logo search
шпоры

24. Формы государственного правления.

Формой государственного правленияпонимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха. В настоящее время абсолютные монархии редки, сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

Спецификаконституционной монархиисостоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется надуалистические и парламентские.

Придуалистической монархии конституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Законодательная власть в таком случае принадлежит парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания).

Для парламентской монархиихарактерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония).

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную(полупрезидентскую).

Парламентская республика:

Правительство формируется законодательным органом (парламентом) из представителей партий, располагающих боль­шинством в парламенте.

Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение (вотум недоверия) деятельности правительства и его главы. Руководитель правительства – (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер) - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Правительство осуществляет исполнительную власть. Парламент формирует и контролирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет (устанавливает финансовые рамки деятельности правительства). Президент может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом, его роль ограничивается формальными представительскими функция­ми, политический вес невелик. Примеры государств (Италия, Германия, Ирландия, Турция).

Президентская республика:Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним. Роль главы правительства принадлежит президенту, премьер-министр назначается президентом и полностью ему подотчётен. Правительство осуществляет исполнительную власть. Пар­ламент может ограничивать действия президента с помощью издания за­конов и через утверждение бюджета. Не имеет права вотума недоверия правительству.

В случае неконституционных действий президента парламент обладает правом импичмента. Отношения между парламентом и президентом основывают­ся на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Президент чаще всего избирается прямо всенародно или коллегией выборщиков.

Президент одновременно выступает главой государства, и главой правительства. Он ру­ководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент не имеет права роспуска парламента, обла­дает правом отлагательного вето на решения парламента. Пример — США.

Смешанная республика:Президент, учитывая рас­клад политических сил в парламенте, назначает главу правительства (премьер-министра), совместно с которым формирует правительство (кабинет министров). Президент председательствует на заседаниях правительства, утверж­дает его решения и тем самым контролирует его деятельность.

Характер­ная черта – двойная ответственность правительства: перед пре­зидентом и перед парламентом. Премьер-министр назначается президентом, обладает правом законодательной инициати­вы и несёт всю ответственность за деятельность правительства. Правительство осуществляет исполнительную власть. Парламент име­ет возможность контролировать правительство через утвержде­ние ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему во­тума недоверия. Парламент не обладает правом импичмента в отношении президента. Президент и парламент избираются неза­висимо друг от друга.

Президент вправе распустить парламент с обяза­тельным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парла­мента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент. (Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, РФ, Беларусь).