logo
вопросы по тгип с ответами

Стадии законотворческого процесса

Законотворческий процесс включает в себя четыре основных этапа:

  1. законодательная инициатива;

  2. процесс обсуждения нового законопроекта;

  3. принятие нового закона;

  4. его обнародование.

Понятие "законодательная инициатива" подразумевает право компетентных органов, граждан или общественных организаций возбуждения перед инстанцией, издающей законы, вопрос об издании, внесении изменений или отмене какого-либо закона или акта, причем такой запрос обязательно рассматривается парламентом, если предложение имеет необходимые обоснования.

Право законодательной инициативы имею: Президент страны, Совет Федерации, Правительство, депутаты Госдумы, Высший Арбитражный, Конституционный и Верховный суды, представительные органы всех субъектов РФ. Законопроекты должны рассматриваться Госдумой. Причем, законопроекты об отмене или введении налогов, о выпуске госзайма, об освобождении от налогов, об изменении государством своих финансовых обязательств, другие законопроекты, которыми предусматриваются расходы, покрываемые федеральным бюджетом, вносятся исключительно при условии, что есть заключение Правительства России.

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях Госдумы, где в него можно вносить изменения, поправки, дополнять законопроект новыми положениями или исключать ненужные.

Принимаются федеральные законы Госдумой – за них должно проголосовать большинство депутатов. В пятидневный срок закон должен быть передан Совету Федерации. Новый закон считается одобренным при условии голосования за него большинством членов СФ.

При отклонении федерального закона палаты создают согласительную комиссию, затем закон вновь рассматривает Госдума.

Если Госдума выразила несогласие с решением, принятым на Совете Федерации, принятым федеральный закон будет считаться, если на повторном голосовании его одобрили две трети депутатов Госдумы.

Некоторые законы, принимаемые Госдумой, должны обязательно рассматриваться в Совете Федерации. Это законы, которые связаны с федеральным бюджетом, федеральными сборами и налогами, финансовым, таможенным регулированием, кредитным и валютным правом, денежной эмиссией, защитой и статусом границы государства, объявлением войны и заключением мира, объявлением войны и мира, ратифицирующие и денонсирующие международные договора.

В пятидневный срок закон должен быть направлен Президенту на подписание и последующее обнародование в срок 14 дней. Но если Президент за этот срок отклонит поступивший документ, его вновь рассматривают Госдума и Совет Федерации.

Если закон при повторном рассмотрении получает одобрение двух третей депутатов Госдумы и членов СФ, Президент РФ должен в семидневный срок подписать его и обнародовать.

Но положения глав первой, второй и девятой Основного закона не могут быть отданы на рассмотрение Федерального Собрания. Если подобное предложение поддержат три пятых его членов и депутатов Госдумы, собирается Конституционное Собрание, которым или подтверждается неизменность положений Конституции, или разрабатывается новый ее проект, который считается принятым при одобрении двумя третями голосов членов КС или же рассматривается на референдуме. Конституция считается принятой при одобрении ее более чем половиной участвовавших в голосовании избирателей, и если голосовало более половины избирателей страны.

Любой федеральный закон должен быть официально опубликован в течение недели после подписания Президентом.

Источники официальной публикации - «Российская газета» либо «Собрание законодательства РФ».

  1. Институт гражданства и его государственно-правовое закрепление

Население любой страны, в том числе России, состоит из разных физических лиц. Наибольшую часть составляют граждане данного государства. Обычно лишь небольшая часть населения представлена иностранцами, то есть гражданами других государств, постоянно или временно проживающими (пребывающими) в данной стране, лицами без гражданства, то есть не имеющими гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным гражданством (граждане нескольких государств), беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.

