logo search
shpory_2011_metodologia_2

18.Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция.

Представители : Декарт, Бэнан, Спиноза, Кант, Гегель.

Декарт(философ, физик математик).Его вклад в науку: метод радикального сомнения, система координат, антологическое доказательство бытия бога «Метод». В психологии: понятие рефлекса, разрабатывал принципы рефлекторной деятельности, модель организма, открыл новый объект исследования- сознание.

Бенан(юрист, адвокат, философ). Основоположник эмпиризма. Создал 2-ух буквенный шифр, разработал подробную классификацию наук. Разработал исследовательский метод.

Спиноза(рационалист). Труд «основы философии Декарта»

Кант- предложил рациональый способ решения дилеммы рацио-го и эмпирического.

Гегель- логика порождение теней, « самопостижение абсолютного духа», предложил диалектический метод.

Основоположник позитивизма француз Огюст Конт (1798-1857) объявил «метафизикой» не только всю философию, но и все науки, стремящиеся к знанию причин вещей. «Позитивная» наука ограничивается описанием явлений, не вдаваясь в «метафизические» вопросы о причинах.

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Конт не отвергает разум как таковой, однако его критика метафизического разума отнимает у разума то, что вся предшествующая философия считала его главным атрибутом, – способность постигать причины вещей. «Позитивно-научное» мышление вправе задаваться вопросом “как” и описывать мир, но ему категорически запрещается ставить вопросы “почему”.

Основной чертой этого времени является механистический материализм с присущим ему метафизическем материолизмом познания, основные методы научного познания это ……

1.Индукция ( от единич. Философов к общим). 2.Анализ (разлож. исследов. предмета на части). Дедукция и синтез не получили своего развития. Развитие естествознания поставило перед философией задачу - создание методов научного познания. В гносеологии появилось 2 новых направления, которые призваны дать откуда берутся наши знании о мире: 1.Эмперизм - исторические знания, опыт (Локк, Бекон, Гоббс). 2.Рационализм – историческое познание, врожденные идеи (Декарт, Лейбниц). Сенсуализм – философское направление, согласно которому все знания о мире протекают из ощущения.

Философские основания науки классического типа.

Идея о возможности и необходимости поиска универсального пути познания (эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта). Критика врожденных идей (Дж.Локк). Идея истока познания в общих понятиях (Т.Гоббс). Концепция «восприятий» (Д.Юм). Теория познания в немецкой классической философии: попытка решения дилеммы рационализма и эмпиризма И. Кантом; учение о категориях, диалектический метод Гегеля.