logo search
совр рос

3) Укрепление российской государственности

1. Национальный состав и административно-территориальное устройство.

По Всероссийской переписи 2002 г. постоянное населе­ние нашей страны насчитывает 145,5 млн человек (по переписи 1989 г. — 147 млн) — представителей около 150 наций и народнос­тей. Наиболее крупные национальные группы в его составе — русские (более 80% населения), татары и украинцы. Особую роль в националь­ной политике государства приобрел исламский фактор (20 млн чело­век в России исповедуют эту религию).

В соответствии с Конституцией Россия включает в себя 89 субъек­тов: 21 автономную республику, 50 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 2 города федерального значения — Москва и Петербург. Об­разовалось два уровня государственной власти — федеральный и субъ­ектов Федерации. Многонациональный состав страны в целом затруд­няет проведение модернизации, влияет на темпы реформ.

2. Изменения статуса республик. Проблема суверенитетов.

После распада СССР перед руководством РФ встала приоритетная за­дача строить российскую государственность на основе федерализма и децентрализации управления с учетом роста не только националь­ных чувств, но и националистических настроений. В 1991 г. авто­номные республики и даже автономные области (кроме Еврейской) в составе РСФСР объявили себя суверенными республиками. Некото­рые силы в Татарстане, Башкортостане, Республике Саха (Якутии) направляли усилия на выход из состава РФ. Чечня взяла курс на во­оруженное противостояние с центром во имя достижения полной не­зависимости.

Борьба с терроризмом на Северном Кавказе.

Вторая «чеченская война».

После ряда террористических ак­тов в Москве, Волгодонске, Буйнакске чеченские вооруженные фор­мирования в августе 1999 г. предприняли нападение на Дагестан с целью развертывания на территории этой республики широкого се­паратистского исламского движения. В качестве ответной меры рос­сийское правительство во главе с В. В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы (так началась вторая «чеченская война»). Вторая чеченская война сопровождалась также начительными потерями(например, гибель 84 десантников 104-го полка 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии в бою с участниками бандформирований в 2000 году в Чечне).Операции были направлены на уничтожение незакон­ных вооруженных формирований и одновременное восстановление разрушенного войной хозяйства и деятельности конституционных органов власти в Чеченской Республике.

  После завершения в 2000 г. активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 г. муфтия Чечни А. Кадырова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны.

В Чечне в 2000—2003 гг. федеральный Центр предпринимал меры для нормализации политической и экономической ситуации. Но если в экономической сфере в этот период успехи были незначительные, то политические изменения отмечали все.

- Конец 2000г.-под контролем федеральных войск находились все населенные пункты Чечни , введено прямое президентское правление в Чечне на период до новых выборов президента ЧР (назначен главой администрации Чеченской Республики Ахмат Кадыров)

-В марте 2003 г. в ходе референдума ее жители проголосовали за новую Конституцию, в которой оговорено, что Чеченская республика является частью Российской Федерации. В этой же Конституции республике предоставляются широкие полномочия в пределах российского законодательства.

- В октябре 2003 г. прошли выборы президента Чеченской республики, на которых победил Ахмад Кадыров. В целом федеральный Центр сделал ставку на решение проблем этой республики силами чеченских лидеров, а не путем насаждения в республике генерал-губернаторов из Москвы. -Чтобы уменьшить напряженность на Северном Кавказе, власти России не отказывались от ведения переговоров с лидерами боевиков. Так, в ноябре 2001 г. прошла встреча полпреда в Южном федеральном округе Виктора Казанцева и представителя боевиков А. Закаева. Скоро стала очевидной бессмысленность ведения переговоров с представителями руководства террористической сети.

С 2002 г. боевики развернули активную террористическую войну:

-23 октября 2002 г. в Москве произошел захват зрителей мюзикла «Норд-Ост», в результате

которого погибли 130 человек. - В конце декабря 2002 г. был взорван дом правительства Чечни в Грозном.

-В июле 2003 г. в Москве произошел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван

военный госпиталь в Моздоке, в декабре взрыв уничтожил электричку в Ставропольском крае.

-В феврале 2004 г. происходит взрыв поезда метро в Москве. Каждый из этих терактов унес

жизни более десятка человек.

-На праздновании Дня Победы в 2004 г. в результате теракта погиб глава Чечни — президент

А. Кадыров.

- В конце августа 2004 г. террористы взорвали два самолета, совершили теракт около метро

«Рижская» в Москве.

- 1 сентября 2004 г. бандиты захватили школу в городе Беслане республики Северная

Осетия — Алания. В результате этой трагедии погибли 330 человек, большинство из которых

дети.

      В конце 2004 г. ситуация в Чеченской республике существенно изменилась. 29 августа 2004 г. 73% избирателей проголосовали за избрание нового президента Чеченской республики А. Алханова. Премьер-министром стал Рамзан Кадыров — сын погибшего первого президента республики.

В марте 2007 г. Рамзан Кадыров стал президентом Чеченской республики. Новое руководство проводило линию по интеграции боевиков, не запятнавших себя тяжкими преступлениями, в общество и параллельно вело войну на уничтожение с лидерами боевиков.

Прошедшие в ноябре 2005 г. выборы в парламент Чеченской республики стали очередным свидетельством нормализации обстановки.

Задача по ликвидации остатков боевиков, взявших на вооружение тактику диверсионно-террористической борьбы, была возложена на спецслужбы РФ. В июле 2006 г. был уничтожен лидер всего террористического подполья на Северном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масхадов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять собой организованную силу.

16 апреля 2008 г. был отменен режим контртеррористической операции на территории Чечни.