18 Билет Понятие, структура и функции гражд.Общества:
гражданское общество -это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.
Основа структуры гражданского общества - личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Государство служит ей. В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной. толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере социума - сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создает те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на ее жизнь. Содержанием гражданского общества, согласно Марксу, выступают институты семьи, сословий, классов, определяемые уровнем развития материального производства. Гражданское общество в марксизме является синонимом "буржуазного общества", основанного на частной собственности. стремление к справедливости и равенству, свободу как высшую ценность
характеризуются следующими признаками:
отстаивается естественное право человека на жизнь и свободную деятельность;
признается равенство всех граждан перед законом;
в общественное сознание проникает идея социальной справедливости;
отстаиваются демократические механизмы общественного управления, которые гарантировали бы равенство возможностей социально неравных субъектов;
обосновывается положение о разделении властей и формировании правового государства.
Кроме того, следует выделить также и условия, которые необходимы для успешного функционирования Гражданского общества: 1. Экономические: - это собственность. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция. 2. Политико-правовые: - это юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод, а также их защита, Политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления. 3. Культурные: - повышение образовательного уровня, доступности информации, правовая культура, развитие собственно знания. 4. Социальные: - это наличие класса среднего собственника Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В России нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий является: пренебрежительное отношение граждан к законам, а также доминанта государственного начала над личностным.
билет 19 понятие избирательной системы и основные виды выборов
избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.
Виды избирательной системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, где избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.
проекты пропорциональных избирательных систем предложили американец Томас Джильпин и швейцарец Виктор Консидеран. Смысл данного вида избирательной системы заключается в том, что число мандатов, получаемых политическим объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. К началу XX в. насчитывалось 152 ее разновидности и в настоящее время она существует более чем в 60 странах мира. Полупропорциональные системы стремились сгладить недостатки мажоритарной системы, не переходя к пропорциональной. Данная система направлена на обеспечение частичного меньшинства, для чего применяяись системы ограниченного вотума, система единственного непередаваемого голоса, система комуляяивного вотума. В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса, смешанные системы.
билет 20 партия как политический институт. Типология партий
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ – это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке
Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В тогдашнем замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их задачей была победа на выборах, поэтому они стремились к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основной структурный элемент кадровых партий – комитет.
Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский. Произошедшие изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ послужили основанием дополнить классификацию М. Дюверже новым типом партии - партии избирателей. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой-то идеологией, они отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США и т.д
билет 21 партийные системы
Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.
При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.
Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии.
Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом.
По политическому весу выделяются четыре типа партий:
мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;
партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;
доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;
миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.
Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы. Выделяются партийные системы:
-основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным доминированием в течение длительного времени одной правящей партии
-с присутствием доминирующей партии
-основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов).
билет 22 лоббизм как институт правительства интересов. Виды лоббизма
Специфический институт политической системы, механизм влияния частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики.
В более широком понимании лоббизм — деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.
Сегодня лоббизм делится на формальный (законодательно регулируется и разведён, т.о., с коррупцией) и неформальный. Лоббизм связан с развитием партийной системы и корпоративизма, но обратной связью.Виды:
по методам: легальный ,нелегальный
по целям: экономический, социальный, социокультурный
по объектам: отраслевой, региональный
по отношению к политической системе:внешний, внутренний
билет 23 методы и техники лоббирования групповых интересов
В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может подразделяться на экономический, социальный, социокультурный. Исходя из сфер деятельности различают отраслевой и региональный лоббизм. В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское воздействие) выделяют парламентский, президентский, правительственный лоббизм. По отношению к политической системе классифицируют лоббизм внешний (давление оказывается на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп – депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент – «вписаны» в политические институты).
Парламентский лоббизм нацелен на принятие законов, удовлетворяющих определенные групповые интересы. Поэтому основными методами лоббирования здесь выступают работа в парламентских комитетах и комиссиях по разработке законопроектов, а также дебаты и слушания в парламенте. Главными лоббистами являются депутаты и служащие парламента, а также эксперты, привлекаемые к разработке проектов законов. Заинтересованная группа ожидает от депутата эффективного представительства своих интересов в парламенте. В свою очередь депутат, лоббирующий интересы определенной группы, рассчитывает на ее финансовую и организационную поддержку в период выборов.
