Классификация нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:
По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
государственный орган;
общественные организации;
народ (референдум).
По сфере их распространения:
федеральные НПА;
акты субъектов РФ;
акты муниципальных органов;
локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
По времени их действия:
акты, принятые на неопределенное длительное время;
акты временные (на определенный период).
По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.
В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.
По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.
Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.
Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.
Нормативные акты характеризуются следующими признаками.
Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либоустанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.
Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.
В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.
В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.
В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.
- 2. Формирование российской юридической науки
- Понятие законотворческого процесса
- Стадии законотворческого процесса
- Понятие и признаки нормативно-правового акта
- Классификация нормативно-правовых актов
- Требования, предъявляемые к нормативным актам
- Виды нормативных актов
- Понятие "отрасль права"
- Классификация отраслей права
- Указы и распоряжения Президента России
- Акты Правительства рф
- Акты федеральных министерств и ведомств
- Подзаконные акты на уровне субъекта рф Акты исполнительной власти субъектов рф
- Акты органов местного самоуправления
- Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
- Государство
- Понятие государства
- Основные права личности
- Юридические обязанности личности
- Структура правоприменительного акта
- Виды правоприменительных актов
- Причины появления пробелов
- Пробел и ошибка в праве
- Виды пробелов в праве
- Способы устранения, восполнения и преодоления пробелов в праве
- 2.4.1.Мусульманская правовая система
- 2.4.2. Индусская правовая система
- Соотношение системы права и системы законодательства
- Типология государства: различные подходы.
- Характер и признаки политического режима
- Формы и виды политических режимов
- Тоталитарный политический режим
- Авторитарный политический режим
- Демократический политический режим
- Виды юридических фактов