Указы и распоряжения Президента России
В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».
В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).
Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.
Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:
не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
содержат нормы права;
регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
имеют общеобязательный характер.
Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.
В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:
указы в границах собственных полномочий;
указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).
- 2. Формирование российской юридической науки
- Понятие законотворческого процесса
- Стадии законотворческого процесса
- Понятие и признаки нормативно-правового акта
- Классификация нормативно-правовых актов
- Требования, предъявляемые к нормативным актам
- Виды нормативных актов
- Понятие "отрасль права"
- Классификация отраслей права
- Указы и распоряжения Президента России
- Акты Правительства рф
- Акты федеральных министерств и ведомств
- Подзаконные акты на уровне субъекта рф Акты исполнительной власти субъектов рф
- Акты органов местного самоуправления
- Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
- Государство
- Понятие государства
- Основные права личности
- Юридические обязанности личности
- Структура правоприменительного акта
- Виды правоприменительных актов
- Причины появления пробелов
- Пробел и ошибка в праве
- Виды пробелов в праве
- Способы устранения, восполнения и преодоления пробелов в праве
- 2.4.1.Мусульманская правовая система
- 2.4.2. Индусская правовая система
- Соотношение системы права и системы законодательства
- Типология государства: различные подходы.
- Характер и признаки политического режима
- Формы и виды политических режимов
- Тоталитарный политический режим
- Авторитарный политический режим
- Демократический политический режим
- Виды юридических фактов