27) Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии.
Под системой (с греческого – целое, состоящее из частей) понимают совокупность элементов в отношениях и связях друг с другом, образующую целостность, единство. В античной философии так обозначалась целостная упорядоченность бытия. К идее системной организации бытия возвратились философы XVII века – Б. Спиноза, Г. Лейбниц. В этот же период естествоиспытатели приходят к выводу, что системы живой природы естественны по происхождению и продолжают развивать эту идею и в XVIII веке (К. Линней). Далее философы приложили принцип системности к мышлению, к процессам познания: И. Кант утверждал, что в науке целое главенствует над частями, Шеллинг и Гегель требовали системности диалектического мышления, на это обращали внимание неокантианцы, неопозитивисты. В науке XIX, XX столетий идея существования системного целого обнаружила себя в теории эволюции, теории относительности, квантовой физике, гештальтпсихологии, структурной лингвистике и т.
Однако научная рефлексия понятия и явления системы принадлежат австрийскому ученому Людвигу фон Берталанфи, работавшему впоследствии в США. От первых идей, зародившихся в 30-ые годы XX столетия, по достаточно развитой общей теории систем проходит 20 лет. Эта теория была создана во время востребованности такого знания и дала жизнь широкому кругу наук, объектом исследования которых является система: общая теория систем, системный подход, специальная теория систем, системотехника, системный анализ, синергетика, теория катастроф, термодинамика неравновесных систем и прочее.
В системах, особенно живых и социальных, важны процессы передачи информации и процессы управления. Есть системы, способные действовать целенаправленно, самоорганизовываться. Оказалось, что типов систем великое множество, и чтобы определение системы не было пустым, нужны определения, характеризующие сущность именно данного типа систем. Самая универсальная из существующих классификаций систем выглядит как деление на материальные и абстрактные системы. Материальные, в свою очередь, делятся на неорганические, живые, социальные, а абстрактные – язык, понятия, знания, гипотезы, теории и прочее. Кроме того, выделяются динамичные и статичные, однозначно детерминированные и стохастичные (вероятные) системы. Системы м.б. закрытыми – идет обмен энергией, но не веществом, и открытые – осуществляется обмен и энергией, и веществом. Первые стремятся к своеобразному «рассыпанию» с максимумом энтропии, вторые – к живому, подвижному равновесию с возможностью усложнения структуры.
Таким образом, методология системного подхода требует, чтобы любой объект рассматривался как система. В этом исследователю помогают так называемые системные принципы. Их довольно много, ограничимся наиболее сильными.
Принцип целостности предполагает, что целое не равно сумме частей, а, как уже упоминалось, является чем-то иным; свойства определенной части (элемента) зависят от его места в целом. Следовательно, просто высокий IQ еще мало что значит, это ведь не человек как целое, а просто свойство одного из его элементов.
Принцип структурности утверждает, что сущностное описание системы достигается через описание структуры – связей и отношений между элементами; т.о., свойства системы меньше зависят от элементов, ее составляющих, а больше - от структуры, т.е. связей и отношений между элементами (сравните свойства мозга и компьютера).
Принцип взаимозависимости системы и среды показывает, что система не только формируется в среде, но является главным, более активным компонентом взаимодействия. В этой связи подумайте, к каким изменениям в теориях развития психики, теориях формирования личности, педагогической практике приведет последовательное применение данного принципа.
Принцип иерархичности объявляет, что ничего само по себе не является самостоятельной системой или ее относительно самостоятельной частью – подсистемой; все взаимосвязано. Использование терминов система, подсистема определяется ракурсом исследования.
Принцип множественности описаний системы позволяет смело использовать для описания одной и той же системы различные парадигмы и теории даже из различных областей науки, т.к. системы сложны, а отдельная теория в состоянии описать только ограниченное число ее аспектов или даже только один. Теперь подумайте, можно ли столь сложную систему, как поведение человека, описать одной единственной психологической теорией? Или группой только психологических теорий? Насколько человек существо социальное, понадобятся, видимо, концепции социальных наук. А насколько он природное явление, д.б. использованы биологические теории. И, возможно, будет обнаружен изоморфизм между ними всеми.
Строгого алгоритма исследования эта методология не предлагает, это скорее эвристический принцип, который обнаруживает возможность видоизменения как предметов,. объектов изучения, так и способов построения научного знания. Заключим наш разговор мыслью А. Эйнштейна: «Тело и душа не являются двумя различными вещами, а скорее двумя разными способами восприятия одной и той же вещи. Подобно этому, физика и психология представляют собой лишь различные попытки связать воедино элементы нашего опыта с помощью систематического мышления».