Значение правительственного лоббизма определяется прежде всего тем, что в органах исполнительной власти разрабатываются различные законопроекты и решения, поступающие затем на утверждение в парламент. Кроме того, правительственный лоббизм – это широкие возможности в толковании законов институтом исполнительной власти. Лоббируя интересы той или иной корпорации, высокопоставленный чиновник питает надежду на то, что после ухода в отставку он сможет занять в ней один из ведущих постов.
К внешним лоббистам относятся многочисленные лоббистские организации: юридические фирмы, агентства по связям с общественностью, различные консультативные бюро, ассоциации бизнеса и т. п. В этих фирмах, как правило, работают специалисты и эксперты, имеющие опыт взаимоотношений с органами государственной власти, знающие все тонкости механизмов принятия решений и имеющие возможности влияния на принятие этих решений. Фирмы предоставляют полный спектр услуг для своих клиентов – от информационной поддержки до организации лоббистских кампаний. Внутренний лоббизм осуществляется политиками, лоббирующими групповые интересы внутри государственных органов власти (см. парламентский и правительственный лоббизм).
билет 24 Корпоративизм и неокорпоративизм.
В современной науке под корпорацией понимается институционализированная замкнутая группа, монопольно распоряжающаяся определенными ресурсами, выполняющая определенные хозяйственные, административные, военные или политические функции и одновременно монополизирующая представительство специфических коллективных интересов. Корпорация — это строго иерархизированная система, в которой реальная власть принадлежит небольшим элитным группировкам, а внутрикорпоративные отношения основываются на принципелояльности и личной преданности рядовых членов руководству.
Основанная на корпоративных принципах, система представительства интересов получила название «корпоративизм». Корпоративизм характеризуется американским политологом Ф. Шмиттером как «ограниченное число принудительных, иерархически ранжированных и функционально дифференцированных групп интересов», которые «монополизируют представительство соответствующих сфер общественной жизни перед государством в обмен на контроль последнего за отбором их лидеров и его участие в определении их состава и формировании их требований».
К специфическим чертам корпоративизма относятся: участие в политической жизни организаций, а не отдельных индивидов; рост влияния профессиональных представителей специфических интересов в ущерб гражданам; привилегированное положение некоторых ассоциаций и их более широкие возможности влияния на принятие решений; замена конкуренции интересов их монополией в определенных сферах.
А. Каусон определяет корпоративизм как «специфический социально-политический процесс, в ходе которого организации, представляющие агрегированные функциональные интересы, вступают во взаимодействие с органами государства в целях выработки и принятия политических решений и последующей их реализации».
Длительное время корпоративизм рассматривался как явление, враждебное демократии. Политические изменения, начавшиеся в некоторых странах 3ападной Европы в середине 1970-х гг., заставили политологов по-новому оценить данный феномен политической жизни. Была выдвинута концепция о формировании неокорпоративизма, вписывающегося в плюралистическую модель демократии. Современный корпоративизм часто уже определяется как «демократический корпоративизм», «социетальный корпоративизм» или «неокорпоративизм» для отличия от авторитарных форм корпоративизма, в которых группы интересов полностью контролировались государством.
Начиная с 1970-х гг. предмет корпоративизма (как антитеза плюрализму) находился в центре внимания ученых, изучающих группы интересов. Постепенно складывалось благоприятное мнение о корпоративизме. Отличительными чертами стран, в которых был распространен неокорпоративизм, были быстрые темпы экономического роста, низкий уровень безработицы, низкий уровень инфляции.
Корпоративизм, по Лейпхарту, имеет два взаимосвязанных значения.
Первое относится к такой системе групп интересов, в которой они организованы в национальные, специализированные, иерархические и монополистические высшие организации. Второе относится к включению групп интересов в процесс формирования политики. Ф. Шмиттер доказывает, что второй тип корпоративизма следовало бы обозначить как «согласование».Корпоративизм, отмечает американский политолог, подразумевает следующее:
группы интересов относительно велики по размеру и относительно малочисленны;
они координируются в национальных высших организациях;
согласование означает регулярные консультации лидеров высших организаций, в особенности представляющих рабочих и управляющих, с представителями правительства;
достижение всесторонних соглашений, которые обязательны для всех трех партнеров по переговорам, — так называемый трехсторонний пакт.