Все эти лица обладают определёнными правами и несут определённые обязанности, вступают в различные правоотношения (например, в связи с наследованием, участием или неучастием в выборах). Эти права, обязанности, правоотношения могут быть одинаковыми для всех (например, при многих сделках купли-продажи или в связи с обязанностью платить налоги). В конституции РФ такие права и обязанности человека выражаются формулами: «каждый имеет право» (например, на образование – ч.1 ст. 43) или «каждый обязан» (например, сохранять природу и окружающую среду – ст.58). Но многие права, обязанности, правоотношения могут быть неодинаковыми в связи со статусом того или иного физического лица. Как правило, иностранцы или лица без гражданства не имеют политических прав, которыми обладают граждане. Такие различия зависят, прежде всего от того, является ли данное физическое лицо гражданином государства (Российской Федерации).

В данном случае следует согласиться с высказыванием Чиркина В.Е., что всякий гражданин – это человек, но не всякий человек, в том числе проживающий в России, является её гражданином[4]

Гражданство – исходное начало формирования, как в целом правового положения человека, так и в особенности конституционных основ его статуса.

В конституционном праве различных стран мира есть два близких понятия – «гражданство» и «подданство». Первое отражает связь человека и государства, а второе характеризует личную связь человека (подданного) с главой государства – монархом, верность ему.

Согласно Федеральному закону о гражданстве РФ 2002 г. гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[5]. Такое определение отличается и от того, которое существовало в Законе о гражданстве СССР 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством). Гражданство нельзя связывать с политическими симпатиями и антипатиями лица, в том числе по отношению к государству.

Гражданство РФ регулируется, прежде всего Конституцией РФ и Федеральным Законом «О гражданстве Российской Федерации», а также некоторыми другими правовыми актами. Совокупность этих норм образует правовой институт гражданства РФ.

Гражданство – это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда, когда он находится за пределами страны или постоянно проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно жить в России, но они не связаны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определённым требованиям. Такие требования в разных странах неодинаковы.Российское законодательство также устанавливает определённые основания для приобретения и утраты гражданства.

Раскрыть особенности правового статуса человека и гражданина способствуют принципы российского гражданства, то есть те основополагающие начала, на основании которых действует данный институт. В законодательстве России выделяются несколько принципов российского гражданства.

во-первых, гражданство РФ является единым (ч.1 ст.6 Конституции РФ). В России не существует разных по своему правовому характеру гражданств субъектов РФ и самой Федерации. Единое российское гражданство может быть не единственным (например, для лиц с двойным гражданством).

Во-вторых, гражданство в России является равным. Это означает, что права иобязанности гражданина не зависят от оснований приобретения гражданства, отвремени его приобретения и других обстоятельств. В каждом субъекте РФ российский гражданин обладает одинаковыми правами.

В-третьих, гражданство РФ экстерриториально: проживание гражданина за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает. Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы его граждане жили и работали на его территории.

В-четвёртых, российское гражданство имеет свободный характер. Гражданин РФ вправе изменить своё гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство – это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение её по взаимному согласию.

В-пятых, гражданство РФ неотъемлемо. Конституция РФ и Закон о гражданстве 2002 г. запрещают лишать человека гражданства РФ. Этот запрет имеет абсолютный характер, он относится и к лицам, осуждённым за некоторые государственные преступления.

В-шестых, российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, а с другой – обязанности гражданина по отношению к государству. Органы государственной власти, дипломатические представительства, консульские учреждения, должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объёме пользоваться правами, установленными Конституцией РФ, законами, международным правом, законами государств, где проживают или пребывают граждане РФ, а также возможность защищать эти права и охраняемые законом интересы.

Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы, которых не имеют иностранцы и лица без гражданства. Защиту гражданина осуществляет мощный государственный аппарат, а за пределами страны – дипломатические представительства и консульские учреждения. Государственные органы обязаны принимать меры по восстановлению нарушенных прав гражданина. В свою очередь, граждане должны выполнять свои конституционные и иные обязанности перед государством.

  1. Источники права: исторические и современные трактовки их понимания

Под формами (источниками) права понимается способы закрепления и выражения правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. В данных актах закрепляются правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение. Различают следующие источники права – правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилась как устойчивая норма, например законы 12 таблиц, законы Драконта и др. Социологическая и историческая школы права преувеличивают его роль, как источника права – они видят в нем продукт народного сознания, а юридический позитивизм – напротив, считает обычай устаревшим источником и не имеющим практического значения. Юридический прецедент (судебная практика) Это сдебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Начал формироваться в Англии, когда королевские суды формировали свою судебную практику. В странах романо-германской системы права судебный прецедент используется для толкования. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Если говорить о религиозном (каноническом) праве, то сейчас оно широко распространено в странах мусульманского мира – там в качестве источников используют коран, сунну, иджму и кияс.

