46 Сущность политической модернизации. Либеральная и консервативная теории политической модернизации.
Политическая модернизация – это переход отсталых, традиционных обществ к современным моделям политической системы.
Либеральная теория модернизации рассматривала процесс модернизации как переход от традиционного к современному обществу.либеральная модель модернизации предполагает опору на развивающийся и политически активный средний класс. Российское общество сейчас не столь активно, чтобы стать субъектом либеральной модернизации. В этом состоит его специфика: оно не является западным, но более или менее выраженная прозападная тенденция в нем всегда присутствует. Это приводит к заметным колебаниям: общество в целом ориентировано на модернизацию, но не может выбрать ее вариант, стремится к развитию публичной сферы, но недостаточно активно, что приводит к явному лидерству элит при выборе «пути», к типичным «реформам сверху», для успешной реализации которых, как правило, не нужна «лишняя» демократия. Консервативное направление исходит из того, что в условиях присущих развивающимся странам ограниченности экономических ресурсов и возможностей государства, слабости сферы общественного согласия (консенсуса) и политических институтов политический плюрализм и широкое политическое участие масс приводят к политической дестабилизации, народным бунтам и государственным переворотам. Результатом этого может быть не политическое развитие, а политический упадок. Поэтому важнейшим условием модернизации является политическая стабильность, наиболее эффективно обеспечиваемая авторитарными режимами. Консервативные теории модернизации учитывают опыт таких стран, как Южная Корея, Бразилия, Чили. Хотя эти концепции и имеют связь с политическими реалиями, их практическая ценность достаточно сомнительна. Авторитарный характер власти делает политическое развитие государств, избравших консервативную модель модернизации, малопредсказуемой. Недостаточная компетентность лидеров, коррумпированность их окружения и государственного аппарата, трудности модернизации, острые политические конфликты и боязнь потерять власть побуждают их к репрессиям против оппозиции и установлению жестоких диктатур, заводящих общественное развитие в тупик.
- 1 Билет Место и роль политологии, возн. И развитие.
- 2 Билет Объект предмет и функции политологии
- 5 Билет Методы политической науки
- 6 Билет понятие и ф-ции политики
- 8 Билет Власть как политич. Явление, теории власти
- 12 Билет Политические институты и понятие политической инст-ии:
- 13 Билет Понятие и функции государства
- 14 Билет Административно-территориальные формы организации гос. Власти
- 15 Билет Признаки, достоинства и недостатки презедентской и парламентской республики
- 16 Билет Основные принципы правового гос-ва:
- 17 Билет: Принципы и модели социального гос-ва:
- 18 Билет Понятие, структура и функции гражд.Общества:
- 36 Политическая социализация : структура, этапы, модели
- 38 Правящая элита.Теории элит.
- 2. Характерные черты
- 39 Правящая элита, типы элит
- 40 Политическое лидерство. Теории лидерства.
- 41 Специфика и функции политического лидерства
- 42 Политическое участие и абсентеизм
- 43 Политический протест
- 44 Понятие, функции и модели политической коммуникации
- 45 Политическое развитие: понятие и критерии
- 46 Сущность политической модернизации. Либеральная и консервативная теории политической модернизации.
- 47 Модели перехода к демократии.
- 48 Понятие и специфика политического конфликта.
- 49 Типология и функции политического конфликта.
- 50 Управление политическим конфликтом.
- 51 Основные подходы и школы теории международных отношений.
- 52 Национальные интересы и национальная безопасность.
- 53 Место и роль международных организаций в системе международных отношений.
- 54 Глобализация как важнейший фактор современного мирового развития.