В рамах кибернетики создано представление о системах, самоорганизующихся по принципу обратной связи. Эта концепция нашла свое применение в т.ч. в физиологии (Бернштейн) и психологии (Бейтсон (алкоголизм)).
Теория систем Л.Берталанфи. В основе теории систем - обобщение экосистем как живых систем. Основные принципы системного подхода:
1. Холизм против атомизма (целое не равно сумме частей).
2. Циклический характер причинности.
3. Оптимальное функционирование границ как условие выживания системы (проницаемость, но жесткость).
Реализуются в разных подходах, в т.ч. семейной психотерапии.
* Семейный подход (Щедровицкий)
* Системно-структурный подход (Выготский, Пиаже)
* Системно-функциональный (Рубинштейн, Ухтомский, Анохин, Лурия).
, преобразования в методологии науки имели своеобразную латентную фазу, немало времени провели во «внутриутробном» развитии и во всей полноте раскрываются только сейчас. Их кратко можно охарактеризовать следующим образом.
Развивающаяся, одухотворенная Природа не может исследоваться человеком с позиций противопоставления и превосходства.
В Природе ничего не усредняется и время не бездушное вместилище всего, а конструктивный фактор.
Действующие силы включены в систему, они внутренние, их действие по времени совпадает с эффектом а вовсе не предшествует ему.
Законы и константы Природы, изменчивы, следовательно, развитие не может протекать однозначно.
Невозможно объяснить, даже описать эволюцию с позиций детерминизма, понимаемого как каузальная (причинная) обусловленность изменений.
В нелинейном бытии Природы особую роль играют ситуации, когда воздействия согласованы с внутренними свойствами системы и в результате возникают «резонансные возбуждения».
В целом есть свойства, отсутствующие у частей: оно не сложнее части, а просто иное.
Вместо редукционизма – объяснение сложного через простое, следует ориентироваться на перспективизм – отыскивание изоморфных (одинаковых по форме) законов в разных областях научного знания.
Исследование должно ориентироваться не на анализ, а на синтез, сжатие информации, универсализм.
Изучать не стабильное, постоянное, и изменяющееся.
В современном познании результативнее аналогия, продуктивная концепция в сравнении с классической теорией, новым эффективным ходом исследования гипотеза – эксперимент – теория – проверка. «Постижение истины невозможно без эмпирического фундамента. Но чем глубже мы в нее проникаем и чем более широкими и всеобъемлющими становятся наши теории, тем меньше эмпирических знаний требуется для создания этих теорий» (А. Эйнштейн).
Научная идея верифицируется не тем, что имеет подтверждения, а тем, что ей ничего не противоречит.
Математика становится необходимым и нередко единственно возможным языком науки.
- Опыт ненаучных форм осмысления культуры.
- 3.Сравнительная характеристика концепции, теории, парадигмы как форм существования научного знания.
- 4. Анализ взаимоотношений науки и религии, оккультизма, философии и искусства
- 5. Мифологическое и рациональное мышление
- 6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии
- 7. Теории развития науки.
- 9. Уровни методологии науки
- 10. Философский уровень методологии науки и психологическое исследование: проблема человека в философской картине мира.
- 11. Общенаучный уровень методологии и психологическое исследование.
- 13. Взаимосвязь методологии и методов исследования в психологии
- 14. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
- 16. Формирование классического типа научной рациональности в Новое время: первые научные революции в XVI - XVIII веках.
- 17.Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер) в Новое время
- 18.Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция.
- 19.Общенаучные принципы, характерные для классического этапа в развитии науки
- 22.Эксперимент как основной метод исследования в классической науке. Эксперимент в классической психологии.
- 23. Кризис методологии науки в начале XX столетия. Основные изменения научной методологии под влиянием кризиса хх столетия
- 24. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков
- 25. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн) в первой половине 20-го века
- 26) Неклассическая методология в естествознании
- 27) Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии.
- 28) Неклассическая методология в психологии (психодинамическое направление, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология).
- 29. Методы неклассической психологии
- 30. Эксперимент в неклассической психологии
- 31. Вероятность – как методология познания и ее место в современной науке. Вероятностные знания в психологии
- 32. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века
- 33. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин)
- 34. Философия постмодернизма
- 35. Постмодернистская культурная традиция в психологии (теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости психологического знания)
- 36. Методы постнеклассической психологии
- 37. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.
- 38. Уровни исследования: эмпирический, теоретический, метатеоретический
- 39. Виды психологических исследований (качественные/количественные, фундаментальные/прикладные, комплексные, междисциплинарные и т.Д.)
- 40.Структура и этапы психологического исследования.
- 41. Типы классификации основных методов исследования в психологии (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы анализа данных, интерпретационные методы, методы психосемантики).
- 42. Этические нормы психолога-исследователя