3. Сущность и разновидности партийных систем
Взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними определяются понятием «партийная система». Партийные системы структурируют социальные интересы, дают им возможность выразится на местном и национальном уровнях, в частности, через механизм выборов. Они являются составной частью политической системы, важным механизмом осуществления власти.
Развитая, устоявшаяся партийная система, выработавшая эффективные нормы регуляции отношений с государственной властью, — гарантия стабильности общества, его способности решать возникающие проблемы и преодолевать кризисы.
Партийные системы приято классифицировать по качественным характеристикам и по количественному составу.
В зависимости от характера режима можно говорить о демократических и недемократических — авторитарных и тоталитарных —
-----121-----
партийных системах. В соответствии с господствующими в государстве социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные партийные системы. С учетом характера отношений между партиями и государством различают конкурентные и неконкурентные партийные системы.
Среди критериев типологизации партийных систем наиболее распространенным является количественный критерий. В капитальном труде «Партии и партийные системы» итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:
система с одной партией;
система с партией гегемоном;
система с доминирующей партией;
двухпартийная система;
система ограниченного плюрализма;
система крайнего плюрализма;
атомизированная система.
По существу, речь идет о разных типах однопартийности и многопартийности.
Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Создание других партий запрещено законом. В такой системе партия срастается с государством. Основные политические решения принимаются партийными руководителями, роль государственных деятелей в основном исполнительская.
Опыт функционирования однопартийных систем в XX веке показал их неэффективность и антидемократичность. Монополизация властных функций неизбежно ведёт к волюнтаризму и преобладанию командных методов управления, в конечном счете — к отчуждению граждан от политики.
Однопартийные системы существовали при тоталитарном режиме в СССР и нацистской Германии, в Албании, Румынии. В настоящее время они существуют в КНДР и на Кубе.
Система с партией, осуществляющей гегемонию по отноше-нию к другим партиям, существует в настоящее время в Китае, до конца XX века была в Мексике и в большинстве стран Восточной Европы
«Квазимногопартийность» также порождает тенденцию к сращиванию партийного и государственного аппарата, хотя и не в та-
-----122-----
кой системе, как при однопартийности. Являясь вариантом од-нопартийности, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных идей и интересов, что приводит к ее кризису.
Система с доминирующей партией характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. До начала 90-х годов XX века такими были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс. В Швеции доминирующей партией является социал-демократическая. Система доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии.
Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти.
Бипартизм не исключает существование в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть.
Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти Демократическая и Республиканская партии.
Классификацию Дж. Сартори целесообразно дополнить системой «двух партий с половиной». Для нее также характерна конкуренция двух крупных партий, но ни одна из них не может получить абсолютное большинство на выборах в парламент и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Эта партия играет роль баланса для обеспечения перевеса одной из ведущих партий.
Такая система существует в Германии. Партии ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) могли сформировать правительство, только вступив в блок с третьей партией — Свободными демократами, в последнее время их место заняла Партия «зеленых». Подобная система существует также в Канаде, Австралии, где «третьи» партии располагают возможностью выступать в качестве регулятора власти.
Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное
-----123-----
от неустойчивости коалиционных соглашений. Оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценностей.
Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции и агрегации интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стремится обобщить требования различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требования меньшинства.
Главным признаком ограниченного или умеренного плюрализма является конкуренция нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема союзников и партнеров с целью создания коалиций. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. Система умеренного плюрализма существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют три-четыре партии.
Система крайнего (поляризованного) плюрализма существует в таких странах, как Франция и Италия. Она имеет ряд признаков.
Во-первых, она включает партии, выступающие против существующей политической системы. Эти партии придерживаются полярно противоположных идеологий — анархизма, фашизма и пр.
Во-вторых, функционируют несколько политических партий, объединенных в два или более крупных блока. Эти блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемых социалистической партией, и блок правых сил во главе с Объединением в поддержку Республики.
В-третьих, доступ к формированию правительства возможен только для партий центра — правого и левого. Крайние же партии, выступающие против существующей системы, не могут принимать участие в правительстве.
