logo search
shpory_2011_metodologia_2

7. Теории развития науки.

Теория научных революций Т.Куна.

1-этап-допарадигмальный. Хар-ся отсутствием общепризнанного подхода к тому, что такой предмет научного исследования, какими методами его изучать. Нет единого подхода к науке, нет единой парадигмы, а вместе с ним этапа развития науки.

2-этам-собственнопарадигмальный. Этап накопления научных фактов. На этом этапе все ученые работают над 1 парадигмой. Чтобы обогатить науку и парадигму победившую.

3-этам-научных революций. Хар-ся тем, что в борьбу с основными парадигмы отступают альтернативные ей науки.

Научная революция- падение старой парадигмы и замена ее на новую.

Принцип

В чем проявляется

Примеры

Принцип

детерминизма

Психические явления не возникают сами по себе, а обусловлены естественными и социальными условиями

Чувство голода обусловлено снижением содержания глюкозы в крови

Принцип единства сознания и деятельности

Сознание и деятельность образуют неразрывное единство: сознание развивается и проявляется в деятельности, а деятельность выступает как форма проявления активности сознания

Стремление человека заниматься музыкой формируется в процессе игры на музыкальном инструменте, а затем, чем больше он играет, тем более осознанным становится его увлечение

Принцип

развития

Психика не является чем-то застывшим и стабильным, а может быть понята только в процессе своего развития

Психика двухлетнего ребенка и психика взрослого человека существенно различаются между собой. При этом многие психические явления взрослого невозможно объяснить без знания особенностей его детства


8. Подходы к понятию «методология»

Понятие методологии науки. Методология науки разрабатывает проблемы приемов, способов и методов познавательной деятельности (Зинченко 1983). Методология, как правило, понимается как наука о методе. Последний может трактоваться двояко: как путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных знаний; как способ научного познания или практической деятельности.

Принцип

В чем проявляется

Примеры

Принцип

личностного

подхода

Психика каждого человека, несмотря на наличие общих, видовых особенностей, уникальна, что определяется индивидуальными анатомофизиологическими особенностями каждого человека и уникальностью его жизненного опыта

Не существует единых рецептов решения психологических проблем для всех людей

Принцип системности

Все особенности психики человека взаимодействуют друг с другом, поэтому должны рассматриваться целостно, как компоненты единой системы

Если у человека возникли проблемы в семейной жизни, то так или иначе они проявятся и в его профессиональной деятельности

Разномерность трактовки понятия метод обусловливает разномасштабность понимания категории «методология». В соответствии с более широким пониманием категории метод методология понимается как система философско-мировоззренческих оснований познания. Второе понимание методологии, опирающееся на более узкую трактовку метода, ограничивает ее состав совокупностью средств, приемов и процедур исследования. Данное противоречие снимается М.В.Мостепаненко путем превращения типов методологии в ее уровни. Итак, под методологией научного познания будем понимать раздел науки, предметом которого являются принципы и методы получения знания.

Виды методологии (Юдин 1978): дискриптивная (совокупность знаний о структуре научного знания, закономерностях научного познания, его основаниях и предпосылках появления, истории эволюции исследовательских подходов) и нормативная методология (совокупность организационных и этических правил, конституирующих осуществление научного познания).

Функции методологии. Центральной функцией методологии является рефлексивная функция.

Выделяются следующие функции дескриптивной методологии:

стимулирование процесса научного познания;

формирование творческой личности ученого;

интеграция и организация научного знания;

выработка стратегии развития науки;

мировоззренческая интерпретация результатов (с позиций определенной картины мира).

Функции нормативной методологии:

Построение предписаний и норм, соблюдение которых обеспечивает правильность постановки проблемы;

Способствование определению средств для решения уже поставленных задач;

Улучшение организационной стороны исследования.