Причины появления пробелов
Они могут быть объективные и субъективные.
Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.
Примеры. УК РСФСР 1960 г. не устанавливал ответственность за угон воздушного судна, так как Советское государство в то время не знало такого вида преступлений. То же самое можно сказать о компьютерной преступности, которая появилась позже УК 1960 г.
Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.
В некоторых случаях необходимость правового регулирования соответствующих отношений очевидна, но они, тем не менее, остаются неурегулированными. В этом случае отсутствие соответствующей нормы носит название «намеренные пробелы».
Они могут существовать:
под влиянием экономических обстоятельств. Принятие любого закона связано с определенными затратами по его осуществлению. В силу этого «дорогие» законы могут быть отвергнуты;
под влиянием политических факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодательном органе может отдалить регулирование соответствующих отношений;
под влиянием идеологического фактора. Это означает идеологическое неприятие значительной части населения соответствующего явления общественной жизни. Иногда приходится ждать, когда уровень правовой культуры народа позволит урегулировать соответствующие отношения.
В силу указанных выше экономических, поли тических или идеологических факторов законодатель намеренно не подвергает правовому регулированию соответствующие общественные отношения.
При этом законодатель:
либо сознательно оставляет вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени,
либо отдает его решение на усмотрение практических органов.
Следует отметить, что наличие пробелов не всегда является свидетельством «недостатков» права. Иногда их наличие является свидетельством динамичности права. Конечно, законодатель должен своевременно реагировать на вызовы времени и вносить соответствующие коррективы в законодательство.
- 2. Формирование российской юридической науки
- Понятие законотворческого процесса
- Стадии законотворческого процесса
- Понятие и признаки нормативно-правового акта
- Классификация нормативно-правовых актов
- Требования, предъявляемые к нормативным актам
- Виды нормативных актов
- Понятие "отрасль права"
- Классификация отраслей права
- Указы и распоряжения Президента России
- Акты Правительства рф
- Акты федеральных министерств и ведомств
- Подзаконные акты на уровне субъекта рф Акты исполнительной власти субъектов рф
- Акты органов местного самоуправления
- Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
- Государство
- Понятие государства
- Основные права личности
- Юридические обязанности личности
- Структура правоприменительного акта
- Виды правоприменительных актов
- Причины появления пробелов
- Пробел и ошибка в праве
- Виды пробелов в праве
- Способы устранения, восполнения и преодоления пробелов в праве
- 2.4.1.Мусульманская правовая система
- 2.4.2. Индусская правовая система
- Соотношение системы права и системы законодательства
- Типология государства: различные подходы.
- Характер и признаки политического режима
- Формы и виды политических режимов
- Тоталитарный политический режим
- Авторитарный политический режим
- Демократический политический режим
- Виды юридических фактов