1. Политическая мысль Древнего мира
Примерно с середины первого тысячелетия до нашей эры берет начало активный процесс рационализации политической мысли. Наряду с господствующими мифологическими представлениями о власти начинают формироваться такие системы взглядов, в которых все больше и больше утверждаются научные методы и приемы объяснения политического мира.
Важнейшими для политической классики Древнего мира были вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства. Выдающиеся умы человечества пытались «расшифровать» «закодированные» в мифах отношения между господством и подчинением, порядком и хаосом, человеком и обществом, обществом и природой. Это Конфуций и Шан Ян в Китае, Каутильо (трактат Артхашастра22) в Древней Индии, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий в Древней Греции, Цицерон в Риме.
В данной теме мы представим вклад лишь некоторых из них в формирование и развитие политической мысли и политической науки.
Конфуций (551—479 гг. до н. э.) — китайский мыслитель, известный на родине как Кунцзы, родился в бедной, но имевшей богатую родословную семье. В молодые годы он занимает различные хозяйственные должности, однако скоро основывает частную
22 Артхашастра, или Наука о государственном устройстве является настоящей энциклопедией и выдающимся памятником философской, политической, юридической и хозяйственной жизни Индии. Этот ценнейший трактат приписывается мудрому брахману Каутильо (известному также под именем Чанакья). Однако современные исследователи считают, что текст Артхашастры оформлялся на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры.
-----18-----
школу, в которой и разрабатывает с'вое учение. Беседы и высказывания (Лунь юй) Конфуция были записаны его учениками и являются важнейшим источником, раскрывающим этико-поли-тическое учение древнего конфуцианства.
Современные исследователи с полным основанием относят Конфуция к тем первым авторам, которые заметили и попытались теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти.
Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью «ли». Этот термин в небольших по объему конфуцианских беседах и высказываниях встречается более 70 раз и имеет многообразные' толкования, но суть всех трактовок близка. «Ли» — это и традиция, и обряд, и ритуал, и обычай, и история, и древность. «Из старого выводить новое, а не руководствоваться абстрактным долженствованием, черпать идеалы в состоявшемся прошлом, а не проблематичном будущем, выбирать спокойствие консерватизма, а не раздоры прогрессизма — так можно было бы сформулировать этический пафос патриархальной аксиологии Конфуция»23. Благородный муж или правитель, согласно Конфуцию, сам соответствует сложившимся в обществе этическим канонам и управляет, опираясь на них. Рассуждая о власти, Конфуций утверждает традицию как наиболее приемлемую, с его точки зрения, альтернативу для устройства власти. Доказывая, что «путь древних правителей был прекрасен потому, что свои большие и малые дела они совершали в соответствии с ритуалом», Конфуций оценивает и отвергает другой принцип правления: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться... Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится»24. В данном случае Конфуций дискутирует с древнекитайскими легистами (фацзя), идеал правления кото-
__________
23 Гусейнов А. А. Великие моралисты. М, 1995. С. 40.
24 Древнекитайская философия: Собр. текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 142-143.
-----19-----
рых был связан с установлением строгих законов, системы поощрений и наказаний25.
Появление разных образов власти так или иначе приводило в движение механизм взаимодействия власти и образов власти. Власть сама могла или была вынуждена в той или иной мере склоняться к опоре на определенный образ власти. «Правителю, принявшему концепцию Конфуция, вольно или невольно приходилось взваливать на себя и бремя обязанностей благородного мужа». Но и разработчики того или иного идеала власти могли способствовать практической реализации своей концепции власти. Конфуций, как известно, в деле претворения своих идей возлагал большие надежды на сановников, изучавших его теорию. Он отводил им роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов «ли».
Современные исследователи китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологи двух школ (конфуцианской и легистской) «оказали решающее влияние на формирование теории государства и права, теории, на основании которой строилась вся практика государственного управления страной вплоть до XX в.»26.
Таким образом, рационализация различных представлений об устройстве власти, формирование их как культурных смыслов оказались важным и необходимым началом социальной регуляции власти. На наш взгляд, прав современный французский социолог политики П. Бурдье, подчеркивая, что место исследователя в поле политики заключается в том, чтобы «не оставлять область производства политического продукта на одних лишь политиков,
__________
25 См., напр.: Книга правителя области Шан. М., 1993. Шан Ян (390-338) — крупный государственный деятель, правитель области Шан и реформатор древнего Китая Гунсунь Ян, известный в истории под именем Шан Яна. Традиция приписывает ему авторство широко известного трактата под названием «Книга правителя области Шан». Трактат отражает основные положения древнекитайской школы фацзя — «законников». (Термин «фа» в древнекитайских трактатах выступал в значении «модель», «образец», «закон»).
26 Переломов Л. С. [Вступит, статья] // Книга правителя области Шан. М., 1993. С. 59.
-----20-----
чтобы предотвратить доминирование политиков и их точек зрения»27. Следует отметить, что в историческом плане исследователи политики как раз и закладывали основы альтернативного осмысления власти, лишали саму власть (ее обладателей) монополии на производство и распространение политических представлений и мнений и тем самым делали необходимый шаг формирования системы социокультурной регуляции власти.
