Геополитическая ситуация ирана и перспективы российско-иранского сотрудничества Кузнецов а. А.
Кандидат политических наук, г. Москва
Внешнеполитические приоритеты Исламской Республики Иран во многом определяются сложной и по-своему уникальной геополитической ситуацией этой страны, а также теми вызовами и угрозами, которые несет данная ситуация.
Уникальность иранской геополитики объясняется тем, что эта страна, занимающая центральное, ключевое положение в регионе Среднего Востока имеет выходы на такие различные в географическом, экономическом и культурном аспектах регионы как Ближний Восток, Центральная Азия и Закавказье. С каждым из этих регионов у Ирана на протяжении его трехты-сячелетней истории складывались непростые отношения притяжения и отталкивания. Учитывая то, что Иран — это страна с имперской традицией государственности, в каждом из этих регионов она исторически отстаивает свои стратегические интересы.
Кроме того, специфика иранской геополитики состоит в том влиянии, которое на нее оказывает тридцатилетнее противостояние Ирана и США, берущее начало со времени исламской революции 1979г. в Иране. Данное противостояние выражается в строгом режиме экономических санкций, наносящих существенный ущерб иранской экономике, а также в военно-политическом противостоянии по периметру иранских границ. Присутствие военных контингентов США в Афганистане и в Ираке, 6-го флота США в Персидском заливе, военных баз в
Пакистане и Турции увеличивает опасения иранской стороны. Учитывая напряженные и даже сопернические отношения между двумя странами, Иран фактически находится во враждебном окружении.
Информационный фон последнего года создают иллюзию, что главной причиной американо-иранских противоречий является иранская ядерная программа (ИЯП). Несмотря на то, что рассмотрение этой программы выходит за рамки темы доклада, хотелось бы высказать ряд соображений на этот счет. Иран действительно осуществляет ядерную программу, но было бы большой ошибкой полагать, что эта программа однозначно осуществляется в военных целях. Атомная энергетика необходима для иранской экономики. В немалой степени это объясняется тем, что в настоящее время природный газ составляет в энергетическом балансе Ирана 55%. Это непропорционально большая доля. Развитие ядерной энергетики позволило бы Ирану высвободить значительную часть газа для экспортного потенциала и тем самым существенно увеличить доходы этой страны.
Кроме того, мировое сообщество вполне терпимо относится к наличию ядерного оружия у двух других держав Ближнего и Среднего Востока — Израиля и Пакистана. Наибольшее беспокойство в данном ракурсе вызывает, естественно, Пакистан. В отличие от относительно стабильного Ирана, вполне предсказуемого и контролируемого центральной властью государства, Пакистан, согласно оценкам многих, в том числе американских аналитиков, является «несостоявшимся государством». На территории его северных провинций идет вялотекущая гражданская война, происходят постоянные террористические акты, и попадание пакистанского ядерного арсенала в руки террористов вовсе не является чем-то невозможным. Таким образом, представляется, что истинной причиной негативной американской политики по отношению к Ирану является не ядерная программа и не режим исламского правления (велаят-э-факих) в ИРИ, а независимый внешнеполитический курс этой страны.
Если бы в настоящее время Иран стал выстраивать свою политику в американском фарватере, Вашингтон примирился бы и с ядерной программой и с правлением аятолл.
В то же время последние события в Ливии скорее всего приведут к тому, что иранская ядерная программа не только не будет свернута, но и будет завершена до стадии создания ядерного оружия. Печальный опыт Каддафи, отказавшегося в 2002 г. от осуществления собственной ядерной программы показывает иранской элите, что разговаривать с Западом на равных можно только при наличии серьезного силового аргумента.
Для выявления основных констант иранской геополитики целесообразно сделать краткий обзор региональной политики
ИРИ.
