3. Этнополитические конфликты
Роль этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия выросла и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку. Распались федеративные государства СССР, Югославия, Чехословакия. Национальный вопрос остается сложной внутриполитической проблемой в Канаде (Квебек), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы).
В мире насчитывается более 5000 этносов, из которых 269 составляют свыше одного миллиона человек, 90% наций и народностей входят в состав многонациональных государств. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается удовлетворения своих интересов, как минимум, - свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.
Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других проблем. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как этнос, нация, национальное государство.
Этнос (греч. ethnos - племя, народ) - устойчивая группа людей, обладающих общностью происхождения (крови), истории, языка и культуры.
Нация (лат. natio - племя, народ) - устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения (общности “крови”), культуры, совместного проживания и коммуникаций (экономических, политических и др.). В структуре нации соединены этнические (происхождение, язык, культура) и социальные (совместность экономической жизни, Развитые коммуникации и групповая идентификация) компоненты.
Формирование наций приводит к образованию государств в различных формах их политической организации и степени самостоятельности. В этом смысле нация и государство - понятия близкие. Этнос, созревающий в нацию, создает и государство. Как правило, это не обособленный этнос, а группа этносов, сложившихся в единую нацию. Любая нация полиэтнична. Поэтому основополагающий принцип государственного устройства абсолютного большинства стран мира таков, что нация понимается как государственный этнос. Нация вне государства существовать не может.
Национальные отношения - это отношения между субъектами национально-этнического развития (нациями, народностями, национальными меньшинствами и национальными группами) и их государственными образованиями, а также между людьми различных национальностей, складывающиеся в процессе жизнедеятельности и взаимодействия национальных общностей.
Главный вопрос в национальных отношениях, с одной стороны, это вопрос равноправия или подчинения, вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов, это вопрос о неравенстве уровней экономического и культурного развития между нациями. С другой - это вопрос об отношениях между нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе, о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сосуществования и добрососедства, прогресса нации на основе равноправия, суверенности и демократизма.
В 70-90-е гг. в мировой общественно-политической мысли активно разрабатываются этнополитические идеи и концепции, трактующие различные интересы и устремления разнообразных социальных форм этносов - племен, народностей, наций. Это связано с тем, что этнические процессы проявляются повсюду в мире. Они обусловлены утверждением на арене мировой истории уникальных культур народов, считавшихся ранее отсталыми и обретшими свою государственную независимость относительно недавно. Следует также отметить, что всплеск этнического сознания у народов, живущих в “постиндустриальном обществе”, вызван неосознанным сопротивлением нивелирующему воздействию современных технологий и моделей образа жизни, угрожающих сохранению культурной традиции и национальной самобытности. Быстро растут национальное самосознание и национализм. Ученые назвали этот феномен “этническим ренессансом”, “этническим парадоксом современности”.
Само по себе этническое возрождение не является этнически! конфликтом, однако обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов позволяет зачастую незаметно преодолеть эту грань, и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.
В российской политологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.
Свойство этнополитического измерения современного конфликта заключается в том, что конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность. Именно в этот период и происходит формирование собственно этнополитического потенциала конфликта, а также осознание национального статуса его участников, сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и формирование отношения к ним. В этот период решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память, древние стереотипы межнациональной борьбы.
В научной литературе существуют два подхода к анализу причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов.
Первый - социологический. Причины конфликтов объясняются на основе анализа этнических параметров основных социальных групп и слоев, а также на исследовании взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность.
Второй - политологический. Центральное внимание уделяется трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, Доступе к ресурсам. Анализируются социально-психологические Механизмы этнополитических конфликтов.
При рассмотрении причин возникновения этнополитических конфликтов многие ученые отмечают, что основополагающими являются причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Например, Э. Блэк полагает, что неравномерное протекание модернизации (социальной структуры, экономики, национально-государственного устройства и др.) в этнонациональных ареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан - с другой. По утверждению А. Дейча, модернизация активизирует этническое сознание, благоприятствует складыванию политических устремлений к национальной автономии.
Рассматривая проблему детерминации этнополитического конфликта, М. Гектер выдвигаем концепцию “внутреннего колониализма”, в которой обосновывает “триадную модель” возникновения этнополитической напряженности:
1) конфликтогенную по своей природе объективную обделенность этнических периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации;
2) осознание этой обделенности членами этнической группы как образа коллективных центропериферийных взаимоотношений угнетения;
3) формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на “внутренний колониализм” Центра.
Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов и их взаимодействии, сформировавшемся национальном складе ума, национальном сознании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах, транслирующихся из поколения в поколение и др.
В условиях разрушенных социальных связей усиливается роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации. Различные течения этноцентрализма, включая разновидности национализма и крайнего шовинизма, превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения.
В числе причин, порождающих этнополитический конфликт, можно назвать “политизацию этнической солидарности” (Ч. Фостер), получившую свое развитие в условиях либерализации политической системы в СССР в перестроечный период.
Можно назвать также и ситуационные источники этнополитических конфликтов:
1) внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти или неожиданного исчезновения внешней угрозы;
2) историческое наследие межэтнических отношений;
3) внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы;
4) экономическая ситуация;
5) уровень политической и общей культуры в очагах этнополитических конфликтов и многое другое.
