logo
вопросы по тгип с ответами

Соотношение системы права и системы законодательства

При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание еще на один учебно-практический вопрос. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства — статья нормативного акта.

Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось выше, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.

В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.

Второй вариант — включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяющая понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, содержит четыре пункта, каждый из которых является самостоятельной нормой.

Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 12 Семейного кодекса РФ (СК РФ) содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

  1. Система права: понятие и основные компоненты

  1. Система права: понятие и основные компоненты

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства. Черты системы права: - ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли; - ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство; - она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; - имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

  1. Отрасль права: понятие и основные классификации

Отрасль права – это относительно самостоятельно подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права – совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве составляют отрасль финансового права. Отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы.ю которые наз. Институтами права. Такая внутриотраслевая группировка правовых норм обусловлена характерными особенностями различных отношений определенного вида.

  1. Материальное и процессуальное право

  1. Публичное и частное право

  1. Внутригосударственное и международное право

  1. Правовая система

Правовая система – это конкретная историческая совокупность права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны или гос. образования

Современная классификация правовых систем

Основная классификация современных ПС выглядит так: три большие группы – западное право, восточное право и идеологическое право. Западное право делится на континентальное европейское право и англо-американское право. Континентальное европейское право делится на романскую правовую семью, германскую правовую семью, скандинавскую пс и латино-амер пс. Англо-американское право делится на Европейское общее право, право США и право Британского содружества. Идеологическое право делится на социалистическое право и постсоветское право. Восточное право делится на религиозное право и традиционное право.

  1. Систематизация законодательства: значение и основные компоненты

Систематизация законодательства - это деятельность по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов данного государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему.

  Виды систематизации:

  а) внутренняя систематизация;

  б) внешняя систематизация.

  Цель внутренней систематизации - внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве.

  Цель внешней систематизации - внешняя обработка нормативных актов, их классификация.

  Функции систематизации:

  позволяет обозреть весь массив действующего законодательства;

  выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства);

  повышает эффективность законодательства;

  делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы);

  способствует изучению, исследованию законодательства;

  способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания).

  В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

  1. Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

  В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.

  Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками:

  Во-первых, кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий. Во-вторых, в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающеюся от ранее действовавших. В-третьих, кодификационный акт является сводным актом, т.к. в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений. В-четвертых, кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющие предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права. В-пятых, нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений.

  Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

  а) Основы законодательства - это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления.

  б) Кодекс - наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности. Системообразующий кодификационный акт.

  в) Устав, положение- это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством).

  2. Инкорпорация - представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

  Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

  Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер.

  Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет.

  Бывает еще генеральная (свод законов гос-ва) и обычная. Бывает по хронологическому признаку, алфавитному, алфавитно-предметному, предметному.

  3. Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без измения содержания. Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом - и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. Просто в консолидационном акте учитываются последняя редакция документов, а в остальном схожа с инкорпорацией.

  1. Типология государства и права: основные подходы к проблеме