Говоря о регионе Ближнего Востока следует указать на эволюцию иранских внешнеполитических подходов к этому району мира. В последнее двадцатилетие произошло заметное изменение иранской политики здесь, в результате которого доктрина «экспорта исламской революции» утратила свое оперативное измерение и во многом уступила место внешнеполитическому прагматизму. В настоящее время основной базой поддержки Ирана в регионе являются шиитские общины, а основным стратегическим противником—не Израиль, как полагают некоторые масс-медиа и политологи, а Саудовская Аравия. Именно иранско-саудовские, а не иранско-израильские противоречия будут определять направление иранской внешней политики в долгосрочной перспективе. Исходя из этого, основным объектом приложения иранской внешнеполитической энергии в Иране будет Ирак, а также государства Персидского залива, в составе населения которых имеются значительные шиитские общины, такие как Бахрейн (большинство населения) и Саудовская Аравия (до 20%). Американская агрессия в Ираке в 2003 г., приведшая к гражданской войне в стране и фактическому демонтажу иракского государства, с одной стороны, избавила Тегеран от серьезного геополитического
конкурента и фактически сделал эту страну наиболее мощной державой ближневосточного региона, с другой стороны, привела к появлению новых вызовов. Таким вызовом является американское военное присутствие на границе с Ираном. Установление контроля над иракской политикой с помощью расширения своего экономического присутствия, а также с помощью шиитских клерикальных партий («Даава», Высший совет исламской революции, партия Муктады ас-Садра), таким образом, будет доминантой иранского курса в этой стране. Что касается поддержки Ираном ливанского движения «Хезболла» и нынешнего сирийского руководства, то оно имеет совей целью не только и не столько противостояние Израилю, сколько намерение создать плацдарм в восточном Средиземноморье. В этом отношении нынешние политические потрясения в Сирии являются серьезной угрозой для политики Тегерана.
Затрагивая вопрос о геополитических приоритетах Ирана в регионе Ближнего Востока, нельзя обойти вниманием вопрос об ирано-турецком сближении, наметившемся в течение двух последних лет. Со стороны Турции он был обусловлен двумя факторами: приходом к власти в Турции в 2003г. умеренных исламистов из Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Реджепом Эрдоганом и фактическим провалом попыток турецкого руководства войти в состав Европейского Союза (данное устремление было идеей-фикс турецкой политики на протяжении последних двадцати лет). Неудачи при интеграции с Евросоюзом привели к изменениям во внешнеполитическом курсе Турции, выразившимся, прежде всего, в доктрине «нео-османизма», подразумевающей восстановление турецкого влияния в его традиционных для XVII-го-начала XX вв. ареалах: на Балканах и на Арабском Востоке. В то же время представляется, что со стороны Турции меры по сближению с Тегераном были в значительной степени согласованы с США и другими союзниками по НАТО, что позволяет некоторым экспертам говорить о современной Турции Эрдогана как о «троянском коне» Запада в ближневосточном регионе.
На восточном направлении наиболее проблемным геополитическим соседом ИРИ является Афганистан. Иран заинтересован , с одной стороны, в стабильном Афганистане, с другой стороны, в том, чтобы к власти в этой стране не вернулись религиозные экстремисты суннитской направленности. Уместно напомнить, что в период господства талибов в Афганистане у Тегерана и Кабула были очень напряженные отношения, в 1998 г. едва не переросшие в полномасштабный военный конфликт после убийства иранских дипломатов в Мазари-Шарифе. В преддверии предполагаемого вывода американского контингента из Афганистана иранцы наращивают активность в традиционных зонах своего влияния таких как Герат и Хазараджат (провинции, населенные хазарейцами) и одновременно пытаются наладить партнерские отношения правительством Хамида Карзая. В июне с. г. в Кабуле побывал иранский министра обороны Ахмада Вахиди. В ходе визита был подписан договор о военном о сотрудничестве. Примечательно, что это первый визит высокопоставленной иранской военной делегации в Афганистан с 1979г. Вслед за тем и сам Карзай побывал в Тегеране на конференции, посвященной борьбе с терроризмом. Данный визит вызвал негативную реакцию США и Саудовской Аравии.
