logo
Анализ использования приемов и методов PR в избирательной кампании (на примере политической партии "Единая Россия")

2.2 Анализ деятельности Департамента по взаимодействию со СМИ ЦИК партии «Единая Россия»

В каждой политической партии есть подразделение, которое выполняет функции по связям с общественностью.

Структура партии «Единая Россия» представлена на рисунке 7. Орган, выполняющий функции по связям с общественностью выделен жирным шрифтом.

Председатель Партии является высшим выборным лицом Партии.

Руководящими органами Партии являются Съезд Партии, Генеральный совет.

Рис.7.Структура партии «Единая Россия».

Центральными органами Партии являются Съезд Партии, Высший совет, Генеральный совет, Президиум Генерального совета, Центральный исполнительный комитет и Центральная контрольно-ревизионная комиссия.

Генеральный совет Партии является постоянно действующим руководящим органом Партии в период между Съездами Партии, избирается Съездом Партии.

Президиум Генерального совета является центральным выборным коллегиальным органом Партии, подотчетным Генеральному совету Партии.

Центральный исполнительный комитет (ЦИК) является постоянно действующим исполнительным органом Партии и подотчетен Президиуму Генерального совета Партии.

Состав и структура Центрального исполнительного комитета определяются Президиумом Генерального совета Партии.

Центральная контрольно-ревизионная комиссия (ЦКРК) является центральным органом Партии, избирается Съездом Партии и подотчетна ему [18].

При проведении избирательной кампании крайне важно знать отношение различных электоральных групп к партии для того, чтобы правильно выстроить информационную политику.

Таким образом, учитывая рейтинги конкретных носителей, партия «Единая Россия» направляет свою деятельность на привлечение в свой лагерь дополнительного числа избирателей, ориентирующихся на определенные информационные потоки.

Важно рассмотреть каким образом формируется PR в партии «Единая Россия» с помощью средств массовой информации, исходя из уровня упоминаемости партии в СМИ.

Прежде всего, необходимо отметить явное предпочтение «Единой Россией» центрального телевидения из всех видов СМИ. Можно также отметить, что цитируемость партии «Единая Россия» в средствах массовой информации намного выше по сравнению с другими партиями (КПРФ, «Яблоко», ЛДПР), что говорит о высокой эффективности работы пресс-центра избирательного блока партии.

Основной причиной успеха партии «Единая Россия» на выборах является ее рейтинг. Поэтому особенное значение приобретает формирование партией нужного ей общественного мнения. То обстоятельство, что у партии «Единая Россия» наиболее высокие рейтинги является причиной успешной PR-кампании, основными элементами которой являются следующие факторы:

партии «Единая Россия» было дано официальное разрешение В.В. Путина на использование его имени и образа в рамках избирательной кампании этой партии, при этом у В.В. Путина достаточно высокие рейтинги.

Примечателен один из лозунгов партии «Единая Россия»: «План Путина - Победа России!» и сам «План Путина», который нельзя назвать программой партии, а, скорее, одним из приемов политического PR. Отметим также тот факт, что в бюллетенях под номером 10 стояла не партия «Единая Россия», а президент РФ - В.В. Путин, что также можно отнести к одному из приемов политического манипулирования - так называемой техники «эффект имени». После выборов 2007 на баннерах можно было заметить плакаты от партии «Единая Россия» - «Спасибо за поддержку!». Принятие поправок к федеральному законодательству позволило партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на пост губернатора. В подавляющем большинстве регионов это право принадлежит «Единой России». Массовый характер принял процесс вступления губернаторов в партию власти. В начале 2007 членами партии являлись уже 70 из 86 руководителей российских регионов. Начиная с 2005 г., в партию начали вступать руководители крупных промышленных корпораций. Таким образом, административный ресурс работает на партию «Единая Россия»;

господство партии «Единая Россия» в общенациональном эфире. Создается эффект постоянного присутствия партии, ее незаменимости и безальтернативности. Деятельность этой партии или ее членов освещается в каждой новостной программе, тогда как работа других партий практически игнорируется;

партия «Единая Россия» прибегает к таким технологиям, как создание информационных поводов. Примером могут послужить высказывания известных личностей, которые пользуются всеобщим уважением у населения. В частности, народная артистка России В.В. Толкунова говорила о партии «Единая Россия»: «Партия «Единая Россия» очень бережно относится к традициям нашей родной страны. Она старается сохранить все лучшее в наш беспокойный век». Летчик-космонавт СССР, герой Советского Союза Терешкова В.В. о партии «Единая Россия»: «Это партия В.В. Путина и она объединяет людей, благодаря которым Россия вновь становится великой державой».

