logo search
shpory_2011_metodologia_2

9. Уровни методологии науки

  1. уровень философской методологии (включает в себя тот объем философских знаний, который позволяет опосредовать процесс научного познания, т.е. создает философско-мировоззренческие условия для его рефлексии);

  2. уровень общенаучной методологии (включает концепции и концептуальные системы, опосредующие логическую организацию и формализацию научного познания. Исторически его возникновение принято относить к периодом 20-го столетия);

  3. Метод психологии

    Сущность метода

    Наблюдение

    Целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение

    Эксперимент

    Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений

    Опрос

    Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; или устным (беседа), когда вопросы ставятся устно; или в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Опросники и анкеты, как правило, предназначаются для описания и оценки человеком самого себя

    Беседа

    Важный метод психологических исследований, когда необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым

    Тестирование

    Метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Тест — это стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека

    Метод анализа результатов деятельности

    Метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Обычно в этом случае исследователь анализирует, как люди выполняют поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов в зависимости от определенных условий их деятельности. Все полученные данные фиксируются и обобщаются

    Метод анамнеза

    Сбор данных об истории развития данного человека как субъекта труда, его трудовая биография. Возможен субъективный анамнез и объективный анамнез (взгляд со стороны)

    Метод экспертных оценок

    Метод заключается в субъективной оценке тех или иных качеств испытуемого авторитетными людьми (экспертами). Бывает индивидуальная психологическая экспертиза и групповая (метод независимых характеристик)

    уровень конкретно-научной методологии (актуален только для тех ситуаций, которые находятся в фокусе внимания определенной науки. В идеале здесь предполагается преломление философских принципов на уровне общенаучных методологических принципов и концепций. Однако в реальности возможна и непосредственная проекция философского уровня на конкретно- научные основания исследования);
  4. процедуры и техники исследования (определяются конкретными особенностями объекта, предмета исследования, а также спецификой исследовательских задач) (Зинченко, 1983, Садовский 1980, Юдин 1978, Степин).