Вся совокупность этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР может быть сведена к следующим основным типам:
- территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов: их источник - внутриполитические, нередко и вооруженные, столкновения между правительством и национально-освободительным движением или сепаратисткой группировкой, пользующейся военно-политической поддержкой соседнего государства (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.);
- конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье);
- конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (между осетинами и ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и другими народами Крыма);
- конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства(стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые были включены в состав этих двух государств при провозглашении независимости, а в 40-е гг. перешли к РСФСР);
- конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществленных в советский период (это прежде всего проблема Крыма, а в потенции --территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии);
- конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территории других республик (турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.);
- конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства “коренной” (“титульной”)нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами;
- конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде государств СНГ;
- конфликты, в которых за лингвистическими спорами (о государственном языке) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это проявляется, например, в Молдове.
При анализе этнополитических конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций на другие.
Все бытующие в мире представления о принципах и путях решения этнополитических конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:
Оперативные решения связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации “боевиков”, на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.).
Тактические решения направлены на урегулирование уже возникших конфликтов путем силового, в том числе экономического давления на их участников или посредством налаживания переговорного процесса.
Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.
Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на территории государств СНГ. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье, она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.
Без разрешения существующих и упреждения новых конфликтов политико-правовыми средствами невозможно успешное осуществление социально-экономических реформ, обеспечение демократии во всех сферах жизни и максимальной интеграции СНГ.
Выводы
1. Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным, государственным, региональным, местным. Внутриполитические конфликты подразделяются на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).
2. Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
3. Урегулирование конфликтов подразумевает: а) предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями; б) разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности в отношениях сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).
4. Под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.
Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, этнополитический конфликт, парламентский кризис, конституционный кризис.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какова сущность конфликта? Какие типы и виды конфликтов Вы знаете?
2. В чем специфика политического конфликта?
3. Охарактеризуйте конфликт как фактор стабильности общества на примере теории конфликта Р. Дарендорфа.
4. На материале российской истории проанализируйте этапы вызревания и проявления внутриполитических кризисов.
5. Приведите примере правительственного, парламентского, конституционного кризисов. Обозначьте возможную иерархию этих кризисов (по степень важности, интенсивности, силе последствий).
6. Проанализируйте механизмы формирования демократического консенсуса в переходном обществе.
7. Охарактеризуйте политические предпосылки, генезис и сущность межнациональных конфликтов.
8. Раскройте содержание политических средств, форм, методов и путей разрешения межнациональных конфликтов.
9. Каковы конституционные основы и правовые нормы урегулирования конфликтных ситуаций?
10. Назовите причины и истоки кризиса легитимности в современной России, а также способы и пути их преодоления.
- Раздел I. Методологические проблемы истории и теории политической науки
- Глава 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Политика как общественное явление. Предмет политологии.
- 2. Методы и функции политологии
- 3. Политология в системе профессиональной подготовки специалиста
- Глава 2. Идейные истоки политологии
- 1. Политическая мысль классической древности и средневековья
- 2. Политические теории Нового времени.
- Глава 3. Русская политическая мысль XIX - начала XX в.
- 2. Проблемы свободы личности, власти и государства в русской политической мысли XIX - начала XX в.
- Раздел II. Общество и власть
- Глава 4. Политическая власть
- 1. Политическая власть: сущность и структура
- 2. Механизм осуществления политической власти
- 3. Эффективность и легитимность власти
- Глава 5. Социальные основы политики
- 1. Социальные группы как субъекты и объекты политики
- 2. Гражданское общество: понятие, структура, функции
- 3. Социальная стратификация и перспективы гражданского общества в России
- Глава 6. Социальные субъекты политической власти
- 1. Группы интересов: понятие, структура, Функции и типы. Лоббизм
- 2. Правящая элита и ее роль в политике
- 3. Политическое лидерство: природа, функции, типы и стили
- Раздел III. Механизм формирования и функционирования политической власти
- Глава 7. Политическая система общества
- 1. Понятие, структура и функции политических систем
- 2. Типология политических систем
- 3. Политическая стабильность и политический риск
- Глава 8. Политические режимы
- 1. Понятие политического режима и его типы
- 2. Тоталитаризм как исторический и политический феномен
- 3. Авторитарный политический режим
- 4. Теории и модели демократии. Демократический режим
- Глава 9. Избирательные системы
- 2. Избирательная процедура и избирательная кампания
- 3. Пропорциональная и мажоритарная системы учета и подсчета голосов
- 4. Выборы и избирательная система в России
- Раздел IV. Политические институты
- Глава 10. Государство как институт политической системы
- 1. Особенности государства как политической организации
- 2. Формы государственного устройства и правления
- 3. Правовое и социальное государство: ценности и принципы
- 4. Органы государственной власти в Российской Федерации
- Глава 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: определение, типы, роль в механизме политической власти
- 2. Сущность и разновидности партийных систем
- 3. Общественно-политические движения
- 4. Становление многопартийной системы в России
- Раздел V. Личность и политика
- Глава 12. Политическая культура и социализация
- 1. Политическая культура: понятие, структура, функции
- 2. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы
- Глава 13. Политическое поведение и участие
- 1. Типы политического поведения и участия
- 2. Теории политического участия
- 3. Электоральное поведение в России
- Глава 14. Современные политические идеологии
- 2. Структура, функции и уровни политической идеологии
- 3. Основные политические идеологии современности
- Раздел VI. Политические процессы
- Глава 15. Политическое развитие и модернизация
- 2. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
- 3. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Третья волна демократизации
- 4. Политическая модернизация в современной России
- Глава 16. Политические конфликты и кризисы
- 2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения. Политические кризисы
- 3. Этнополитические конфликты
- Раздел VII. Мировая политика и международные отношения
- Глава 17. Геополитика
- 1. Генезис геополитики
- 2. Теоретические основы геополитики
- 3. Геополитический анализ современных международных отношений
- Глава 18. Политическая глобалистика
- 1. Общая характеристика политической глобалистики
- 2. Политические пути решения глобальных проблем современности