Для понимания перспектив развития российско-иранского сотрудничества чрезвычайно важным представляется рассмотрение иранских геостратегических планов в отношении постсоветских государств Центральной Азии и Кавказа. В Центральной Азии первостепенное значение для иранской политики имеют Таджикистан и Туркменистан. Таджикистан является близким в культурном отношении персоязычным государством. После того как Афганистан оказался оккупирован американским военным контингентом партнерские отношения с государствами Центральной Азии приобрели для ИРИ первостепенную важность, прежде всего, для того, чтобы обезопасить свои северные границы. В этом ракурсе становится понятным ирано-таджикское сближение, наблюдающееся на протяжении
последних пяти лет. Достаточно перечислить направления сотрудничества, которые уже реализуются в Таджикистане. В их числе — строительство железной и автомобильных дорог и линии электропередач между Таджикистаном, Афганистаном и Ираном, Шурабской ГЭС, автомобильных туннелей «Исти-клол» и «Чормагзак», хлопкоперерабатывающего комбината в Худжанде, совместного предприятия по производству энергосберегающих ламп в Исфаре, крупного цементного завода с годовой мощностью в 1 млн. тонн цемента, в Шаартузском районе, а также восстановление производственных мощностей АО «Таджикхимпром» в Яванском районе.
Особый интерес в этом плане представляют решения трехсторонней встречи министров иностранных дел Таджикистана, Ирана и Афганистана, состоявшейся в апреле 2009 г. в афганском городе Мазари-Шариф. Главный итог встречи — заказ иранской компании «Мушонир» подготовки технического проекта ЛЭП-220 из Таджикистана в Афганистан, и далее, в Иран. Афганские энергетики начали строительство своего участка от г. Пули Хумри, который будет соединен с таджикским участком, берущим начало с подстанций Сангтудинской ГЭС в РТ. При этом необходимо уточнить, что помимо ГЭС «Сангтуда-1», построенной в мае нынешнего года российскими специалистами, Иран строит станцию «Сангтуда-2», завершение которой планируется на 2011 г. Вместе с тем представляется не совсем обоснованным выдвигаемое рядом экспертов предположение о том, что партнерские отношения Исламской Республики с Афганистаном и Таджикистаном могут в ближайшем будущем привести к появлению не только экономического и культурного, но и военно-политического союза между тремя странами и созданию т.н. «Большого Ирана». Иранское влияние на Афганистан не сможет стать преобладающим ввиду того, что эта страна испытывает разновекторное влияние и за преобладание в ней борются наряду с Ираном такие региональные и внерегиональные акторы как Пакистан, Индия, Саудовская Аравия, Соединенные Штаты
Америки. Иран никогда не сможет стать господствующей политической силой в пуштунских, суннитских провинциях Юга и Востока Афганистана. Установлению же тесного ирано-таджикского союза противостоят такие факторы как отсутствие общей границы между этими государствами и суннитское вероисповедание большинства таджиков.
На центральноазиатском направлении большое значение для Ирана имеет также сотрудничество с Туркменистаном, причем важный импульс этому сотрудничеству придает геоэкономический фактор. Иран занимает второе место в мире по запасам природного газа после России. В свою очередь Туркменистан также обладает значительными запасами природного газа, которые в последнее время интенсивно разрабатываются. Туркменистан осуществляет экспорт газа в Иран по трубопроводу Даулетабад-Серахс-Ханджиран. На сегодняшний день туркменский газ, поступающий по данному трубопроводу в объеме 8 млрд. кубометров в год, обеспечивает энергетические потребности северо-восточной иранской провинции Хорасан (одной из крупнейших в стране). До ввода в строй данного газопровода в 2009г. поставки туркменского газа в Иран осуществлялись на уровне 3,5—4 млрд. кубометров.
Для Ирана крайне важным является сотрудничество с Туркменией в топливно-энергетической сфере. Крайне нежелательным вариантом для Тегерана является строительство газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), т.к. это означало бы появление конкурента проектируемому газопроводу ИПИ (Иран-Пакистан-Индия) и оттеснение Ирана от перспективного индийского рынка. Нежелательным для Ирана является и присоединение Туркмении к проекту транскаспийского трубопровода, т. к. Тегераном вынашиваются планы по экспорту иранского газа через проектируемый трубопровод «Набукко». Резюмируя иранскую внешнюю политику в регионе Центральной Азии необходимо отметить, что эта страна не обладает необходимыми ресурсами для региональной гегемонии и не может в отличие от США и Китая представлять серьезный вызов для российских интересов в регионе.