П. Каценштейн добавляет другую отличительную черту корпоративизма: «идеология социального партнерства» и отсутствие сознания «победитель получает все» — характеристики, которые связывают корпоративизм с другими характеристиками консенсусной демократии.
Некоторые исследователи полагают, что корпоративизм как специфическая система согласования интересов может функционировать как на общенациональном, так и на региональном уровне.
Политологи обращают внимание на то обстоятельство, что корпоративизм может существовать не только в демократических странах. В государствах Азии выявлено существование корпоративного типа отношений. Однако незападная модель корпоративизма отличается рядом специфических черт. К ним в первую очередь относятся клиентелизм и патримониализм. Это означает, что процесс принятия решений осуществляется на основе патронажных и клиентальных связей. Государство в такой модели становится заложником «олигархических сил» и «собственником крупнейших корпораций». Этот тип корпоративизма получил название «олигархический». Следствием существования такого корпоративизма может быть как экономическое развитие (Индонезия, Малайзия, Сингапур), так и стагнация экономики, когда элита использует «политическую ренту» (Филиппины).
билет 25 понятие политического режима. Типы политических режимов
Политический режим - это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, выражающих ее содержание и характер.Основными политическими режимами являются:
Демократия - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.
Характерные черты демократического режима:- Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.- Периодическая выборность основных органов государства.- Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных личностей. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Если в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.- Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
Подвиды демократии: Имитационная демократия( управляемая), представительная демократия, непосредственная( прямая) , либеральная демократия.
Тоталитаризм. под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.Тоталитарными являются режимы, при которых:- есть однопартийность (1 массовая партия с жесткой, полувоенной структурой, часто сросшаяся с государством и концентрирующая в себе реальную власть в обществе; она строится вокруг лидера, Власть идет вниз - от лидера, по пирамидальной схеме).- доминирует роль идеологии.- тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни.- при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
Авторитаризм. занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.Авторитарной политической системе присущи следующие черты:- Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти.- Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.- Опора (реальная или потенциальная) на силу.- Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.- Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.- Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной
Деспоти́зм, деспоти́я - вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Под этим словом также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства.Тирания —установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Диктату́ра —вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу — диктатору. В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим личной власти, не ограниченный нормами законодательства, не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Анархия —исключительно на началах самоуправления, в котором все вопросы решаются народными собраниями. Олига́рхия —власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу. Охлократия — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов. Меритокра́тия -руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального и экономического происхождения.
билет 26 тоталитаризм как политический феномен. истоки тоталитаризма
возник в XX в., Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 20-е гг. итальянским философом Джованни Джентиле
Первыми теоретическими исследованиями по проблемам тоталитаризма стали работы Ф.Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х.Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд двух американских политологов К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). В последнем сформулированы следующие основные признаки тоталитарного режима:
1. Официальная идеология 2. Монополия на власть одной политической партии 3. Система террористического полицейского контроля 4. Партийный контроль за средствами массовой информации. 5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами. 6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.
Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс. Острые социально-экономические кризисы резко усиливают бедствия и недовольство населения, ускоряют созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок – появление значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории все экономические и социальные процессы – важнейшая черта тоталитарного общества.Принято выделять две разновидности тоталитаризма – «левый» и «правый».«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах – в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Правый» тоталитаризм утвердился в фашистской Италии и Германии.«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей 1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую роль пролетариата в современной истории; 4) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; 5) возможность построения коммунизма в каждой стране. «Правый» тоталитаризм представлен фашизмом и национал-социализмом. Фашизм впервые был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой политической власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической основе, ликвидацию массовой преступности.
билет 27 Авторитарные режимы: признаки, типы, условия воспроизводства
Существенными чертами(ПРИЗНАКАМИ) авторитаризма являются:
♦ монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая никому не подотчетна;
♦ полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;
♦ сильно централизованная монистическая структура власти;
♦ сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;
♦ отсутствие политической конкуренции, наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;
♦ отсутствие возможности ненасильственной смены власти;
♦ активное использование силовых структур для удержания власти.
