logo search
шпоры

59.Политическая культура. Типология политической культуры.

Термин «политическая культура» появился в ХVIII веке. Его впервые ввел в научный оборот немецкий философ Гердер. Теория политической культуры сформировалась в 50-60 гг. ХХ века. Политическая культура – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и методов политического поведения всех субъектов политического процесса. Политическая культура является сложным образованием. В ее структуре выделяют следующие компоненты.:

1. познавательный компонент: доминирующие в обществе представления и знания о политической действительности.

2. эмоциональный – психологический компонент: чувства и эмоции, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества

3. оценочный компонент: оценка политических явлений.

4. поведенческий компонент: мотивы и модели политического поведения.

Функции культуры:

Социализирующая функция проявляется в обретении человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права, политические функции и интересы.

Нормативно-регулятивная функция способствует регулированию политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ориентаций и ценностей.

Мобилизационная функция организует граждан на решение определенных политических и социальных задач.

Интегративная функция обеспечивает достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей

Коммуникативная функция способствует передачи из поколения в поколение политического опыта, традиций

Познавательная функция подразумевает усвоение гражданами необходимых общественно- политических знаний и формирование у них компетентных политических взглядов.

Типология политической культуры. В современных обществах существуют различные типы политических культур. Классической является типология предложенная американскими политологами Г.Алмондом и С. Вербой. Они выделили 3 основных типа политической культуры:

1. Патриархальная политическая культура. Данную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, неучастие в политической жизни. Такой тип культуры присущ начальным этапам формирования политической системы, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества.

2. Подданническая политическая культура. Характеризуется сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия. Отличается от патриархальной тем, что в ней присутствует интерес к политике, но отношение к политической системе в основном эмоциональное.

3. Активистская политическая культура. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах, что предполагает и высокий интерес к политике и политическую активность индивида.

По типу политического режима

1) Либерально-демократическая политическая культура: свобода, права человека, гражданское общество, парламентаризм, правовое государство, добровольное и сознательное участие в политической жизни, плюрализм, т. е. всё то, что принято называть демократией. Причём эти демократические ценности не только декларируются, но и реализуются на практике.

2) Авторитарно-тоталитарная политическая культура: единая собственность, идеология, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы при этом типе культуры только провозглашаются, но в действительности не осуществляются.

По психологии субъектов политики (Г. Алмонд)

По характеру организации политической жизни (Э. Баталов, И. Шумпетер):

1) Рыночная политическая культура понимается и организуется как разновидность бизнеса и рассматривается как акт свободного обмена деятельностью. Её основные элементы:

2) Этатистская политическая культура - это культура, которая главенствующую роль в организации политической жизни и определении условий политического участия отводит государству. Это культура ограничения конкурентной борьбы, для которой интересы целого (государства, нации, класса, какой-либо организации) выше частных, индивидуальных интересов.

По отношению к инновациям (Р. Шварценберг, А. Боднер):

По цивилизационному фактору (Н. Данилевский, А. Тойнби):