2. Лоббизм как политический институт
Лоббизм (от англ. «lobby» — кулуары, коридор) — является политическим институтом и способом, инструментом влияния групп интересов на власть. Лоббизм выступает своего рода критерием выделения среди многообразия групп интересов специфических групп — групп давления. Группы давления самым широким образом используют лоббирование как способ воздействия на власть. В XX веке лоббизм превратился в распространенную форму политической деятельности и один из важных политических институтов западных демократий. Крупнейшие корпорации, ассоциации, профсоюзы и предпринимательские союзы имеют в своих структурах специальные подразделения, занимающиеся лоббированием, или используют услуги лоббистских фирм. В коридорах власти лоббисты добиваются решения вопросов в пользу своих клиентов.
Влияние лобби на власть осуществляется по следующим основным направлениям:
— посредством создания с помощью СМИ общественного мнения в поддержку вопроса, который продвигает соответствующаягруппа интересов. Группы интересов часто стремятся привлечьмаксимальное внимание общественности и властных структурк различного рода общезначимым проблемам. Огромная роль общественного мнения в западных демократиях вынуждает парламенты и правительства этих стран осуществлять популярные в обществе требования, хотя популярность этих требований можетоказаться результатом манипулятивной активности лоббистов,а их значимость для общества — фикцией.
В последнее время за рубежом приобретает все большее распространение лоббирование посредством компьютерных сетей. К примеру, в 1997 г. Джоди Уильяме получила Нобелевскую премию Мира за свой вклад в кампанию за запрещение противопехотных мин. Ей удалось через компьютерные сети привлечь к участию в кампании более 1 тыс. экологических, женских, детских, религиозных, медицинских и других организаций из 55 стран мира;
— посредством влияния на государственные институты (парламенты, правительства), представителей власти и политических чиновников;
-----137-----
— посредством финансовой и иной поддержки политическихпартий в ходе избирательный кампаний в обмен на соответствующие законодательные услуги.
Диапазон действий, которые используют группы интересов и их лоббистские структуры, достаточно широк и включает такие методы, как сбор подписей, подача петиций, уличные манифестации, пикетирование, митинги протеста, акты гражданского неповиновения и др. Среди методов влияния на власть можно выделить законные и незаконные.
К законным относятся следующие:
информирование власти о состоянии тех или иных отраслейэкономики или сфер общества;
разработка соответствующих законопроектов для продвижения их в законодательные органы;
экспертиза различных проектов, разрабатываемых институтами власти;
организация съездов, конференций и т. п. с приглашениемна них первых лиц государства, членов правительства, депутатов;
участие в работе структур власти, например, в парламентских слушаниях и др.
К незаконным методам относятся подкуп (коррупция) представителей власти, шантаж и угрозы в их адрес и т. п. В последнее десятилетие массовое распространение в России приобрела коррупция. Как показали результаты одного из исследований, проведенных в 2002 г. фондом «Информатика для демократии», на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд. долл. Наиболее щедрым взяткодателем является российский бизнес. На его долю из 37 млрд. приходится 33,8 млрд. долл. При этом 75% от суммы деловых взяток отдается в муниципалитетах, 20% — достается региональным властям и 5% доходит до федеральных властей. 82% опрошенных бизнесменов указали, что им приходилось оказываться в роли взяткодателей57.
Зарубежный опыт функционирования групп лоббирования говорит о целесообразности специального законодательного регулирования их деятельности. Так в США в настоящее время действуют около 23 тыс. групп интересов. Ведущими среди них являются
__________
57 Взяткоемкость // Известия. 2002. 22 мая.
-----138-----
группы бизнеса (3,7 тыс. объединений), работников образования и культуры (3,2), группы интересов врачей и медицинских работников. При этом своими лоббистскими организациями располагают от 15 до 20% групп интересов58. Согласно американскому законодательству лоббистские организации, функции которых состоят в том, чтобы способствовать принятию или отклонению того иного закона, обязаны быть зарегистрированы. В соответствии с законом обеспечивается прозрачность их финансовой деятельности, осуществляется регистрация всех их обращений в органы власти. Законодательное регулирование деятельности лоббистских групп позволяет снизить уровень коррупции, поставить под контроль интересы, имеющие антиобщественную направленность, и затруднять их продвижение.
В современной российской политике в качестве групп интересов, широко использующих лоббирование, выступают крупные корпорации. К примеру, как отмечают исследователи, АО «Лукойл» концентрирует свои усилия в сфере законодательства на участии в подготовке и обсуждении законопроектов по проблемам налоговой политики, лицензирования и особенно порядка предоставления лицензий на добычу и экспорт нефти, ценообразования, а также вывозных и ввозных пошлин. Эти же вопросы, но уже в более конкретном плане обсуждаются в Правительстве. Свою роль в политике кампания реализует не только через отношения с государством, но и через СМИ и воздействие на общественное мнение59. Помимо крупных корпораций все возрастающее влияние во взаимодействии с государством и властью приобретают различные предпринимательские ассоциации, которые выражают и отстаивают интересы более широких слоев российского бизнеса. Так, Торгово-промышленная палата России (ТПП) представляет интересы не только крупных, но и средних, мелких компаний и фирм. Согласно уставу ТПП представляет и защищает законные интересы членов ТПП России в государственных органах. В со-
__________
58 CorpHH В. В. Переосмысливая американскую демократию: генезис, этапы, современность // США и Канада: экономика, политика, идеология. 2002. №5. С. 26-27.
59 См.: Перегудов С. П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. М., 1999. С. 112-113.
-----139-----
став ТПП входят более 15 тыс. предприятий и сотни предпринимательских объединений федерального, республиканского, регионального и местного уровней. Возрастает влияние Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциации российских банков, Ассоциации книгоиздателей, Всероссийского общества инвалидов.