Главным отличием авторитаризма от тоталитаризма является дифференциация отношений между обществом и государством. В этом случае в обществе сохраняются автономные области: экономическая, культурная, частная и т. п. Монополия государства распространяется исключительно на политическую сферу, в которой либо полностью исключается, либо сохраняется в ограниченном виде конкуренция.
типы авторитарных режимов: военный, конкурентной олигархии, популистско-мобилизационный, авторитаризм «развития».
Военные режимы – разновидность авторитарных, в которых власть принадлежит либо военным, либо в действительности осуществляется верхушкой военных за «фасадом» гражданского правительства.
Конкурентная олигархия (современный олигархический режим) характеризуется достаточной открытостью и легитимностью при сохранении монополии на власть наиболее могущественных экономических кланов. Для него характерны такие политические институты, как парламент, выборы, партии. Однако за фасадом демократических институтов скрывается власть наиболее влиятельных национальных экономических групп, чьи интересы и учитывает в первую очередь политическая система. Примером современного олигархического режима может служить правление в Колумбии, где начиная с 1957 г. две партии – консервативная и либеральная – договаривались о распределении государственных постов и проведении на выборах определенной кандидатуры президента. Социальной основой современного олигархического режима являются социально и политически пассивные слои населения.
Популистский, или мобилизационный, режим основывается на правлении единой партии, провозглашающей своей целью модернизацию.
Такая партия, как правило, возглавляется харизматическим лидером. В отличие от тоталитаризма, популистский режим опирается не на идеологию, а на национализм. Он в большей степени опирается на этнические, чем на социальные группы. Для этого типа режима характерна мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера. Авторитаризм развития, главными чертами которого являются, в отличие от «традиционного», не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации. Степень авторитарности определяется потребностью в сохранении единства и целостности общества при росте конфликтов, обусловленных модернизацией. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем.
условия воспроизводства-----
билет 28 Демократический режим. Признаки демократии.
два основных подхода к определению понятия «демократия». Согласно первому из них, основывающемуся на античной традиции и окончательно сформулированному в теории Ж.-Ж. Руссо, демократия – это власть народа, осуществляемая в интересах «всеобщей воли». В соответствии с данным подходом демократия – это режим, при котором воплощается и реализуется общая воля народа. Нетрудно заметить, что приверженцы этой точки зрения приносят в жертву общим интересам частные потребности и предпочтения граждан и социальных групп.
Представители второй парадигмы исходят из признания неотъемлемых прав и свобод человека, автономии отдельной личности, ее права на свободу самовыражения и выражения собственных интересов. Таким образом, второе направление основывается на признании многообразия интересов и необходимости их выражения, согласования и реализации. Именно для выражения схожих интересов формируются партии и группы интересов. Согласование же и реализация интересов требует создания представительного органа власти на основе всеобщих выборов. С таких позиций демократия предстает как институциональное устройство, гарантирующее человеку соблюдение неотъемлемых прав и свобод и позволяющее индивидам реализовать свои интересы в политике.
главными признаками являются:
♦ гарантии прав и свобод человека;
♦ признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным;
♦ наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов;
♦ построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент;
♦ политический плюрализм;
♦ публичность власти.
билет 29 теории демократии
В истории политической мысли прослеживаются два основных подхода к определению понятия «демократия». Согласно первому из них, основывающемуся на античной традиции и окончательно сформулированному в теории Ж.-Ж. Руссо, демократия — это власть народа, осуществляемая в интересах «всеобщей воли». В соответствии с данным подходом демократия — это режим, при котором воплощается и реализуется общая воля народа. Нетрудно заметить, что приверженцы этой точки зрения приносят в жертву общим интересам частные потребности и предпочтения граждан и социальных групп.
Представители второй парадигмы исходят из признания неотъемлемых прав и свобод человека, автономии отдельной личности, ее права на свободу самовыражения и выражения собственных интересов. Таким образом, второе направление основывается на признании многообразия интересов и необходимости их выражения, согласования и реализации. Именно для выражения схожих интересов формируются партии и группы интересов. Согласование же и реализация интересов требует создания представительного органа власти на основе всеобщих выборов. С таких позиций демократия предстает как институциональное устройство, гарантирующее человеку соблюдение неотъемлемых прав и свобод и позволяющее индивидам реализовать свои интересы в политике.