Следует отметить, что для автомизированной партийной системы характерно существование десятков и даже сотен партий. Данные партийные системы функционируют в настоящее время в Малайзии, Боливии и других странах.
-----124-----
Современные политики и политологи расходятся в оценке предпочтительности вариантов многопартийности. Так, Дж. Сар-тори считает, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для самостоятельного существования государства.
Единого стандарта в оценке эффективности партийных систем не существует. Важнейшими основаниями для сопоставления их деятельности являются восприимчивость к социальным запросам и нуждам населения, способность трансформировать их во властно значимые решения, возможность обеспечить демократический контроль населения за деятельностью политической элиты.
Характер и особенности партийных систем обусловлены множеством факторов — социальной структурой, расстановкой социально-классовых сил, уровнем политического сознания и культуры, национальным составом, религиозной ситуацией, действующим законодательством.
Как известно, чаще всего наибольшую роль в формировании партийных систем играют характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего, избирательные законы), социокультурные традиции. Так, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. Если социальная структура пронизана противоборством тех или иных классов и слоев, то и партийная система будет носить конфликтный характер. Если социальные группы ориентируются на единую систему ценностей, то и партийной системе будет свойственны более мягкие формы отношений между партиями.
Законы могут влиять на характер партийной системы, ограничивая деятельность тех или иных партий, препятствуя оппозиционным партиям в допуске к выборам, санкционируя насильственные действия по отношению к нелегальным партийным структурам. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа, в рамках которых победитель определяется по большинству полученных голосов, как правило, формируются двухпартийные системы или системы с доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, дают шансы на представительство в органах власти большому числу партий, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.
-----125-----
В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными институтами и каналами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем.
Партийно-парламентский механизм в странах Запада достиг большой гибкости и отлаженное™, но с конца XX века стали обнаруживаться его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали громоздкими, возник слой партийных функционеров, обособленный от рядовых членов.
Партийно-парламентская политика все чаще воспринимается общественным мнением как сфера, оторванная от жизни, со своим условным языком и стандартами, политическими интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени избирателей. Если когда-то неискушенный в политике человек воспринимал как должное стремление партий формулировать его надежды и объяснять, кого и для чего следует поддерживать, то современный гражданин обладает достаточно широким кругозором и стремится сам разобраться во всем.
В результате партии все больше теряют поддержку общественного мнения, сокращается число их приверженцев, прогрессирует неучастие в выборах. В то же время успех нередко сопутствует независимым кандидатам и новым партиям. Эти партии по своему строению и организационным принципам ориентированны на социальные движения, получившие широкое распространение в конце XX века — экологическое, женское, потребительское и др.
Именно массовые социальные движения рассматриваются значительной частью населения, особенно молодежью, как непосредственные выразители воли народа. Так, партия «зеленых» в ФРГ, выросшая из экологического движения, позаимствовала многие «свободные» и «импровизированные» формы, свойственные подобным движениям. Многие стороны деятельности «зеленых» — отсутствие постоянного лидера, полная открытость и гласность внутрипартийной жизни, практический отказ от профессионального аппарата, даже сам свободный стиль поведения «зеленых» (их депутаты являлись на заседания парламента в джинсах и свитерах) — расценивались общественным мнением как попытка «взорвать» закоснелые партийно-парламентские традиции.
-----126-----
«Зеленые» и подобные им партии пробились в ряд национальных парламентов и в Европейский парламент, но в целом феномен выдвижения новых партий оказался ограниченным. Тем не менее в парламентско-политической жизни почти всех стран наметилась тенденция извлечения уроков из опыта партий-движений.
Прежде всего, наметилась явная переоценка эффективности громоздких партийных структур как механизма завоевания политического влияния. В партиях, связанных с рабочим движением, считалось необходимым иметь рычаги, позволяющие контролировать партийные массы и приводить их в движение. Теперь подвергается сомнению сама ставка на массовость партий и отдается предпочтение структурам, обеспечивающим гибкость и подвижность.
В поиске путей обновления партий европейские политики обращаются не только к опыту движений, но и к особенностям функционирования американской партийной системы.