. виды источников права в современных государствах

Под формами (источниками) права понимается способы закрепления и выражения правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. В данных актах закрепляются правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение. Различают следующие источники права – правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилась как устойчивая норма, например законы 12 таблиц, законы Драконта и др. Социологическая и историческая школы права преувеличивают его роль, как источника права – они видят в нем продукт народного сознания, а юридический позитивизм – напротив, считает обычай устаревшим источником и не имеющим практического значения. Юридический прецедент (судебная практика) Это сдебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Начал формироваться в Англии, когда королевские суды формировали свою судебную практику. В странах романо-германской системы права судебный прецедент используется для толкования. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Если говорить о религиозном (каноническом) праве, то сейчас оно широко распространено в странах мусульманского мира – там в качестве источников используют коран, сунну, иджму и кияс.

  1. Континентальное (европейское) право: характеристика основных институтов

Это правовые семьи, которые возникли в Европе на основе римских канонических и местных правовых традиций, создав западную традицию права. Распространилось ввиду совершенства римского права и Католицизма.Основное учение для КЕП – учение об естественном праве. Дуализм в праве, т.е. деление на частное и публичное, признается во всех странах КЕП. Родственные системы источников права – Конституция, м-н договоры – закон – подзаконные акты – торговые обычаи – общие принципы права – судебный прецедент (практика). Необязательные законы для КЕП – доктрина и зарубежные законы.Юридическое образование – в основе университеты, юридическое образование считается академическим

Право континентальное - романо-германская правовая система принятая в ряде стран, прежде всего во Франции и Германии, как следствие влияния римского права. #M12291 820000865Гражданское право#S стран этой группы имеет ряд общих признаков и существенных отличий от других систем права. П.к. - это прежде всего свод неписанных законов, образующих систему #M12291 820000865гражданского права#S, которое регулирует и договорные отношения. Другие #M12291 820001505источники права#S (#M12291 820000070административные акты#S, #M12291 820002313обычаи#S и т.д.) играют незначительную роль, а судебная практика вообще не считается #M12291 820001505источником права#S. Соотношения и различия П.к. и общего права меняется в процессе исторического развития.

Характеристика континентального права:

- исторические корни (рецепция РП);

- сходство основных юридических понятий (РП);

- общие начала профессионального юридического образования;

- единая система источников права (НПА);

- единая схема построения системы права;

- возрастание роли международного права.

Рома́но-герма́нская правова́я семья́ — термин сравнительного правоведения, обозначающий совокупность правовых систем, изначально созданных на основе рецепции римского права и объединенные общностью своей структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата[1].

Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России) и противопоставляется англосаксонскому праву. Основной источник права — закон (нормативный правовой акт). Ей присуще чёткоеотраслевое деление норм права. В свою очередь практически все отрасли праваподразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право, хотя отнесение некоторых отраслей права к какой-либо одной подсистеме весьма спорно и нередко зависит от правового регулирования соответствующей отрасли в определённом государстве (к примеру, трудовое право).

К сфере публичного права относятся административноеуголовное,конституционное и международное публичное право. К частному праву относятся гражданскоесемейноетрудовое и международное частное право. В системе органов государства проводится четкое разделение на законодательные и правоприменительные органы власти. Законотворчество и законодательство, как функция, монопольно принадлежат законодательным властям. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писанойконституции.

В рамках романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы:

Социалистическое право хоть и происходит от романо-германской правовой семьи, нередко выделяется в отдельную правовую семью[15].

Россия также относится к странам европейской континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью.