Наивысшего развития в Древнем мире политическая мысль достигла в Греции. Платон (427-347 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ и политический мыслитель. Родился в очень знатной семье. Отец Платона происходил из царского рода Кодридов, мать — из дома афинского реформатора Солона. С малых лет Платона окружали талантливые, образованные люди, остроумные собеседники, обсуждавшие государственные дела, живо интересовавшиеся философскими вопросами. Огромную роль в жизни Платона сыграла встреча с афинским мудрецом и философом, человеком простого происхождения — Сократом. После смерти Сократа (399 г. до н. э.) Платон на длительный период покидает родину, посещает Египет, Сицилию, Южную Италию. Судьба его родины (кризис и разложение афинского общества), его знакомство с другими странами, богатая событиями жизнь — все это нашло глубочайшее осмысление и отражение в замечательных политических диалогах Платона: «Государство», «Политик», «Законы» и др. В этих работах Платон уделяет большое внимание толкованию понятий «политика» и «власть», раскрывая их как искусство соединения (плетения) всего многообразия интересов в полисе на общее благо. «Всякая власть имеет в виду благо тех, кто ей подвластен», — пишет он. Однако не найдя достаточно надежных политических механизмов выявления и утверждения общего блага, он склоняется в своих проектах идеального государства к устранению частной собственности. Частная собственность, как показывает Платон, порождает стяжательство, портит душу человека, порождает конфликты в обществе, ведет к войнам между государствами. Именно поэтому в платоновских проектах идеального государства обсуждается идея общей собственности.
__________
27 Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 23.
-----21-----
От Платона берет начало традиция обстоятельной классификации государств и углубленного анализа различных государственных устройств. Не находя в греческом мире совершенного устройства (там, где правят на общее благо), автор выделяет четыре типа несовершенных государств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, считает Платон, неизбежно ведет к наступлению тирании, поэтому он ставит вопрос о том, как не допустить установления самого худшего из несовершенных устройств.
Поиск ответа на этот вопрос приводит к трансформации взглядов раннего Платона. Он отходит от принципа «правления мудрых» и утверждает идею «правления законов». В XX веке эта концепция мыслителя получила разноречивые трактовки. Некоторые исследователи подчеркивают, что Платон высказывает здесь идею правового государства (Е. И. Темнов28), другие, указывая на мельчайшую регламентацию всей жизни платоновского полиса посредством власти и закона, отмечают, что платонизм есть философия монахов, полиции и рабов-послушников (А. Ф. Лосев), что, программа греческого мыслителя не выходит за рамки тоталитаризма (К. Поппер)29.
Аристотель (384-322 до н. э.) — греческий философ, ученый-энциклопедист и политический мыслитель, талантливейший ученик Платона. Родился Аристотель в городе Стагире (Фракия) в семье врача при дворе македонских царей. В 367 г. до н. э. он прибывает в Афины и вступает в платоновскую Академию. В 40-е годы, после смерти Платона, покидает Афины и по приглашению македонского двора становится воспитателем Александра — сына царя Филиппа. Возвратившись в Афины, открывает вблизи храма Аполлона Ликейского собственную школу (Ликей). Научные работы Аристотеля поражают многообразием проблем, которые он исследовал, глубиной их анализа, широтой осмысления этических, политических и правовых вопросов античной эпохи. Ари-
__________
28См.: Темнов Е.И. [Предисл.] // Платон. Государство. Законы. Политик. М, 1998. С.39-40.
29См.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма. М., 1993. С. 823, 828; Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 124.
-----22-----
стотель — автор таких важных для истории политической науки работ, как «Политика» и «Афинская полития».
Пожалуй, впервые греческий мыслитель называет политику наукой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения, которое обнимает собой все остальные виды общения. Это общение и называется государственным общением или политическим.
Государство (polis), считает Аристотель, создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо.
На основе двух критериев — качественного (правление на общее благо или в интересах самих властвующих) и количественного (правление одного, правление нескольких или правление большинства) — Аристотель, продолжая традицию, заложенную Платоном, осуществляет детальную классификацию государственных устройств. Он выделяет правильные государства — монархия, аристократия, полития и неправильные — тирания, олигархия, демократия.
Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший, Аристотель приходит к выводу, что «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» (полития). Аристотелевская идея среднего слоя получила второе дыхание в XX веке. Создание условий для обеспечения достойной жизни широких слоев населения и тем самым утверждение среднего слоя как преобладающего элемента в структуре общества — эта задача была взята в качестве важной составляющей реальной политики тех государств, в которых сложилась и функционирует современная демократия.
Критикуя уравнительные идеи Платона, Аристотель подчеркивает, что государство не может быть по своей природе до такой степени единым, как того требуют некоторые, и то, что выставляется для государства как высшее благо, ведет его к уничтожению. Для Аристотеля было ясно, «что государство при постоянно усиливающемся единстве перестает быть государством». Мы могли бы сегодня сказать, что здесь заключена мысль об ослаблении функций государства по мере усиления социальной однородности общества.
