Опыт ненаучных форм осмысления культуры.
Ненаучное знание – это такие формы познавательной деятельности, которые возникают как:
1) первичные формы осмысления реальности, предшествующие научному знанию;
2) как знание, несоответствующее общепринятым критериям построения и обоснования предлагаемых концепций;
3) как знание, дополняющее существующие виды научного знания;
4) как противоречащее науке знание, строящееся на игнорировании эмпирических фактов, характеризующееся крайней авторитарностью и пониженным критицизмом. Рассмотрим некоторые виды ненаучного знания.
Религия (от лат. - благочестие, набожность, святыня). Такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхъестественный. Специфика религии в особом характере ее «второго» мира, его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
Природа религиозного мировоззрения сложна. До недавнего времени его оценка крайне упрощалась и огрублялась, оно истолковывалось как система «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии. Идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменения данных общественных отношений. В рамках различных религиозных вероучений формировались единые образцы (каноны), нормирующие образ чувств, мыслей, поведения людей. Благодаря этому религия выступала как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций, обычаев.
2. Мифология.
Для понимания того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих. Для раскрытия специфики научного познания важно представить, хотя бы в общем виде, путь, по которому пришло человечество от мифологического, религиозного миропонимания к философской мысли и к науке в целом.
Мифология - от греч. mifos предание, сказание и logos- слово, понятие, учение. Это форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Мифы существовали у всех народов мира. Это древние сказания о фантастических существах, о делах Богов, героев - они многообразны. Многие мифы посвящены космическим темам. Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы. Наряду с интересом к происхождению мира много уделялось внимания и происхождению человека (рождение, стадии жизни, смерть). Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - добывание огня, изобретение ремесел, земледелия, обычаях, обрядах. В более позднем литературном варианте они представлены в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карелофипской «Калсвале». Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества. Он объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. Миф выступал как единая, перасчлененная универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. Мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись. Здесь отсутствуют отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоции, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции.
Этнонаука (еthno – народ) – традиционный вид системы специализированного знания, называемый «народной наукой». Этнонаука является результатом накопления и сохранения наблюдений, сведений, положительного опыта, относящихся к тем или иным важным для людей сферам жизнедеятельности. Народная наука выступает как продукт коллективного сознания и накопленного опыта. Со временем происходит централизация и спецификация этого опыта. Хранение и применение народной науки становится делом специальных групп или каст общества – шаманов, знахарей, жрецов, старейших племен, владеющих определенными знаниями. Этнонаука существует, как правило, в устной форме и организована как передаваемое непосредственно от человека к человеку рецептурно-практическое знание. Оно выражалось в лаконичной форме примет, наставлений, заветов, священных обычаев и ритуалов. Знание, аккумулированное в народных науках, является по-своему весьма глубоким, целесообразным и высокоэффективным в практическом отношении В современной культуре народные науки существуют как реликтовые образования, постоянно лишаемые своей основной питательной среды – традиционной народной жизни, своеобразного миропонимания. Это и определяет несоизмеримость этнонауки с современным научным знанием. Вместе с тем в свете все более угрожающих экологических проблем представляется возможным иначе посмотреть на «народные технологии», которые были более органично вписаны в природные циклы, не разрушали окружающую среду. С точки зрения «экологии культуры» многовековой, спрессованный в народных науках опыт успешного выживания в порой тяжелых жизненных условиях (как это характерно для северных районов «рискованного земледелия», например) может быть достаточно успешным, а постиндустриальные технологии в отдаленном будущем, возможно, будут больше походить на технологии народные, гармонично вписанные в природную среду.
Протонаучное знание (преднаучное знание, предшествующее научному) – знание, представляющее собой первичные формы осмысления реальности, формирующиеся в процессе становления научного знания, когда еще отсутствует необходимый эмпирический материал, не разработаны методы исследования и нормы построения теории. Протонаука опирается как на существующие достоверные знания, так и на субъективные предположения исследователя, его творческое воображение. Протонаучное знание создает предпосылки для построения достоверных теоретических концепций, выступая в качестве определенных «строительных лесов» научных теорий, с возникновением которых протонаучное знание исчерпывает свои возможности. Так, становлению классического естествознания в XVII – XVIII вв. предшествовало учение о флогистоне как основе химической энергии, теплороде, которому приписывались причины тепловых процессов и т.п. На основе этих представлений давались объяснения химическим и тепловым явлениям, а также осуществлялось становление подлинно научного знания, например, становление основ термодинамики, химической теории и т.д.
Историческая судьба астрологии (греч. astron – звезда и logos – учение) также в известной степени совпадает с историческими судьбами других наук и проходит путь от преднаучного (протонаучного знания) к теоретическому. Астрология зарождается на Востоке, затем попадает в Грецию, где она оформляется как достаточно обоснованное учение об определенной зависимости между «земными» событиями, т.е. событиями, происходящими в нашей земной жизни, и событиями «небесными», т.е. происходящими с небесными телами в мире звезд.