  1. Международная защита прав человека

Для обозначения комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности, используется понятие «международное гуманитарное право».  Международное гуманитарное право — совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.  Необходимость гуманитарного права была осознана человеческим сообществом, когда мировая история продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в международных отношениях.  Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867), Петербургской декларации (1868), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:  — устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;  — военные действия должны направляться только против сражающихся армий;  — мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;  — вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;  — запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;  — оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.  Ход Первой (1914—1918) и Второй (1939—1945) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.  Поэтому возникла острая необходимость утверждения незыблемых принципов международного урегулирования и защиты прав человека.  25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско (США) открылась Конференция по вопросу создания международной организации. Вскоре представители 51 государства подписали Устав Организации Объединенных Наций (ООН). Официально ООН появилась на свет 24 октября 1945 г., когда ее Устав был ратифицирован Великобританией, Китаем, Советским Союзом, США, Францией и большинством других подписавших его государств.  Среди принципов и норм, выработанных ООН, которые составляют фундамент современного международного права, выделим следующие:  — Принцип равноправия и самоопределения народов.  — Принцип уважения прав человека.  — Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.). — Принцип международной уголовной ответственности индивидов.  Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.  Огромным событием явилось то, что международное право обратило внимание на человека, который был фактически неинтересен для его старых норм. Принцип уважения прав человека стал общепризнанным.  В статье 1 (п. 3) Устава ООН указывается, что одной из целей организации является осуществление международного сотрудничества «в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г.  К источникам современного международного гуманитарного права относятся:  • Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.  • Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.  Система международной защиты прав человека:  1) Организация Объединенных Наций (ООН) образована в 1945 году. Основной правозащитный документ: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Органы, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека: Генеральная Ассамблея ООН, третий комитет ООН (готовит проекты резолюций по гуманитарным вопросам), комиссия по правам человека при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС), комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО, комитет по правам человека, комитет по ликвидации расовой дискриминации, комитет против пыток, комитет по правам ребенка.  2) Совет Европы образован в 1950 году. Основной правозащитный документ: европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Органы, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека: европейский суд по правам человека, комитет министров Совета Европы, комиссар Совета Европы по правам человека.  3) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) образована в 1942 году. Основной правозащитный документ: заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Органы, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека: наблюдатели ОБСЕ.  В своей деятельности международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека, используют следующие основные механизмы:  — Рассмотрение жалобу которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует.  — Судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества).  — Процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады.  В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.  Существуют определенные правила обращения в этот суд:  — следует жаловаться лишь на нарушение прав, охваченных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;  — жаловаться может только сам потерпевший и лишь на нарушения, произошедшие после ратификации его страной документов о вступлении в Совет Европы, при этом все меры и виды внутригосударственной защиты должны быть им исчерпаны и др.  Неисполнение решения данного суда может привести к приостановлению членства страны в Совете Европы, а затем, возможно, и исключению из него.  В условиях мирного времени Европейский суд по правам человека есть основной орган по защите этих прав.  В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.  На современном этапе основными нормами международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются:  — Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.  — Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.  — Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.  — Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.  — Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.  — Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.  Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.  В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г., Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

  1. Методологические основы теории государства и права

Система методов теории государства и права это совокупность приемов последовательно применяемых наукой в зависимости от этапа,стадии познавательного процесса.

В соответствии с основными этапами познавательного процесса методы, применяемые юридической наукой, подразделяются на:

эмпирические методы сбора, изучения и обобщения единичных фактов;

теоретические методы научной абстракции и познания закономерностей.

К эмпирическим методам сбора и изучения отдельных государственно-правовых явлений относятся:

методы толкования права, с помощью которых уясняется содержание, смысл правовых норм, выраженная в них воля законодателя;

конкретно-социологические методы, которые связаны с применением в области права достижений конкретной социологии; изучением фактического поведения людей в сфере политики и права с помощью методик наблюдения, анализа письменных источников, анкетирования и интервьюирования и др.