Данное утверждение представляется вдвойне справедливым для региона Закавказья. Иранское присутствие на Южном Кавказе имеет большую историю. Достаточно сказать, что территория современной Азербайджанской Республики (Арран) вплоть до начала XIX в. входила в состав иранского государства и была частью иранского культурного пространства (как впрочем и Туркменистан, бывший до 15в. регионом иранской провинции Хорасан). Территория современной Республики Армения (Восточная Армения) в 1555 г. согласно турецко-иранскому мирному договору отошла к Ирану и находилась в его составе вплоть до начала XIX в.
Армяно-иранские отношения в настоящее время развиваются достаточно успешно. В конце 2008 года началась поставка в Армению иранского природного газа по газопроводу Тебриз— Мегри—Каджаран—Арарат мощностью до 2,6 млрд. куб. м газа в год. Оплата за полученный газ осуществляется поставками в ИРИ электроэнергии. Общая стоимость проекта, в реализации которого участвовала российская компания «Газпром», составила 250 млн. долл. Ранее Армения получала природный газ только из России транзитом через Грузию.
Между Арменией и Ираном уж действуют две высоковольтные линии электропередач, посредством которых осуществляются сезонные взаимоперетоки электроэнергии. Сейчас рассматривается сооружение еще одной такой линии напряжением в 400 кВ. Стоимость этого проекта составляет около 100 млн. евро.
Между странами построена одна и строятся еще две современные шоссейные дороги, подписано соглашение о прокладке из Ирана в Армению железной дороги. По предварительным данным, стоимость последней составит 1,8 млрд. долл., из которых 1,4 млрд. предоставит Иран, а оставшуюся часть — ОАО «Российские железные дороги».
По некоторым данным, между Ираном и Арменией существует договор о сотрудничестве на случай войны.
В соответствии с этим договором в военное время ИРИ обеспечивает тыл Армении, а Ереван препятствует блокаде иранской территории и не допускает нанесения вооруженного ударов по ИРИ с этого направления. Реализуемость такого договора вызывает серьезные сомнения, особенно в случае американо-иранского конфликта. В Ереване слишком дорожат своими отношениями с Вашингтоном и не исключают саму возможность вступления в НАТО. Именно поэтому, несмотря на членство в Организации Договора о коллективной безопасности, Армения тесно взаимодействует, начиная с 1994 года, с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира», а с 2005 года в рамках Индивидуального плана действий партнерства (Individual Partnership Action Plan). Армянские военнослужащие до октября 2008 года участвовали в миротворческой операции в составе коалиционных сил в Ираке, а сейчас под руководством НАТО несут службу в Косово и Афганистане. Помимо этого, любая форма поддержки нынешнего иранского руководства неминуемо приведет к ухудшению отношений Армении с Западом в целом и резко уменьшит финансовую помощь, в первую очередь со стороны родственных диаспор Франции и США. Исходя из этого, говорить о полноценном стратегическом партнерстве между Тегераном и Ереваном в настоящее время преждевременно.
Гораздо более проблемными являются ирано-азербайджанские и ирано-грузинские отношения. Между Ираном и Азербайджаном развивается двустороннее экономическое сотрудничество в энергетической, торговой, сельскохозяйственной и промышленной областях. В частности, Азербайджан в зимний период поставляет в северные провинции ИРИ природный газ, а в летний — электроэнергию. Кроме того, осуществляется ирано-азербайджанское сотрудничество по вопросам борьбы с транзитом наркотиков, приграничного (прибрежного) контроля и обмена заключенными. Этому способствуют те представители азербайджанской диаспоры в ИРИ, которые работают в органах исполнительной власти государственного и регионального уровня.
Вместе с тем следует отметить, что потенциал азербайджано-иранского экономического сотрудничества остается нереализованным (в 2009 году двусторонний товарооборот составил всего 550 млн. долл.). Изменить эту ситуацию достаточно трудно ввиду стремления Баку к независимости от своего южного соседа. Об этом свидетельствует факт подписания летом прошлого года договора о транзите в Нахичеванскую автономную республику азербайджанского природного газа через Турцию. Ранее для этих целей использовался иранский газ.