Вместе с тем в деятельности ряда значимых групп интересов в современной России наблюдается бюрократизация. Они становятся выразителями интересов государственных и общественных чиновников, теряют доверие в массах. Вот «образец» деятельности одной из массовых организаций — Федерации независимых профсоюзов России. ФНПР после распада СССР, как известно, объявила себя правопреемницей советских профсоюзов и стала собственником свыше тысячи гостиниц и санаториев, домов отдыха, учебных заведений, объектов административного, культурно-спортивного и социального назначения. Критикуя официально рыночные реформы, профбоссы довольно быстро и ловко превратили всю эту профсоюзную недвижимость в различные ООО, ТОО, акционерные общества, страховые кампании и т. д., разумеется, не в интересах членов профсоюзов. Неподконтрольность и неподотчетность профцентра членам профсоюзов «гарантируется» уставом60. ФНРП за 10 лет так и не смогла заставить своих социальных партнеров, то есть государство и работодателей, своевременно выплачивать наемным работникам достойную заработную плату. Беспомощность профсоюзов сделала низкий уровень заработной платы главным источником накопления российского капитала. Приватизация институтов гражданского общества (политических партий, общественных объединений, средств массовой информации) номенклатура-политической элитой приводит к тому, что многие общественные объединения действуют сами по себе, для удовлетворения политических, статусных, материальных и иных притязаний миллионов чиновников. Население же не видит в них выразителя и защитника своих интересов и в значительной мере ориентируется на установки, формулируемые властью.
__________
60 Миловидов Ю. Профмутация. Получит ли ФНПР орден за построение капитализма в России? // Независимая газета. 2000. 19 апреля.
-----140-----
Эта ситуация чревата бесконтрольностью власти, смыканием чиновников от власти и «чиновников» от общественных организаций в реализации своих узкогрупповых корыстных интересов.
- Политология
- Раздел I историко-методологическое введние Тема 1. Введение в предмет. Политология в системе обществознания
- 1. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность
- 2. Предмет, методы и функции политической науки
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли
- 1. Политическая мысль Древнего мира
- 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
- 3. Политические идеи Нового времени
- Тема 3. Современная политология: основные концепции
- 1. Политическая наука в Европе конца XIX-XX века
- 2. Развитие политической науки в сша
- Тема 4. Политические идеи и учения в россии XI-XX вв.
- 1. Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.
- 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
- 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
- Раздел II политическая власть и общество Тема 5. Политика и власть
- 1. Политика
- 2. Власть
- 3. Политическая власть
- Тема 6. Политические системы и политические режимы
- 1. Системный подход в политологии. Функции политической системы
- 2. Институты государства и гражданского общества в политической системе
- 3. Политические режимы
- Тема 7. Гражданское общество и государство
- 1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества
- 2. Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества
- 3. Проблемы становления гражданского общества в России
- Тема 8. Политические партии и партийные системы
- 1. Партии как политические институты
- 2. Типология политических партий
- 3. Сущность и разновидности партийных систем
- 4. Становление многопартийности в России
- Тема 9. Группы интересов в политике
- 1. Группы интересов как субъекты политики
- 2. Лоббизм как политический институт
- Тема 10. Международные отношения и внешняя политика. Геополитика и глобализация
- 1. Общая характеристика внешней политики государства и международных отношений
- 2. Основные теоретические концепции международных отношений. Геополитика
- 3. Современные тенденции развития международных отношений. Глобализация
- 4. Россия в системе международных отношений
- Раздел III человек в политическом процессе Тема 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие
- 1. Сущность политического участия
- 2. Механизм политической идентификации
- 3. Формы политического участия
- Тема 12. Политические элиты и политическое лидерство
- 1. Сущность и роль политических элит в обществе
- 2. Типология и функции политического лидерства
- 3. Российская политическая элита постсоветского периода
- Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- 1. Понятие и структура политического сознания
- 2. Современные политические идеологии
- Тема 14. Политическая культура
- 1. Понятие политической культуры
- 2. Типология политической культуры
- 3. Политическая культура современной России
- Приложения приложение 1. Тесты по курсу «политология»
- Тест 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Тест 2-а. Возникновение и развитие политической мысли (Древний мир и Средневековье)
- Тест 2-б. Возникновение и развитие политической мысли (Возрождение и Новое время)
- Тест 3. Современная политология: основные концепции (вторая пол. XIX-XX в.)
- Тест 4. Политические идеи и учения в России XI-XX вв.
- Тест 5. Политика и власть как общественные явления
- Тест 6. Политические системы и политические режимы современности
- Тест 7. Государство и гражданское общество
- Тест 8. Политические партии и партийные системы
- Тест 9. Группы интересов в политике
- Тест 10. Международные отношения и внешняя политика. Глобализация и геополитика
- Тест 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие
- Тест 12. Политические элиты и политическое лидерство
- Тест 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- Тест 14. Политическая культура
- Итоговое тестирование по курсу в целом
- Ключи к вопросам тестов
- Приложение 3. Краткий терминологический словарь
- Приложение 4. Планы семинаров, тематика рефератов, вопросы к итоговому контролю, основная литература планы семинаров Семинар №1
- Семинар №2
- Семинар №3
- Семинар №4
- Семинар №5
- Семинар №6
- Семинар №7
- Семинар №8
- Семинар №9
- Семинар №10
- (2 Часа)
- Семинар №11 Политическая культура (4 часа)
- Тематика рефератов
- Вопросы к итоговому контролю
- Основная литература
- Приложение 5. Структурно-логические схемы
- Содержание
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 18
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 36
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI-XX вв 52