logo
Анализ использования приемов и методов PR в избирательной кампании (на примере политической партии "Единая Россия")

1.1 Теоретические основы приемов и методов PR в избирательной кампании

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей.

Определим, что такое избирательная кампания.

Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах [16]. В избирательной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение избирательной кампании (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т.д.).

Понятие «избирательная кампания» употребляется в двух значениях:

* определенный законом период, в течение которого политические силы и государственные органы, отвечающие за проведение выборов, проводят их непосредственную идеологическую и организационную подготовку;

* совокупность пропагандистских и иных мероприятий, которые проводят участники выборов, т.е. направленные усилия, предпринимаемые определенными субъектами, участвующими в предвыборной борьбе, для достижения поставленных целей [10].

РR в избирательной кампании -- это сознательная (системная) организация коммуникации политической фигуры или группы с различными социально-профессиональными (целевыми) группами в обществе, направленная на достижение понимания, согласование взаимоприемлемых интересов, привлечение на свою сторону и получение определенных политических, социальных и (или) экономических результатов, главным, но не единственным среди которых является победа на выборах.

Коммуникационное взаимодействие между субъектом и объектом PR в избирательной кампании осуществляется посредством методов PR с целью достижения определенных результатов (формирования имиджа, создание репутации, набора определенного количества голосов на выборах).

Таким образом, методы PR - это все средства, с помощью которых достигаются связи с общественностью.

Методы PR в политике - это приемы и способы, которые позволяют потребителю формировать общее мнение о том или ином политическом деятеле.

В избирательной кампании могут применяться следующие методы:

- проведение предвыборных собраний и митингов;

- выступления по радио и телевидению;

- социологические исследования;

- разработка стратегии проведения кампаний;

- имидж-сопровождение кандидата;

- разработка креативного обеспечения кампании;

- юридическое сопровождение предвыборной кампании;

- внешний мониторинг;

- задействование федеральных и региональных СМИ;

- информационное противодействие PR-службам конкурирующих партий и кандидатов;

- работа с политическими и общественными организациями;

- проведение специальных мероприятий;

- создание информационных поводов.

PR-приемы в политике - это комплекс мер, при помощи которых PR-специалисты достигают своих коммуникативных целей и выполнения задач, реализуя разработанную PR-стратегию. Специалисты по проведению PR-кампаний имеют в своем распоряжении очень большое количество всевозможных средств и приемов, с помощью которых проводится кампания [13].

Для успешного проведения PR кампании в политике, PR-специалисты применяют особые PR-приемы. PR-приемы должны быть четко спланированы и организованы. Специалисты по PR применяют для каждого отдельного политика разные PR-приемы.

Традиционными PR-приемами в избирательной кампании являются:

1. Имидж победителя и аутсайдера. Создание имиджа победителя с помощью сфальсифицированного рейтинга. Население думает, что партия является аутсайдером или наоборот первым в списке наиболее популярных. Соответственно необходимо голосовать именно за первого в списке, а не за аутсайдера.

2. Ложная популярность. Создание имиджа популярности определенному политику. Все стремятся войти с ним в блок.

3. Долгие переговоры. Проведение переговоров популярного (относительно) политика со многими политическими движениями. Он тем самым разбивает электорат и сам блок партий.

4. Ложная поддержка. Поддержка одного из кандидатов для ослабления позиций другого.

5. Столкновение. Искусственное столкновение двух партий с помощью подставных лиц, событий и так далее.

6. Выбор без выбора. В прессе искусственно создается образ безвыходности ситуации.

7. Чрезмерный позитив. В адрес политика высказывается слишком много позитивного переходящего в похвальбу [14].