Несмотря на существенное улучшение ирано-азербайджанских отношений в последние годы, на них по-прежнему действуют следующие негативные факторы. Во-первых, Тегеран продолжает активно сотрудничать с Ереваном, что создает серьезную брешь в транспортной блокаде армянской территории и объективно отодвигает на будущее решение карабахской проблемы.
Во-вторых, большие проблемы в отношениях между странами создает наличие огромной азербайджанской общины в Иране (по некоторым оценкам, ее численность составляет 20 млн. чел., что превышает 25% всего населения страны). С одной стороны, ее существование не раз служило предлогом для азербайджанских пантюркистских кругов для разжигания в северных провинциях Ирана сепаратистских настроений. С другой стороны, определенные политические силы в Иране пытаются использовать этнокультурную близость иранских и кавказских азербайджанцев для создания в Азербайджанской Республике своих групп влияния.
В-третьих, Республика Азербайджан поддерживает тесные отношения с основным иранским внешним противником — США, что неизбежно приводит к дополнительным трениям в ирано-азербайджанских отношениях, в частности по вопросу размещения на Южном Кавказе американских военнослужащих. Так, в конце апреля 2009 года в Баку побывал командующий транспортными войсками США Данкан Макнабб, который
познакомился с дорожно-транспортными коммуникациями Азербайджана. И это не было случайным, так как на бывших советских военных базах в Кюрдамире, Насосной и Гюлли с весны 2006 года размещены так называемые «временно дислоцированные мобильные силы» в составе от 750 до 1300 солдат и офицеров. По официальной версии эти военнослужащие, численность которых может быть увеличена как минимум вдвое, обеспечивают защиту азербайджано-грузинского участка нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. В реальности, они могут использоваться для более широкого круга задач, в том числе связанных с возможным военным противоборством США и ИРИ.
В-четвертых, развиваются взаимоотношения Азербайджана с иранским региональным противником — Израилем.
На сегодняшний день, исходя из реальной ситуации, можно утверждать, что Иран в Закавказье не стал одним из основных политических игроков, равным России или Турции. В то же время российско-иранское взаимодействие на центрально-азиатском и закавказском направлениях может принести России и Ирану серьезный политический успех. В качестве примера успешного партнерства двух стран в этих регионах можно привести российско-иранское посредничество между режимом президента Рахмонова и таджикской оппозицией, завершившееся подписанием Межтаджикского мирного соглашения 1996 г. в Бишкеке, а также согласованные усилия двух стран по преодолению армяно-азербайджанского конфликта в 1992-1994 гг. Эти усилия увенчались подписанием соглашения о прекращении огня 1994 г. К сожалению, позднее после того как миротворческий процесс стал протекать под эгидой Минской группы ОБСЕ Иран был от него оттеснен. Возобновление российско-иранского сотрудничества в миротворческих процессах на Южном Кавказе могло бы существенно расширить пространство маневра для российской дипломатии в этом регионе.
Большой позитивный эффект могло бы принести российско-иранское внешнеполитическое взаимодействие по проблемам
Афганистана. Близость интересов двух сторон заключается, во-первых, в том, что и Россия, и Иран не приемлют религиозного экстремизма под ваххабитскими (салафитскими) лозунгами, получающего подпитку из Саудовской Аравии. Во-вторых, обе страны заинтересованы в стабильности в Афганистане и прилегающих регионах Центральной Азии для уменьшения рисков собственной безопасности. В-третьих, в интересах обеих стран является полное прекращение военного присутствия внерегио-нальных сил (США) в Афганистане и государствах Центральной Азии.
Побудительным стимулом к установлению партнерства между нашими странами является и геоэкономический аспект. Прежде всего, это относится к нефтегазовой сфере, сфере ТЭК. Как уже было отмечено выше, Россия занимает первое, а Иран — второе место по запасам природного газа. Иранское правительство приступает к освоению месторождения Южный Парс с экспортными целями. Для России важно, чтобы Иран не стал нашим конкурентом по поставкам газа в Европу, присоединившись, например, к чрезвычайно невыгодному для России газопроводу «Набукко». Поэтому для России был бы выгоден экспорт иранского газа для нужд быстрорастущих экономик азиатских государств по газопроводу IPI (Иран-Пакистан-Индия). Если же добыча природного газа в ИРИ для экспортных нужд будет расти, то для России были бы выгодны поставки иранского газа в Европу по российскому маршруту «Южный поток».