С новой силой астрология возродилась в эпоху Возрождения, затем в XIX веке в свете «подлинной» науки и ее четкими и однозначными критериями научности астрология считалась недостойной внимания лженаукой, шарлатанством и была прочно забыта, но уже в XX столетии астрология не может пожаловаться на недостаток внимания к ней со стороны просвещенного научного сообщества.
Несмотря на довольно распространенное мнение о том, что астрологические представления либо просто не имеют никакого отношения к науке, либо являются наукообразными (квазинаучными) представлениями, все же следует иметь в виду, что реальную основу астрологических предсказаний образует многотысячный опыт человечества, отлагающийся в самых разнообразных формах. Астрологические предсказания весьма существенно отличаются от традиционных форм гадания «по звездам», ибо в основании их лежит не поклонение звездам, а теоретические, иногда высоко математические конструкции. Теория астрологии включает в себя довольно значительный объем объективных сведений о небесных телах, характере их движения, траекториях и взаимном расположении. Эти представления, конечно же, не являются исключительно астрологическим достоянием, но астрология принимала участие в их разработке. Именно астрологи почти до конца XIX столетия издавали регулярно создаваемые таблицы и календари (эфемериды), указывающие движение небесных тел для каждого года, которые обогащали запас знаний астрономического характера.
В ходе исторических перипетий астрология совершенствовалась как наука, разрабатывала математические техники вычислений (неслучайно астрологов в Риме называли математиками), уточняла таблицы расположения светил в различные периоды времени, обосновывала приемы предсказания. Потребность же в предсказании судьбы никогда не исчезала, астрология лишь облекла эту потребность в достаточно рациональные, по крайней мере, небесполезные для науки, формы. В наше время в астрологии усиливается научно-исследовательская компонента, она ссылается на исследования в области биоастрономии, биофизики, тем самым, обнаруживая достаточно сильную тенденцию вписывания астрологии в инфраструктуру научного знания.
В реальном процессе развития науки наряду с научным знанием формируются различные виды ненаучного знания, которые или закладывают основу для становления отдельных наук и дополняют их, или выступают в роли псевдонаучных построений, наносящих огромный вред научному знанию.
2. Специфика научного познания
Проблема определения понятия «наука» как одна из наиболее сложных проблем современной теории познания и методологии науки. Наука может рассматриваться как особый метод познания, социальный институт, форма накопления знаний и познавательных традиций и т.д.
Важной в деле определения науки является ее выделение из широкого круга альтернативных форм познания действительности, к которым, прежде всего, следует отнести мифологию, религию, философию, обыденное познание.
Существует несколько альтернативных позиций связанных с попыткой решения вопроса о возникновении науки. Б. Рассел и ряд других зарубежных и отечественных ученых полагают, что наука зарождается в древнегреческой цивилизации. Наиболее распространенной точкой зрения считается концепция ее возникновения в эпоху нового времени. При определении науки будем ориентироваться на эту последнюю концепцию.
Под наукой будем понимать особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку системно организованных знаний о мире (Степин).
- Опыт ненаучных форм осмысления культуры.
- 3.Сравнительная характеристика концепции, теории, парадигмы как форм существования научного знания.
- 4. Анализ взаимоотношений науки и религии, оккультизма, философии и искусства
- 5. Мифологическое и рациональное мышление
- 6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии
- 7. Теории развития науки.
- 9. Уровни методологии науки
- 10. Философский уровень методологии науки и психологическое исследование: проблема человека в философской картине мира.
- 11. Общенаучный уровень методологии и психологическое исследование.
- 13. Взаимосвязь методологии и методов исследования в психологии
- 14. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
- 16. Формирование классического типа научной рациональности в Новое время: первые научные революции в XVI - XVIII веках.
- 17.Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер) в Новое время
- 18.Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция.
- 19.Общенаучные принципы, характерные для классического этапа в развитии науки
- 22.Эксперимент как основной метод исследования в классической науке. Эксперимент в классической психологии.
- 23. Кризис методологии науки в начале XX столетия. Основные изменения научной методологии под влиянием кризиса хх столетия
- 24. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков
- 25. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн) в первой половине 20-го века
- 26) Неклассическая методология в естествознании
- 27) Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии.
- 28) Неклассическая методология в психологии (психодинамическое направление, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология).
- 29. Методы неклассической психологии
- 30. Эксперимент в неклассической психологии
- 31. Вероятность – как методология познания и ее место в современной науке. Вероятностные знания в психологии
- 32. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века
- 33. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин)
- 34. Философия постмодернизма
- 35. Постмодернистская культурная традиция в психологии (теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости психологического знания)
- 36. Методы постнеклассической психологии
- 37. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.
- 38. Уровни исследования: эмпирический, теоретический, метатеоретический
- 39. Виды психологических исследований (качественные/количественные, фундаментальные/прикладные, комплексные, междисциплинарные и т.Д.)
- 40.Структура и этапы психологического исследования.
- 41. Типы классификации основных методов исследования в психологии (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы анализа данных, интерпретационные методы, методы психосемантики).
- 42. Этические нормы психолога-исследователя