logo search
шпоры

10.Структура и функции политической власти.

Власть может осуществиться только посредством взаимодействия субъекта власти и ее объекта. При этом субъект должен обладать волей к власти, а объект – готовностью ей подчиняться. Важнейшей социальной причиной подчинения является неравномерное распределение источников и ресурсов власти. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других и подчиняются им. Структура политической власти состоит из следующих элементов

Субъект власти это носитель власти, который выражает свою волю через приказ: индивиды, политические институты и организации, элиты и лидеры,

Объектами власти являются: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д. Это исполнители властного приказа.

Источники власти – то на основании чего власть возникает. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.

Ресурсы власти – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти.

Типы ресурсов власти:

экономические: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые;

силовые: оружие, аппарат физического принуждения;

социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть, кадровая политика;

информационные: средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения;

политико-правовые: конституция, законы, программные документы политических партий;

демографические: человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

Назначение политической власти проявляется в выполняемых ею функциях.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Господство

разделение общества на господствующие и подчиненные группы, выделение аппарата управления.

Управление

принятие конкретных управленческих решений, деятельность административного аппарата и правительственных органов власти.

Руководство

выработка и законодательное закрепление стратегии развития, политической системы, выбор средств осуществления основных целей.

Контроль

обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

11.Политическая легальность и легитимность. Для характеристики деятельности политической власти общепризнанно употребление понятий «легальность» и «легитимность» (от лат. legalis и legitimus– законный, правомерный). Легальность – носит юридический характер и означает соответствие власти и ее действий закону. Легитимность – носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером(1864 – 1920 гг.) в нач. ХХ в.

Легитимность власти часто меняет свою интенсивность. Когда поддержка народом органов власти или правящего режима сводится к минимуму, можно говорить о кризисе легитимности.

В политической науке выделяют следующиесредстваповышениястепени признания власти населением.

  1. Идеологические средства – оправдание власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа.

  2. Экономические средства – проведение успешной экономической политики, выражающейся в повышении благосостояния граждан.

  3. Правовые средства – обеспечение политический курс в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики.

  4. Политические средства – деление участников политического процесса на «друзей» и «врагов», апелляция к экономической и технической целесообразности.

М Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и легальная