Аристотель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия «гражданин». Человека Аристотель рассматривает как существо политическое, а понятие «гражданин» (polites) определяет-
-----23-----
ся им через участие в суде и власти. Многие идеи Аристотеля и сегодня звучат достаточно актуально.
Известный древнегреческий историк Полибий (ок. 200-120), сын одного из влиятельных политических деятелей Ахейского союза, был и политиком (играл большую роль в организации провинциального управления у ахейцев), и командующим конницей, но широкую известность ему принесла «Всеобщая история» в 40 книгах. Полностью из этих книг сохранились лишь первые 5, остальные утеряны или сохранились частично. Отрывки дошедшей до нас 6-й книги представляют огромный интерес для политической науки. Здесь автор объясняет успехи Рима особенностями римского республиканского строя. Рассматривая проблему совершенного государственного устройства, преимущества и недостатки известных простых форм (монархия, аристократия, демократия), историк доказывает, что «совершеннейшей государственной формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм». В государстве римлян, как указывает Полибий, были все три власти, причем все было распределено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархическое. В дальнейшем идеи Полибия о совершенстве смешанной формы правления развивал древнеримский мыслитель Цицерон30. В Новое время эти идей получили развитие в теории разделения властей.
- Политология
- Раздел I историко-методологическое введние Тема 1. Введение в предмет. Политология в системе обществознания
- 1. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность
- 2. Предмет, методы и функции политической науки
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли
- 1. Политическая мысль Древнего мира
- 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
- 3. Политические идеи Нового времени
- Тема 3. Современная политология: основные концепции
- 1. Политическая наука в Европе конца XIX-XX века
- 2. Развитие политической науки в сша
- Тема 4. Политические идеи и учения в россии XI-XX вв.
- 1. Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.
- 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
- 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
- Раздел II политическая власть и общество Тема 5. Политика и власть
- 1. Политика
- 2. Власть
- 3. Политическая власть
- Тема 6. Политические системы и политические режимы
- 1. Системный подход в политологии. Функции политической системы
- 2. Институты государства и гражданского общества в политической системе
- 3. Политические режимы
- Тема 7. Гражданское общество и государство
- 1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества
- 2. Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества
- 3. Проблемы становления гражданского общества в России
- Тема 8. Политические партии и партийные системы
- 1. Партии как политические институты
- 2. Типология политических партий
- 3. Сущность и разновидности партийных систем
- 4. Становление многопартийности в России
- Тема 9. Группы интересов в политике
- 1. Группы интересов как субъекты политики
- 2. Лоббизм как политический институт
- Тема 10. Международные отношения и внешняя политика. Геополитика и глобализация
- 1. Общая характеристика внешней политики государства и международных отношений
- 2. Основные теоретические концепции международных отношений. Геополитика
- 3. Современные тенденции развития международных отношений. Глобализация
- 4. Россия в системе международных отношений
- Раздел III человек в политическом процессе Тема 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие
- 1. Сущность политического участия
- 2. Механизм политической идентификации
- 3. Формы политического участия
- Тема 12. Политические элиты и политическое лидерство
- 1. Сущность и роль политических элит в обществе
- 2. Типология и функции политического лидерства
- 3. Российская политическая элита постсоветского периода
- Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- 1. Понятие и структура политического сознания
- 2. Современные политические идеологии
- Тема 14. Политическая культура
- 1. Понятие политической культуры
- 2. Типология политической культуры
- 3. Политическая культура современной России
- Приложения приложение 1. Тесты по курсу «политология»
- Тест 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Тест 2-а. Возникновение и развитие политической мысли (Древний мир и Средневековье)
- Тест 2-б. Возникновение и развитие политической мысли (Возрождение и Новое время)
- Тест 3. Современная политология: основные концепции (вторая пол. XIX-XX в.)
- Тест 4. Политические идеи и учения в России XI-XX вв.
- Тест 5. Политика и власть как общественные явления
- Тест 6. Политические системы и политические режимы современности
- Тест 7. Государство и гражданское общество
- Тест 8. Политические партии и партийные системы
- Тест 9. Группы интересов в политике
- Тест 10. Международные отношения и внешняя политика. Глобализация и геополитика
- Тест 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие
- Тест 12. Политические элиты и политическое лидерство
- Тест 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- Тест 14. Политическая культура
- Итоговое тестирование по курсу в целом
- Ключи к вопросам тестов
- Приложение 3. Краткий терминологический словарь
- Приложение 4. Планы семинаров, тематика рефератов, вопросы к итоговому контролю, основная литература планы семинаров Семинар №1
- Семинар №2
- Семинар №3
- Семинар №4
- Семинар №5
- Семинар №6
- Семинар №7
- Семинар №8
- Семинар №9
- Семинар №10
- (2 Часа)
- Семинар №11 Политическая культура (4 часа)
- Тематика рефератов
- Вопросы к итоговому контролю
- Основная литература
- Приложение 5. Структурно-логические схемы
- Содержание
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 18
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 36
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI-XX вв 52