К эмпирическим методам обобщения единичных фактов относятся:

метод сравнительного правоведения, который состоит главным образом из методик выявления фактов сходства и различия, присущих государственным и правовым системам разных стран;

статистические методы, которые применяется к фактам, полученным при помощи методов анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников, социально-психологических методов с целью выявления в них общего и устойчивого;

метод социально-правового эксперимента, когда в ограниченной сфере создается реальный набор государственно-правовых условий с целью изучения их приемлемости для практики и более широкого распространения;

Цель теоретических методов научной абстракции – преобразовать, полученные на эмпирической стадии исследования, представления об отдельных государственно-правовых фактах в теоретические абстракции - общие понятия, которые охватывают однотипные явления и процессы, раскрывая их существенные свойства и признаки.

Здесь используются такие приемы как определение понятия через ближайший род и видовое отличие, генетические определение понятий, определение через противоположность или отношение, методы логической индукции, дедукции и другие.

Цель теоретических методов познания закономерностей – установить необходимые существенные связи между отдельными явлениями и процессами государственно-правовой действительности, понять ее как единый, взаимосвязанный механизм.

На этой стадии используются, в основном, системно-структурный метод, который предполагает четкое выделение структурных компонентов того или иного явления, отграничение одного элемента от других, установление его основных свойств, выявление иерархической соподчиненности (взаимосвязи) отдельных элементов, благодаря которой они приобретают свойства единого целого.

В развитом научном знании на этой стадии особую роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному, который выделяет в изучаемом предмете исходный родовой элемент, отраженный в простейшей теоретическом понятии и путем установления его закономерных переходов в другие элементы предмета развертывает в логически последовательную систему понятий. Эта система в идеале должна отражать логику самодвижения, саморазвития государственно-правовой системы в реальной действительности.

Методология - это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний. Давая характеристику методам, которыми пользуется теория государства и права, нужно исходить из того, что методологической основой этой науки, как и всех других наук, служат общие, частные и специальные методы.

Студенты должны хорошо осознать содержание общечеловеческих принципов познания и функционирования государства и права. Необходимо четко представлять, что основу современного подхода к изучению общественной жизни составляет не вульгарно-социалистический, а системный и комплексный подход. Классовый подход достаточно хорошо объясняет историческую изменчивость конкретных государственно-правовых явлений и процессов, но его никак нельзя назвать единственно верным и все объясняющим. Социально-политическая практика как критерий истины не подтвердила этого. Не подтвердила она и сформированный идеологической пропагандой образ советского государства реально социалистического как до конца демократического и общенародного, а советской правовой системы как наилучшей по сравнению со всеми другими.

На основе диалектического и исторического материализма теория государства и права использует системно-структурный, функциональный, сравнительный, статистический, кибернетический, социологический и другие методы. Важное значение для этой науки имеют и специфические методы: формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический и правовой эксперимент. Все эти методы формируют культуру мышления и способствуют эффективной работе юриста-профессионала.

Методическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы:

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития. Затем с учетом этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность. Она формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе и в теории государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и в силу определенных причин пренебрегает другими как несущественными, побочными, то она неизбежно становится на тупиковый путь своего дальнейшего развития. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний.

При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.

Анализ как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Отпадает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.

Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и может сделать новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).

Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы и единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения. Затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права. После этого выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права. Завершить этот процесс можно исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. По выражению Канта, гипотеза - это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию. Выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции развития.

Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений. К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.

Принцип всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимосвязи с другими, соотносящимися с ними явлениями.

Принцип историзма исследования государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук – философии, социологии, политологии и др.

В теории государства и права, наряду с принципами, различают методы научного исследования. Выделяют три группы методов: общелогические, общенаучные, частнонаучные.

Под общелогическими методами понимаю совокупность интеллектуальных приемов для достижения истинного знания об изучаемой реальности. К такого рода методам относят дедукцию и индукцию, анализ и синтез, методы рассуждения по аналогии от противного, доказательство от абсурдного, абстрагирование.

Общенаучные методы представлены способами, при помощи которых предлагается объяснение тех проблем, которые были изначально поставлены. В число наиболее распространенных методов входят следующие: функциональный, структурный, системный, сравнительный, исторический, генетический. Наряду с общенаучными методами в рамках теории государства и права используются и частнонаучные, которые не имеют универсального значения: метод различения сферы сущего и должного в праве, специально-юридическое толкование текстов права, различие буквы и духа закона.