Элитистская теория демократии
Теория элитистской демократии исходит из положения, согласно которому в любом обществе власть осуществляется правящей элитой. Демократия отличается от других политических режимов способами формирования политической элиты. Основным способом ее рекрутации становятся выборы. Демократия, отмечал один из основоположников этой теории Й. Шумпетер, «это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей».
Таким образом, главным признаком демократии становятся честные и справедливые выборы, в ходе которых народ формирует политическую элиту и передает ей властные полномочия.
Критики элитистской модели демократии обращают внимание на то, что конкуренция за голоса избирателей достаточно часто трансформируется в конкуренцию за финансовые ресурсы и источники финансирования выборов.
Теория плюралистической демократии
Сторонники этой теории утверждают, что демократический процесс — это «результирующая» борьбы наиболее влиятельных групп интересов. Степень демократичности режима определяется той мерой, в какой учитываются интересы всех заинтересованных групп.
Теория полиархии Р. Даля
Основной чертой демократии Р. Даль считает постоянную реакцию правительства на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав (возможностей) граждан:
1) формулировать свои потребности;
2) информировать о своих интересах других граждан или правительство при помощи индивидуальных или коллективных действий;
3) иметь предпочтения (потребности), которые определяли бы деятельность правительства и не подвергались бы дискриминации изза своего содержания или источника.
Поскольку демократия имеет более двух указанных измерений, а также потому, что в мире нет полностью демократизированных систем, Р. Даль заменяет понятие «демократия» на более точный, по его мнению, термин — «полиархия».
Полиархия описывается Р. Далем как политический режим, характеризующийся следующими семью институтами:
1) выборные власти, облеченные правом контроля над правительственными решениями;
2) свободные и справедливые выборы, в которых редко встречаются злоупотребления;
3) избирательное право, распространяющееся практически на все взрослое население;
4) право всех взрослых граждан претендовать на избрание;
5) свобода выражения мнения;
6) альтернативные источники информации и право граждан на поиск альтернативной информации;
7) организационная самодеятельность, т. е. право граждан формировать самостоятельные ассоциации и организации, включая партии и группы интересов.
Модели демократии А. Лейпхарта
Исходя из особенностей институциональной структуры, Лейпхарт различает модели демократии. Существует множество способов организации и работы демократии; в реальной жизни демократия связана с различными формальными политическими институтами, такими как законодательные, исполнительные, судебные органы власти, политические партии и группы интересов. Демократия может быть рассмотрена с точки зрения организации этих институтов. На этой основе выделяются мажоритарная и консенсусная модели демократии.
Мажоритарная модель концентрирует политическую власть в руках минимального большинства, тогда как консенсусная модель пытается разделять, рассеивать и ограничивать власть различными способами. Отличия мажоритарной модели демократии от консенсусной заключаются в большей конкурентности первой, тогда как консенсусная модель характеризуется включением, торгом и компромиссом. Последний признак консенсусной демократии позволяет ее назвать «договорной демократией».
Демократии различаются не только институционально, но и по структуре и составу общества, по характеру правящей элиты. Для сравнения современных демократий Лейпхарт предлагает использовать две переменные — структуру общества и поведение элит. Инвариантами структуры общества может быть как гомогенный, так и гетерогенный состав.
В гомогенных обществах население этнически, религиозно и лингвистически едино. Гетерогенные же характеризуются религиозными, этническими и языковыми расколами и конфликтами. Поведение же элит может характеризоваться как сотрудничеством, так и соперничеством.
Демократию, в которой структура общества гомогенна, а поведение элит отличается сотрудничеством, Лейпхарт называет деполитизированной. мЕсли же структура общества гомогенна, а поведение элит характеризуется соперничеством, то такая демократия обозначается американским политологом как центростремительная. Серьезные проблемы с выживанием демократии возникают там, где общество гетерогенно. В том случае, если поведение элит отличается сотрудничеством, возникает так называемая сообщественная демократия. Однако если общество гетерогенно, а поведение элит отличается соперничеством и острыми конфликтами, возникает центробежная демократия.
Деполитизированный тип демократии описывается Лейпхартом как «либерализм заинтересованных групп», который характеризуется участием всех заинтересованных групп в принятии решений (примером такой демократии может служить Норвегия).
