1.1 Теоретические основы приемов и методов PR в избирательной кампании
Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей.
Определим, что такое избирательная кампания.
Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах [16]. В избирательной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение избирательной кампании (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т.д.).
Понятие «избирательная кампания» употребляется в двух значениях:
* определенный законом период, в течение которого политические силы и государственные органы, отвечающие за проведение выборов, проводят их непосредственную идеологическую и организационную подготовку;
* совокупность пропагандистских и иных мероприятий, которые проводят участники выборов, т.е. направленные усилия, предпринимаемые определенными субъектами, участвующими в предвыборной борьбе, для достижения поставленных целей [10].
РR в избирательной кампании -- это сознательная (системная) организация коммуникации политической фигуры или группы с различными социально-профессиональными (целевыми) группами в обществе, направленная на достижение понимания, согласование взаимоприемлемых интересов, привлечение на свою сторону и получение определенных политических, социальных и (или) экономических результатов, главным, но не единственным среди которых является победа на выборах.
Коммуникационное взаимодействие между субъектом и объектом PR в избирательной кампании осуществляется посредством методов PR с целью достижения определенных результатов (формирования имиджа, создание репутации, набора определенного количества голосов на выборах).
Таким образом, методы PR - это все средства, с помощью которых достигаются связи с общественностью.
Методы PR в политике - это приемы и способы, которые позволяют потребителю формировать общее мнение о том или ином политическом деятеле.
В избирательной кампании могут применяться следующие методы:
- проведение предвыборных собраний и митингов;
- выступления по радио и телевидению;
- социологические исследования;
- разработка стратегии проведения кампаний;
- имидж-сопровождение кандидата;
- разработка креативного обеспечения кампании;
- юридическое сопровождение предвыборной кампании;
- внешний мониторинг;
- задействование федеральных и региональных СМИ;
- информационное противодействие PR-службам конкурирующих партий и кандидатов;
- работа с политическими и общественными организациями;
- проведение специальных мероприятий;
- создание информационных поводов.
PR-приемы в политике - это комплекс мер, при помощи которых PR-специалисты достигают своих коммуникативных целей и выполнения задач, реализуя разработанную PR-стратегию. Специалисты по проведению PR-кампаний имеют в своем распоряжении очень большое количество всевозможных средств и приемов, с помощью которых проводится кампания [13].
Для успешного проведения PR кампании в политике, PR-специалисты применяют особые PR-приемы. PR-приемы должны быть четко спланированы и организованы. Специалисты по PR применяют для каждого отдельного политика разные PR-приемы.
Традиционными PR-приемами в избирательной кампании являются:
1. Имидж победителя и аутсайдера. Создание имиджа победителя с помощью сфальсифицированного рейтинга. Население думает, что партия является аутсайдером или наоборот первым в списке наиболее популярных. Соответственно необходимо голосовать именно за первого в списке, а не за аутсайдера.
2. Ложная популярность. Создание имиджа популярности определенному политику. Все стремятся войти с ним в блок.
3. Долгие переговоры. Проведение переговоров популярного (относительно) политика со многими политическими движениями. Он тем самым разбивает электорат и сам блок партий.
4. Ложная поддержка. Поддержка одного из кандидатов для ослабления позиций другого.
5. Столкновение. Искусственное столкновение двух партий с помощью подставных лиц, событий и так далее.
6. Выбор без выбора. В прессе искусственно создается образ безвыходности ситуации.
7. Чрезмерный позитив. В адрес политика высказывается слишком много позитивного переходящего в похвальбу [14].
- Введение
- Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты приемов и методов PR в избирательной кампании
- 1.1 Теоретические основы приемов и методов PR в избирательной кампании
- 1.2 Нормативно-правовое регулирование приемов и методов PR в избирательной кампании
- 1.3 Методика анализа приемов и методов PR в избирательной кампании
- Глава 2. Анализ использования приемов и методов PR в избирательной кампании
- 2.1 Анализ деятельности партии «Единая Россия» и ее общая характеристика
- 2.2 Анализ деятельности Департамента по взаимодействию со СМИ ЦИК партии «Единая Россия»
- 2.3 Анализ взаимодействия политических партий с населением
- Глава 3. Предложения по совершенствованию использования приемов и методов PR в избирательной кампании партии «Единая Россия»
- 3.2 Предложения по совершенствованию использования приемов и методов PR в избирательной кампании партии «Единая Россия»
- 3.3 Эффективность предложений по совершенствованию использования приемов и методов PR в избирательной кампании партии «Единая Россия»
- Заключение