logo
вопросы по тгип с ответами

2. Формирование российской юридической науки

Ей где-то 300 лет. Начинается с эпохи Петра1. он перевел на русский язык Гуго

Гроция, Пуфиндорфа,создал академию наук, учредил кафедру права. Реальное

формирование права с создания императорского московского университета 1785 г.

первые профессора – австрийцы. Десклицкий – первый русский профессор. В 19

веке закрепляются юридические школы в правовой науке Неволин – отец русской

философии права, Коркунов и др. Наука права оформилась в 19 веке. В 1940 г –

первый официальный учебник по теории государства и права. 1990г пересмотр

позиции науки.

 Древнем Риме III в д.н.э. – стали впервые преподавать право, развивается постепенно VI в н.э. – 1-й в мире официальный учебник права – «Институции Юстиниана». Тиберий Корнкуркарий 253 г. д.н.э. – первые юр. заключения.

2. В средние века – развивается под влиянием римского права и в связи с началом университетского образования XI-XII в.в. Болонская юридическая школа, а т.ж. Прованс, Ломбардия, Равенна – это центры юр. образования. Вильгельм Дурантис «Юридическое зерцало». В университетах изучают предмет «Энциклопедия права» Гунниус «Универсальная энциклопедия права» 1638. Саиуил Пуфендорф «О естественном и народном праве». со временем появляется курс «Философии права». Первая в Европе кафедра национального права – 1620 г. университет в Упсале.

3. Новое время – начало XIX в. Формируется теория права. В СССР «Теория государства и права», а не «Права», как в Европе, т.к. вышло из римского права. Джон Остин «О предмете науки права». В настоящее время в Европе и США происходит отделение политической науки от юриспруденции: Государствоведение – предмет политологии, кот. исследует государства, полит. организации и др. институты осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее. Общая теория права – отдельная юр. наука, излагается в университетских курсах. В Германии распадается на философию права, социологию права и юр. методологию. Т.ж. может входить составными частями в дисциплины «Введение в право», «Сравнительное право» (правоведение)

Юриспруденция – это система знаний о юридических явлениях и включающаяв себя иные науки, такие как криминалистика, судебная медицина итп. Теория государства. Возникла – истоки в древнем мире, параллельно с формированием госодарства. Она возникает в Риме в середине 3 в днэ, появились люди обучающие праву – Корункарий. Знания потом обобщаются в виде институций, как прообраз будущей юридической литературы. Некоторые институции становятся официальными. 6 в н.э. Юстиниан – первый учебник по праву «Институции Юстиниана». При нем сосзадется система проф образования. К 11 веку обращение к юриспруденции в европе. 12 век юридический век возник Болонский университет, обращение европы к наследию рима. В 18 веке появляется философия права, происходит оформление современной юриспруденции. Современные курсы не включают изучение проблем государства и права.

Ей где-то 300 лет. Начинается с эпохи Петра1. он перевел на русский язык Гуго Гроция, Пуфиндорфа,создал академию наук, учредил кафедру права. Реальное формирование права с создания императорского московского университета 1785 г. первые профессора – австрийцы. Десклицкий – первый русский профессор. В 19 веке закрепляются юридические школы в правовой науке Неволин – отец русской философии права, Коркунов и др. Наука права оформилась в 19 веке. В 1940 г – первый официальный учебник по теории государства и права. 1990г пересмотр позиции наук

  1. Государственная власть в системе властных институтов общества

 Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Признаки государственной власти: 1-ый – государственная власть, это социальная - публичная власть – важнейшая разновидность социальной власти. 2-ой, государственная власть - это политическая власть, основная её разновидность (носит политический характер и выступает политической). Часто приобретает классовый характер. Нередко государственную власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять. Так как политической является не только государственная власть, но и власть других политических организаций, например власть политических партий. Государственная власть это лишь основная, главная разновидность политической власти. 3-ий признак, государственная власть это власть действующая в пределах территории государства. 4-ый, государственная власть это суверенная власть (верховенство и независимость). 5-ый, государственная власть это власть, которая осуществляется при помощи органов государства и других государственных средств. 6-ой, государственная власть легитимированная власть. Легитимность – имеет две стороны, с одной стороны она выражается в законности власти. С другой стороны легитимность означает поддержку этой власти населением. 7-ой признак, государственная власть - это власть коллективов, руководство обществом, которое осуществляется в чьих-либо интересах, всего населения либо классов.

  1. Государственно-правовая идентификация личности

В специальных энциклопедических источниках личность трактуется двояко – 1) лицо, человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деят-ти; 2) член общества, как совокупность его социальных и психологических черт. Гос-во, с момента рождения человека и регистрации этого факта и до улаживания наследственных дел после смерти, устанавливает гражданское состояние лица, фиксирует степень его юридической принадлежности к стране постоянного проживания, определяет правовое положение личности, предоставляет возм-ти для обучения, профессиональной деят-ти, отдыха. Можно рассматривать личность – человека - как часть населения земного шара, неотъемлемую часть вечной природы, не зависящей от к-л границ. Можно - как гражданина – имеющего пост.правовые связи с конкретным гос-вом, на него действуют законы страны, он должен подчинять свое поведение установленным в гос-ве правилам. Можно как индивида – отдельно взятое лицо в совокупности его биол., социал., правовых харак-к : пол, возраст, национальность, гражданство, семейное положение. В теории сложился ряд подходов, определяющих положение личности в гос-ве –этатизм – засилие гос-ва во всех сферах общественной жизни, при решении вопросов публичной и частной жизни людей, права и свободы личности ограничиваются. Это свойственно для гос-в с тоталитарными или авторитарными режимами, где права человека не признаются вообще, либо формально признаются, но не соблюдаются; -либерализм – признает первичность личности перед обществом, равенство всех людей от рождения, неотчуждаемость естественных прав человека, взаимные права и обяз-ти, невмешательство гос-ва в частную жизнь человека; - демократизм – также определяет положение личности в гос-ве исходя из закона, но свойственно больше внимания правам и обязанностям личности. Права личности следует рассматривать каксовокупность естественно возникающих и властно устанавливаемых возможностей поведения индивида, юридически фиксированный объем которых обусловленразвитием общества и гос-ва. Естественно возникающие и неотъемлемые права человека – жизнь, свобода, личная неприкосновенность, честь и достоинство – не нуждаются в государственном признании, они не могут быть отняты и не должны нарушаться гос-вом. Властно устанавливаемые права человека – определяются законами страны, в основном гос-во выделяет политические правомочия (может избирать и быть избранным, создавать общ.объединения и участвовать в их деят-ти), а также социальные (право на безопасный труд, на пенсионное обеспечение, на социальное обеспечение при болезни, инвалидности, потере кормильца, право на отдых) и экономические (право частной собственности (владеть, пользоваться, распоряжаться), право на предпринимательскую деят-ть, право на защиту от монополизма, запрет на отчуждение им-ва без реш-я суда).

  1. Закон в системе источников права

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.      1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.      Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.      3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).      4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).      5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.      6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.      7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.      Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.      Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Различаются:

  1. Законодательство и его понимание в современной теории и практике