logo search
шпоры

Типы легитимности по м. Веберу

Традиционная

легитимность

Харизматическая

легитимность

Рациональная

легитимность

Источники власти.

Обычаи, традиции, вера в священность издревле установленных порядков.

Особые качества (харизма) политического лидера.

Законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан.

Тип лидера.

Монарх, религиозный советник.

Пророк, военачальник, популист, демагог.

Избранное должностное лицо.

Доминирующий тип социального поведения.

Традиционное.

Эмоциональное.

Целерациональное.

Типичная форма правления или режим.

Монархия.

Плебисцитарная диктатура.

Парламентская демократия.

12.Понятие и структура политической системы. Понятие «система» пришло в общественные науки из биологии и кибернетики. Впервые понятие «система» применительно к обществу использовал американский социолог ТолкотПарсонс (1902 – 1979 гг.). Он рассматривал общество как сложную открытую систему, состоящую из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.

Политическую подсистему как самостоятельную систему первым рассмотрел американский политолог Дэвид Истон (род. 1917 г.). До него для описания властных отношений использовалось понятие «система правления». Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом.

13.Модель и функции политической системы.

Модель Истона:

Вход: Граждане (население республики) – Связующие механизмы (выборы, референдумы, партии, общ.организации, СМИ, религ.объединения) - Политическая система: Центры принятия решений (президент, парламент, правительство, суды, силовые органы) – Выход: Принятие решений, публикация решений (законы, указы, постановления, награды, полемика, силовые акты).

ВХОД – требования и проявление поддержки со стороны общества:

-требования – от призывов поднять жизненный уровень до лозунгов защиты меньшинств и прав;

-поддержки – способы, кот.общество вносит свой вклад в полит.систему:налоги, воинский долг и т.д.

ВЫХОД – решения и действия правительства, включая те или иные программы, принятие законов, решение о налогообложении и распределении общ.средств. Порождает обратную связь.

Главная идея модели Истона: полит.система всегда стремится к долгосрочному равновесию (полит.стабильности), и стабильность этой системы всегда зависит от того, насколько «вход» уравновешен по отношению к «Выходу».

Недостатки модели истона- упрощение той действительности, кот.она объясняет:

-упрощается деятельность институтов, задача которых регулировать поток «ввода» в полит.систему. но они также управляют общественным настроением.

-модель истона лучше объяснит то, как и почему полит.система реагирует на общественное давление, чем то почему она прибегает к репрессиям и принуждениям.

ФУНКЦИИ ПОЛИТ.СИСТЕМЫ:

Входные ф-ции:

-политическая социализация – формирование определенного типа личности как участника полит.жизни.

-рекрутирования – приобщения граждан к политике;

-артикуляции – процесс. Посредством которого выражаются политические интересы. Требования тех или иных общ.групп в программах, петициях.

-агрегирования – превращение выработанных требований в заявления, программы, предвыборные платформы

-политические коммуникации – развитие связей и отношений между полит.субъектами. между полит.системой и средой.

Выходные ф-ции:

- нормотворчества (законодательная) – реализация этой ф-ции осуществляется институтами госуд.власти. нижестоящими органами властвования.

- исполнения законов и норм (исполнительная) – приведение их в действие, социальную практику.

- адаптации, приспособления – полит.системы к меняющимся условиям общ.жизни, международной и геополитической обстановки.

- оценки и контроля – интерпретация законов, анализ фактов общ.среды, применение санкций за их нарушение.