Центростремительная демократия (англо-американская политическая система, Финляндия, Исландия) основывается на принципе «правительство против оппозиции». Но острой конкурентной борьбы между оппозицией и правительством нет. Элиты прилагают максимум усилий для достижения консенсуса.
билет 30 гибридные режимы
Некоторые политологи, характеризуя современные недемократические режимы, предпочитают говорить о гибридных режимах, сочетающих в себе элементы как демократии, так и авторитаризма. Тем самым подчеркивается, что в современном мире осталось достаточно мало режимов, опирающихся исключительно на силу и авторитарные методы правления. Большинство недемократических режимов стремятся легитимизировать себя в глазах населения с помощью введения отдельных демократических процедур. При этом сами процедуры остаются под контролем правящих элит. К разновидностям гибридных режимов относятся диктократия и демократура.
Диктократия возникает в случаях проведения либерализации без демократизации. Это означает, что правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу. Такой режим отдает предпочтение политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов, в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, напри-мер, в Кении и Кот-д'Ивуаре, а также других африканских государствах.
Демократура же предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элите. Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середины 1980-х гг. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав.
Гибридным можно назвавать и режим делегативной демократии, описанный Г. О'Доннеллом. Делегативная демократия как политический режим полностью соответствует критериям полиархии, сформулированным Р. Далем. Однако в отличие от представительной демократии при указанном режиме электорату отводится роль делегирования исполнительной власти прав и полномочий, ограниченных лишь конституционным сроком ее полномочий и существующими отношениями власти. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, получает власть для управления страной так, как он это считает нужным. Всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных интересов в том виде, как он их понимает.
билет 31 Политическая идеология: понятие, структура, функции
Политическая идеология — система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение социальных групп, движений и партий к политической действительности, показывающих желательный для них социальный идеал, а также путь, ведущий к нему.
Политическая идеология обычно бывает представлена в форме концепций, доктрин, учений, ориентированных на практическую реализацию, служащих основой политических действий.
Ядром всякой идеологии является определенный социальный идеал. Социальный идеал — это логический (словесный) образ предполагаемого, желаемого, ожидаемого общественного устройства. Поскольку различные социальные силы имеют различные, а порой и несовместимые интересы, то у них возникают и различные представления о социальном идеале. Так, эти представления у приверженцев коммунистической идеи будет существенно отличаться от социального идеала либералов или консерваторов.
Приверженцы того или иного социального идеала, выдвигая его, ставят перед собой по меньшей мере три задачи: обозначить ту цель, к которой они стремятся, и тем самым ориентировать свои практические действия; дать мотивировку для действий своих сторонников; определить пути и средства достижения желаемой цели.
Будучи эффективным средством политической борьбы, идеология выполняет следующие функции:
интегративную, направленную на сплочение членов той или иной партии или политического движения на основе осознания ими общности своих групповых, классовых, национальных и иных интересов;
разграничительную, направленную на разграничение партий и движений, придерживающихся различных идеологических принципов;
программно-целевую, выражающуюся в формулировании целей различных политических сил, а также в определении средств и путей их достижения;
практически-ориентирующую, заключающуюся в том, что идеологии всегда ориентированы на действие, на достижение цели, на соединение с политической практикой;
политической социализации, цель которой — распространение в обществе определенных политических идеалов, ценностей и норм, «привязывающих» людей к политическим силам, интересы которых стоят за этими ценностями, нормами и идеалами.
Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан, необходимо различать следующие уровни ее функционирования:
теоретико-концептуальный, на котором создаются политические доктрины, формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;
программно-политический (пропагандистско-просветительский), на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политических сил, формируя таким образом идейное обоснование и стимулирование политической активности граждан;
актуализированный (житейский), который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от поверхностного восприятия, не затрагивающего гражданские и политические убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.
билет 32 Либерализм как политическая идеология
Название этой идеологии происходит от латинского слова liberalis — свободный.
Если же говорить о научном понимании либерализма, то следует отметить следующее.
Либерализм — это:
образ мышления, умонастроения и деятельности, для которых характерна независимость по отношению к традициям, привычкам и догмам, стремление и способность к активному самоопределению в мире;
совокупность идейно*политических взглядов, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или ограничение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.