Методы научного анализа в социальных науках, в том числе и в теории государства и права, используются на различных уровнях исследования. Выделяют четыре уровня научного исследования, на каждом из которых могут решаться следующие задачи. Это описание, классификация, объяснение, критика результатов исследования.

1. На стадии описания государственных и правовых явлений применяются общелогические методы. На этом уровне исследования в рамках теории государства и права вырабатываются понятия, которые призваны направлять дальнейшие научные исследования.

К примеру, по мнению французских ученых Р.Пэнто и М.Гравитца, родовым понятием для современного государства является понятие политического общества, а видовыми отличиями – шесть существенных признаков государства: новый тип коллективной общности (нация), территория в рамках строго определенных границ, наличие той или иной формы правления и государственной службы, законотворчество, суверенитет, институционализированная форма власти.

Теоретики государства и права конструируют и многие другие научные понятия (понятие государственной власти, правовой нормы, правосознания и др.).

2. Общелогические методы в курсе теории государства и права применяются и на втором уровне научного исследования – уровне классификации.Классификация – это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, видам с учетом их основных характеристик.

В теории государства и права выделяют исторические типы права и государства, проводят классификацию форм правления и форм государственного единства, разрабатываются различные классификации норм и права и др. Классификация дает возможность различать объекты по качественным и количественным параметрам.

3. Третий уровень научного анализа - это уровень объяснения. На этом уровне применяются различные общенаучные методы.

Функциональный метод, используемый в социальных науках, заключается в выявлении у различных социальных объектов способов их существования. В теории государства и права этот метод применяется при анализе социального назначения государства и права и др.

Структурный метод в социальных науках – это выявление у социальных объектов определённых констант, т.е. относительно устойчивых внутренних связей. Понятие структуры является понятием очень близким к понятию модели – формальному представлению каких-либо отношений. Может быть несколько людей одной и той же реальности. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза-диспозиция-санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод в социальных науках – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой. В теории государства и права, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система и др.

Сравнительный метод – это сопоставление одного социального объекта с другими с целью выявления их сходства и различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для теории государства и права имеет значение сравнение на уровне нормы права. Именно такого рода сравнение позволяет выявить различие норм права по диспозиции: различают нормы права управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Другим примером использования сравнительного метода является также анализ сходств и различий основных правовых систем современности.

Исторический метод в теории государства и права предполагает фиксацию во времени отдельных этапов и стадий развития права и государства. К примеру, исторический метод позволяет установить, что первичным источником права у всех народов явился правовой обычай, а не нормативный правовой акт и не правовая доктрина.

Генетический метод в социальных науках позволяет ответить на вопрос о происхождении явлений, т.е. определить те факты, которые обусловили появление того или иного феномена. В теории государства и права этот метод используется при решении проблем генезиса права, государства и ряда других проблем.

Диалектический метод – этот метод познания явлений действительности в их развития. Данный метод дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой.

4. Четвёртый уровень научного анализа – критика результатов политико-правовых исследований. В настоящее время наибольшее распространение в теории государства и права получили три школы правопонимания: естественно-правовая, позитивно-нормативная, социологическая. В рамках каждой их этих школ выработаны различные понятия права. В рамках каждой из этих школ выработаны различные понятия права. Используя аргументацию из этих школ выработаны различные понятия права. Используя аргументацию представителей одной школы понимания права, можно критически осмыслить положения другой школы.

  1. Норма права: понятие, структура и классификация

Понятие, структура, классификация норм права

Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.

Признаки правовой нормы:

• Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.

• Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.

• Обеспечивается мерами государственного принуждения.

• Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).

Структура правовой нормы:

• Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, тоесть условия применения правила изложенного в норме.

• Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.

• Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.

Классификации норм права

Существуют следующие классификации норм права.

По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов,подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также "специализированные нормы", которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

дефинитивные - содержат определения юридических понятий;

декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи;

оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.д.

коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

  1. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и классификация

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.