logo search
shpory_2011_metodologia_2

30. Эксперимент в неклассической психологии

Эксперимент - один из главных методов современной пси­хологии; это исследование, в процессе которого мы сами вызы­ваем интересующие нас психические явления и создаем усло­вия, необходимые и достаточные для проявления и измерения их связей между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Эк­сперимент - это метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.

Для эксперимента характерно:

Активная позиция исследователя; это означает, что ис­следователь может вызвать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипо­тезы;

Создание заранее продуманной, искусственной ситуации,в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать.

Рассмотрим основные признаки эксперимента, по которым он отличается от наблюдения.

Активная позиция самого исследователя. Он может вызвать интересующее его явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства выдвинутой гипотезы.

В эксперименте специально создаются условия, при ко­ торых обнаруживается закономерная связь между психи­ ческими явлениями и психологическими и непсихологи­ческими условиями их возникновения и протекания.

Многократное повторение опытов (серий экспериментов) и достаточное количество испытуемых позволяют проверить ги­потезы о закономерных связях между явлениями посредством применения специальных математических методов.

Важной методической проблемой при осуществлении наблю­дения является вопрос о взаимодействии исследователя и ис­пытуемых: испытуемый не должен знать, что он стал объектом изучения, иначе естественность поведения, которая является главным преимуществом метода, утрачивается. В качестве "шап­ки-невидимки" используются "зеркало Гезелла", включенное на­блюдение (когда наблюдатель становится для наблюдаемых при­вычным человеком, при котором они ведут себя естественно),

В зависимости от объекта наблюдения выделяют следую­щие виды:

Самонаблюдение - метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления. В качестве объекта самонаблюдения могут выступать цели, мотивы, результаты де­ятельности. Данный метод лежит в основе самоотчетов. К недо­статкам метода можно отнести его субъективность, вследствие чего самонаблюдение используется чаще всего как дополнитель­ный метод.

Объективное (внешнее) наблюдение - наблюдение за дру­гим человеком, со стороны.

В психологии могут применяться различные способы органи­зации объективного наблюдения