Рассмотрим результаты голосования за «Единую Россию» на выборах в Государственную Думу РФ за последние три года (табл. 4).

Таблица 4

Результаты голосования за «Единую Россию» на выборах в Государственную Думу РФ.

Год

2003 год

2007 год

2011 год

Голосов

37,56%

64,3%

49,32%

Из данной таблицы можно сделать вывод, что на последних выборах количество голосов за партию снизилось по сравнению с предыдущим годом проведения выборов на 14,98%.

Однако по результатам опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ) более 50% опрошенных проголосовали бы за «Единую Россию» (рис.8) [19].

Данные рисунка 8 свидетельствуют об эффективных методах PR в избирательной кампании партии «Единая Россия».

Рис. 8. Результаты опроса ФОМ.

Далее проанализируем общественное мнение о деятельности партии «Единая Россия» на основе данных ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения).

29 октября 2014 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения представляет данные о том, как россияне относятся к партии «Единая Россия» сегодня, что они думают о ее курсе и как оценивают перспективы.

За последние полгода никаких ощутимых изменений в отношении общества к «Единой России» не произошло: 42% сообщают о том, что симпатизируют партии (причем новоиспеченных сторонников нет), 49% - что не симпатизируют (табл.2).

Таблица 2

Каково Ваше отношение к партии «Единая Россия» сегодня?

Июнь

2013 г.

Январь

2014 г.

Февраль 2015 г.

Я был и остаюсь сторонником этой партии

35

36

39

Я был сторонником этой партии, но сейчас в ней разочаровался

19

14

13

Я не был сторонником этой партии, но сейчас я ей симпатизирую

6

5

7

Я не был сторонником партии «Единая Россия», не являюсь им и сейчас

30

35

25

Я ничего не знаю об этой партии

2

3

9

Затрудняюсь ответить

9

8

7

Позитивные оценки деятельности «Единой России» звучат сегодня в два раза чаще негативных. За последний год доля позитива существенно выросла, а доля негатива - напротив, сократилась. По мнению россиян, позитивно оценивающих курс партии, ее приоритеты несколько изменились. Если тогда ключевой целью респондентам казалось возрождение России (с 11 до 9%), то сегодня - забота о народе (с 9 до 13%). Чаще респонденты стали давать общую положительную оценку курсу партии, не конкретизируя ее (с 5 до 9%). Мнение тех, кто негативно оценивает направление работы «Единой России», изменилось мало. Ключевыми претензиями к ней остаются разворовывание средств (5%), желание удержать власть любой ценой (6%), курс на развал страны (4%) (табл. 3).

Таблица 3

Как бы Вы охарактеризовали общую направленность деятельности партии «Единая Россия», ее курс?

Июнь 2013 г.

Январь 2014 г.

Сентябрь 2015 г.

Заботятся о народе, работа на благо страны

10

9

12

Главная цель - возрождение России (развитие страны)

8

11

9

В целом идут PRавильным курсом, в PRавильном наPRавлении

7

5

9

Ориентация на сохранение стабильности и порядка

2

4

3

Ориентация на реформы, развитие демократии

3

2

2

Социальные PRограммы

4

2

1

Главная цель - модернизация и внедрение инноваций

0

1

1

Удержать власть любыми способами (власть в своих руках, единовластие)

5

5

6

Разворовывание бюджетных денег, все гребут под себя

5

6

5

Общая отрицательная оценка курса, развал страны

7

4

4

Поддержка богатых, олигархов, бизнесменов

4

2

3

Занимаются болтологией, нет конкретных результатов

4

3

2

Антинародный курс

0

0

1

Партия не имеет самостоятельной позиции, делает то, что говорят

2

3

1

Другое

2

1

1

Затрудняюсь ответить

17

23

21

Размышляя над тем, чьи интересы в первую очередь представляет «Единая Россия», респонденты чаще всего приходят к выводу, что всего общества в целом (28%). Альтернативная группа мнений сводится к тому, что это узкие и ресурсные группы: сами члены партии (18%), крупные бизнесмены (12%), чиновники (9%).

Рейтинг партии «Единая Россия» представлен на рисунке 9.

Рис 9. Рейтинг партии «Единая Россия».

Таким образом, рейтинг партии падал с 2010 года по февраль 2014 года. В течение последнего года рейтинг партии растет.

Уровень доверия партии представлен на рисунке 10 [20].

Рис.10. Доверие партии «Единая Россия».

Доверие партии растет вместе с ее рейтингом с февраля 2014 года. Однако в последний месяц наблюдается незначительное снижение уровня доверия.