Огромные резервы существуют у транзитного и транспортного сотрудничества двух стран. В 2000г. было подписано соглашение между Россией, Индией и Ираном о создании Международного транспортного коридора «Север-Юг». К сожалению, в настоящее время этот коридор не функционирует в полную силу. Неразвитая инфраструктура и ряд правовых препятствий не позволяют в полной мере развернуть этот транспортный маршрут. Между тем в случае его полноценной работы по нему удалось бы перенаправить значительную часть грузов, идущих
в настоящее время океанским маршрутом. В этом случае Россия и Иран могли бы превратиться в ведущие страны мирового транзита из Восточной Азии в Европу, зарабатывая на этом миллиарды долларов.
- Уильям Энгдаль
- Глобализация и однополярный мир: геополитический анализ современной гегемонии запада (тезисы) Дугин а. Г.
- Отвержение глобализации
- Многополярность в стратегических документах Российской Федерации и ее семантический саботаж
- Многополярность как концепт
- Логика построения многополярного мира
- Геополитика и выборы 2012 года
- Библиография:
- Альтернатива американскому диктату: в поисках подлинной многополярности Оейед Махмуд Реза Саджади
- Добреньков в. И.
- Ислам и его использование в идеологии политического радикализма на северном кавказе Аджиев а. И.
- Инклюзивное развитие как ответ на вызов глобализации по-американски Бирюков а. В.
- Дискурс многополярности в современной восточноевропейской геополитической и философской мысли Бовдунов а. Л.
- Сербия — геополитика Балканского Хартленда
- Хорватия: традиционализм и геополитика
- Чехия и Словакия: славянское единство как геополитический фактор
- Польша: к стратегическому союзу России и Европы
- Румыния: мировоззренческие альтернативы однополярной глобализации
- Геополитика и многополярность. Взгляд из южной америки Альберто Буэла
- «Новая южноамериканская стратегия» как появление отложенного пространства
- Теория ромба
- Распространение смертельно опасных гмо как результат глобализации современного мира Ермакова и. В.
- Литература:
- Клименко а. Н.
- Сетевые образы как фактор современной политики Корженева о. В.
- Геополитическая ситуация ирана и перспективы российско-иранского сотрудничества Кузнецов а. А.
- Казус ливии и проблема государственного суверенитета в
- XXI веке Кузнечевский в. Д.
- Мировое пространство. Технологии нового поколения Куртюкова м. И.
- Практика
- Экономика
- Население
- «Варвары общества». Киберстачка как угроза экономической безопасности россии Матвиенко ю. А.
- Список использованных источников
- Эмпирические и нормативные аспекты многополярности Савин л. В.
- «Диалог цивилизаций» как теоретическая модель многополярного миропорядка
- Глобальный финансово-экономический кризис как новый рубеж геофинансовой регионализации. Деятельность хедж-фондов Смирнов ф.А.
- О том, откуда дует ветер или с чего все началось
- Хедж-фонды как основные проводники финансовой психологии Запада
- Куда двигаться дальше
- Список используемой литературы
- Токмакова м. В.
- Turkey's position in the struggle for a multipolar world Dr. Semih Koray
- A multipolar world requires the initiative of the Developing World
- Turkey during the last decade
- An ideal Islamic partner country for usa
- Usa needs shortcuts since time is tight
- Common threats can be countered by common struggles
- The role of religion and the culture of identity in the public policy: the balkans case Stevo m. Lapcevic
- Cultural and Political Influences in the Balkans
- Consequences
- Balkans
- Which direction to take today?
- Works Cited
- New global actors for a multipolar world Daniele Lazzeri
- To build a real eurasia: few juridical ideas Marius Vacarelu
- Conclusion
- Multipolarism and new regimes in the mediterranean area more everything becomes useless Ermanno Visintainer
- Левиафан Выпуск 3