих в самых общих чертах сущность этого концепта.
Многополярность как концепт складывается из следующих фундаментальных моментов:
1) Отказ от однополярной глобализации и развенчание претензий Запада на универсальность его ценностей.
Это предполагает в первую очередь систематическое философское усилие, которое показало бы ограниченность и внутренний этноцентризм, присущие западноевропейской, а в ХХ веке и американской культуре в самых ее основаниях. Западное общество исторически складывалось как общество, отождествлявшее свои ценности, идеалы, нормативы и принципы с универсальными. Начиная с IX века, Западная Европа постепенно размежевывалась со своими греческими корнями, создавая особую романо-германскую социокультурную систему, уже претендующую на универсализм и монополию на истину. Через средневековую схоластику, продолжившую эту линию, Западная Европа постепенно продолжила тот же самый подход и в философии Нового времени, заменив универсальность католической церкви на универсальность демократии, свободы, либерализма, а после Канта — «гражданского общества». Сами ценности, социальные и политические формы менялись, но
убежденность Запада в том, что именно европейское общество обладает монополией на истину, сохранялась и сохраняется по сей день. В этом проявляется культурный империализм и культурный расизм Запада, убежденного в том, что только западное общество является венцом цивилизации, а все остальные типы культур призваны ему подражать, его имитировать и ему следовать под страхом остаться вне «цивилизованного мира».
Такую претензию Запада на универсализм жестко критиковали русские философы-славянофилы, а еще более последовательно и глубоко — евразийцы 1920-х годов. И на самом Западе постоянно раздавались протесты против таких претензий на универсализм — от Шпенглера и Бергсона до Ф. Боаса, М. Мос-са и К.Леви-Стросса . Начиная с 1980-х годов, философы-постмодернисты подвергли «универсализм» уничтожающей критике, показав, что все претензии Нового времени на демократию, равенство и толерантность есть завуалированные формы контроля, репрессивного подавления и исключения «другого».
Многополярность начинается именно с этого философского удара по убежденности западной цивилизации (геополитически — «цивилизации Моря») в том, что их ценности являются высшими, а их общество служит единственным образцом для подражания. Модернизация, осмысленная как вестернизация, должна быть отброшена на глубинном философском уровне. Поэтому многополярность должна начинаться с философской установки на плюрализм цивилизационных ценностей, культур, обществ, политических и религиозных форм. В основе всего должна лежать многополярная философия, высшим принципом которой является позитивное понимание различий, признание права на существование «другого» и отказ от расистских моделей оценки тех или иных социальных форм как низших или высших.
В этом вопросе русская философия может быть важнейшим подспорьем наряду с западными критиками «Заката Европы», социологами, этнологами, антропологами, постмодернистами. Не менее важно обратиться к философам стран Азии или иных
обществ, которые, со своей стороны, размышляли о балансе собственных ценностей и критиковали культурный империализм Запада.
2) Переход к мышлению в категориях цивилизаций. Первый пункт логически приводит нас к необходимости признания плюральности цивилизаций и отношения к этому как к фундаментальному историческому факту, составляющему богатство человечества. Если различие цивилизаций и несет в себе потенциал конфликта, то мы видим, что конфликты не только возможны, но и реально присутствуют в западном мире, где противоречия между западноевропейскими державами (со сложной, в целом, системой ценностей) привели только в течение ХХ века к двум самым чудовищным и кровопролитным мировым войнам, которые только знала история. Согласие с тем, что на Земле одновременно может существовать не одна, а несколько параллельных цивилизаций с разной социальной парадигмой, не должно автоматически приводить к постулированию «столкновения цивилизаций» (как в случае С.Хантингтона ). В такой перспективе — чисто негативной и конфликтологической — видит различия только универсалистская западноцентричная глобалистская мысль. Конфликт между цивилизациями столь же вероятен, как и конфликт внутри одной и той же цивилизации. Переход к признанию множества цивилизаций не гарантирует автоматически мира, но мирный диалог между ними вполне возможен и желателен.
Признание равнозначности цивилизаций открывает возможность разным обществам, культурам, религиям, политическим и экономическим системам свободно существовать, развиваться и изменяться. Глобалисты пытаются настаивать на том, что рыночная экономика, парламентская демократия и гражданское общество являются общеобязательными признаками любого государства, с которым Запад может иметь дело. Остальные зачисляются в
«государства-изгои» и становится «париями». Это блокирует любые попытки развития солидарных экономических систем, основанных на социальной справедливости, поражает в правах все, отличные от парламентаризма, политические системы и ведет к принудительному распаду религиозных общин и десуверенизации, а затем и ликвидации национальных государств.
Признав множественность цивилизации, мы предоставим возможность разным культурам и обществам широко экспериментировать в построении различных экономических систем — как на основе рынка, так и на иных принципах; создавать и реформировать политические системы на основе традиционных представлений или свободного выбора; сохранять или менять традиционные формы обществ и общин, не ориентируясь ни на какие жесткие нормативы социальной антропологии (кто-то может принять принципы гражданского общества на основе чисто индивидуальной идентичности, а кто-то может выбрать коллективные формы идентификации — этнической, религиозной, национальной и т.д.).
3) Определение стратегии интеграции и консолидации в рамках цивилизаций.