Стремление партий к более тесной связи с обществом находит выражение в омоложении лидеров, в выдвижении на руководящие посты даже в сугубо респектабельных партиях выходцев из социальных низов (примером может послужить недавний лидер бри-ганских консерваторов Дж. Мейджор).
- Политология
- Раздел I историко-методологическое введние Тема 1. Введение в предмет. Политология в системе обществознания
- 1. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность
- 2. Предмет, методы и функции политической науки
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли
- 1. Политическая мысль Древнего мира
- 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
- 3. Политические идеи Нового времени
- Тема 3. Современная политология: основные концепции
- 1. Политическая наука в Европе конца XIX-XX века
- 2. Развитие политической науки в сша
- Тема 4. Политические идеи и учения в россии XI-XX вв.
- 1. Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.
- 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
- 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
- Раздел II политическая власть и общество Тема 5. Политика и власть
- 1. Политика
- 2. Власть
- 3. Политическая власть
- Тема 6. Политические системы и политические режимы
- 1. Системный подход в политологии. Функции политической системы
- 2. Институты государства и гражданского общества в политической системе
- 3. Политические режимы
- Тема 7. Гражданское общество и государство
- 1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества
- 2. Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества
- 3. Проблемы становления гражданского общества в России
- Тема 8. Политические партии и партийные системы
- 1. Партии как политические институты
- 2. Типология политических партий
- 3. Сущность и разновидности партийных систем
- 4. Становление многопартийности в России
- Тема 9. Группы интересов в политике
- 1. Группы интересов как субъекты политики
- 2. Лоббизм как политический институт
- Тема 10. Международные отношения и внешняя политика. Геополитика и глобализация
- 1. Общая характеристика внешней политики государства и международных отношений
- 2. Основные теоретические концепции международных отношений. Геополитика
- 3. Современные тенденции развития международных отношений. Глобализация
- 4. Россия в системе международных отношений
- Раздел III человек в политическом процессе Тема 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие
- 1. Сущность политического участия
- 2. Механизм политической идентификации
- 3. Формы политического участия
- Тема 12. Политические элиты и политическое лидерство
- 1. Сущность и роль политических элит в обществе
- 2. Типология и функции политического лидерства
- 3. Российская политическая элита постсоветского периода
- Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- 1. Понятие и структура политического сознания
- 2. Современные политические идеологии
- Тема 14. Политическая культура
- 1. Понятие политической культуры
- 2. Типология политической культуры
- 3. Политическая культура современной России
- Приложения приложение 1. Тесты по курсу «политология»
- Тест 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Тест 2-а. Возникновение и развитие политической мысли (Древний мир и Средневековье)
- Тест 2-б. Возникновение и развитие политической мысли (Возрождение и Новое время)
- Тест 3. Современная политология: основные концепции (вторая пол. XIX-XX в.)
- Тест 4. Политические идеи и учения в России XI-XX вв.
- Тест 5. Политика и власть как общественные явления
- Тест 6. Политические системы и политические режимы современности
- Тест 7. Государство и гражданское общество
- Тест 8. Политические партии и партийные системы
- Тест 9. Группы интересов в политике
- Тест 10. Международные отношения и внешняя политика. Глобализация и геополитика
- Тест 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие
- Тест 12. Политические элиты и политическое лидерство
- Тест 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- Тест 14. Политическая культура
- Итоговое тестирование по курсу в целом
- Ключи к вопросам тестов
- Приложение 3. Краткий терминологический словарь
- Приложение 4. Планы семинаров, тематика рефератов, вопросы к итоговому контролю, основная литература планы семинаров Семинар №1
- Семинар №2
- Семинар №3
- Семинар №4
- Семинар №5
- Семинар №6
- Семинар №7
- Семинар №8
- Семинар №9
- Семинар №10
- (2 Часа)
- Семинар №11 Политическая культура (4 часа)
- Тематика рефератов
- Вопросы к итоговому контролю
- Основная литература
- Приложение 5. Структурно-логические схемы
- Содержание
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 18
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 36
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI-XX вв 52