Многополярность предполагает интеграционные процессы по цивилизационным признакам. Иными словами, цивилизации чаще всего не совпадают с границами национальных государств, являются более широкими и масштабными, нежели страны. Исламская цивилизация включает в себя множество стран. Точно так же европейская цивилизация. Китайская цивилизация — шире, чем Китай, а индийская — чем Индия. В каждом конкретном случае интеграция может проходить по оригинальным сценариям, вытекающим из конкретных особенностей данной цивилизации. Общего сценария интеграции едва ли можно найти, но в каждом конкретном случае действует общая логика: переход от национальных государств с часто совершенно искусственными административными границами
к более сложным полицентрическим образованиям на основе субсидиарности и широких прав локальных и региональных автономий. Цивилизация в отличие от государства может предполагать широкое разнообразие внутреннего уклада, сложные федеративные и конфедеративные системы отношений. В некоторых случаях вполне можно представить себе зоны с двойной или даже тройной цивилизационной идентичностью, которые могут иметь отдельный особый статус.
Для России интеграция на цивилизационной основе предполагает воссоединение со странами СНГ на новой конфедеративной основе (наподобие предложенного Нурсултаном Назарбаевым в 1994 год Евразийского Союза). Но вместе с тем, общие цивилизационные черты есть у славянского мира Восточной Европы, а также у православных неславянских государств (Греция, Румыния, православная часть албанцев). Поэтому можно смело говорить о евразийской цивилизации, стратегическая и социальная интеграция которой будет естественной формой политического и социального выражения heartland^.
4) Построение цивилизационных альянсов.
Важнейшей стороной многополярности является определение стратегических осей, которые связывали бы между собой различные цивилизации, отличающиеся по основным признакам. Так для России в ее максимальном (евразийском) измерении можно предположить западную ось мирного сотрудничества с Евросоюзом (объединяющим уже сейчас страны европейской цивилизации). На юге можно предположить сразу несколько осей: Россия — исламский мир (арабские страны, Турция, Китай), Россия — Индия, Россия — Китай. На востоке — альянс с Японией, если, конечно, она сумеет выйти из-под геополитического контроля «цивилизации Моря», то есть США.
Оси альянсов между цивилизациями предполагают менее тесную связь, нежели интеграция внутри каждой из цивилизаций, но тем не менее их баланс должен служить залогом глобального многополярного равновесия.
Здесь важно дать определение полюса многополярного мира. Полюс многополярного мира это не просто страна, национальное государство. Это именно цивилизация.
В случае России как русско-евразийской цивилизации речь идет не только о РФ, но и всех примыкающих к ней зонах, объединенных историей, культурой, экономическим, социальным сходством, подчас религией, этнической близостью, социальными особенностями.
- Уильям Энгдаль
- Глобализация и однополярный мир: геополитический анализ современной гегемонии запада (тезисы) Дугин а. Г.
- Отвержение глобализации
- Многополярность в стратегических документах Российской Федерации и ее семантический саботаж
- Многополярность как концепт
- Логика построения многополярного мира
- Геополитика и выборы 2012 года
- Библиография:
- Альтернатива американскому диктату: в поисках подлинной многополярности Оейед Махмуд Реза Саджади
- Добреньков в. И.
- Ислам и его использование в идеологии политического радикализма на северном кавказе Аджиев а. И.
- Инклюзивное развитие как ответ на вызов глобализации по-американски Бирюков а. В.
- Дискурс многополярности в современной восточноевропейской геополитической и философской мысли Бовдунов а. Л.
- Сербия — геополитика Балканского Хартленда
- Хорватия: традиционализм и геополитика
- Чехия и Словакия: славянское единство как геополитический фактор
- Польша: к стратегическому союзу России и Европы
- Румыния: мировоззренческие альтернативы однополярной глобализации
- Геополитика и многополярность. Взгляд из южной америки Альберто Буэла
- «Новая южноамериканская стратегия» как появление отложенного пространства
- Теория ромба
- Распространение смертельно опасных гмо как результат глобализации современного мира Ермакова и. В.
- Литература:
- Клименко а. Н.
- Сетевые образы как фактор современной политики Корженева о. В.
- Геополитическая ситуация ирана и перспективы российско-иранского сотрудничества Кузнецов а. А.
- Казус ливии и проблема государственного суверенитета в
- XXI веке Кузнечевский в. Д.
- Мировое пространство. Технологии нового поколения Куртюкова м. И.
- Практика
- Экономика
- Население
- «Варвары общества». Киберстачка как угроза экономической безопасности россии Матвиенко ю. А.
- Список использованных источников
- Эмпирические и нормативные аспекты многополярности Савин л. В.
- «Диалог цивилизаций» как теоретическая модель многополярного миропорядка
- Глобальный финансово-экономический кризис как новый рубеж геофинансовой регионализации. Деятельность хедж-фондов Смирнов ф.А.
- О том, откуда дует ветер или с чего все началось
- Хедж-фонды как основные проводники финансовой психологии Запада
- Куда двигаться дальше
- Список используемой литературы
- Токмакова м. В.
- Turkey's position in the struggle for a multipolar world Dr. Semih Koray
- A multipolar world requires the initiative of the Developing World
- Turkey during the last decade
- An ideal Islamic partner country for usa
- Usa needs shortcuts since time is tight
- Common threats can be countered by common struggles
- The role of religion and the culture of identity in the public policy: the balkans case Stevo m. Lapcevic
- Cultural and Political Influences in the Balkans
- Consequences
- Balkans
- Which direction to take today?
- Works Cited
- New global actors for a multipolar world Daniele Lazzeri
- To build a real eurasia: few juridical ideas Marius Vacarelu
- Conclusion
- Multipolarism and new regimes in the mediterranean area more everything becomes useless Ermanno Visintainer
- Левиафан Выпуск 3