В центре внимания либерализма — идея человеческой свободы. При этом «свобода» понималась как освобождение человека от различных форм зависимости — от социального контроля государства, духовного контроля со стороны церкви, от личной зависимости.
«Свобода» человека, в понимании ее либералами, предполагает незыблемость таких принципов, как приоритет личности перед обществом, а общества перед государством; достоинство личности, индивидуализм и терпимость по отношению к другим. Реализация этих принципов предполагала уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, политическую и духовную деятельность человека. Именно поэтому классический либерализм выступал против сословных привилегий и наследственной власти, против отношений личной зависимости и религиозного контроля.
В духовной сфере либерализм отстаивал право людей на свободу слова, печати, вероисповедания и взглядов, не скованную регламентацией со стороны государства или церкви.
В итоге государству отводилась роль «ночного сторожа» — защитника прав и свобод граждан, регулятора отношений граждан на основе права.
Доктрина неолиберализма в противовес концепции «государства — ночного сторожа» (или «минимального государства») выдвинула концепцию «государства всеобщего благосостояния». Основные принципы этой концепции относительно просты:
каждому члену общества полагается прожиточный минимум;
государство должно проводить политику экономической стабильности, стараясь предотвратить циклы потрясений и кризисов, если частные предприятия не в силах от них уберечься;
цель государства — полная занятость.
В результате было признано, что государство может частично регулировать экономические и социальные процессы.
В сфере политики концепции «государства всеобщего благосостояния» соответствовала идея плюрализма, рассматривавшая политическую систему как механизм уравновешивания сталкивающихся интересов различных социальных групп. Равновесие интересов предотвращает разрушение политической системы и доминирование в ней крайних политических сил.
Новая либеральная политика на определенном этапе оказалась эффективной в двух отношениях:
1) во*первых, она позволила снять социальное напряжение и сохранила в большинстве государств политическую стабильность;
2) во*вторых, она оказалась экономически выгодной, так как обеспечение минимального уровня потребления расширяло внутренний потребительский рынок и способствовало экономическому оживлению.
Однако к середине 70*х гг. ХХ в. либеральная концепция «государства всеобщего благосостояния» начинает подвергаться резкой критике. Практика перераспределения привела:
к усилению перераспределительных настроений в обществе и подрыву стимулов к эффективному труду;
к бюрократизации государственных структур, вынужденных заниматься не свойственными им функциями;
к росту коррупции в государственном аппарате.
В итоге данная модель превратилась в тормоз общественного развития, а партии неолиберального толка сдали главенствующие позиции и перешли в разряд оппозиции. Многие теоретики всерьез заговорили о кризисе либерализма.
Сегодня, несмотря на многообразие его проявлений, можно выделить два главных типа либерализма:
1) традиционный либерализм, тесно соприкасающийся с неоконсерватизмом и придерживающийся классических принципов свободного рынка и «минимального государства»;
2) модернизированный, «социальный» либерализм, воспринявший идеи частичного государственного регулирования, социально ориентированной рыночной экономики (т. е. ряда положений социалдемократии).
Несмотря на некоторые трудности, с которыми столкнулось либеральное движение во второй половине ХХ в., идеология либерализма имеет немало сторонников. Либеральные партии действуют в таких странах, как Австралия, Бельгия, Великобритания, Дания, Канада, Швейцария, Япония и др. В России СПС — партия традиционного либерального типа; «Яблоко» выражает идеи социального либерализма.
билет 33 Основные ценности консерватизма
Изначально консерватизм возник как идеология феодально-аристократических кругов, как идейно-политическая реакция на итоги французской революции.
Комплекс идей классического консерватизма можно свести к следующим положениям:
верность традициям и неприятие радикальных перемен;
убежденность в необходимости классового и сословного деления общества («строгие границы необходимы для социальной стабильности»);
убежденность в ограниченных возможностях человеческого разума (в противоположность точке зрения либералов и просветителей): человеческий разум далеко не всемогущ, миром правит Провидение; ошибается тот, кто полагает, будто социальный порядок может быть установлен по заранее подготовленному плану и можно сознательно управлять общественными процессами (произвольно, вопреки обычаям и традициям, заниматься социальным конструированием);
рассмотрение человека как греховного существа (человеческая природа наполнена злыми побуждениями, ибо над человеком довлеет первородный грех, поэтому в обществе должен быть установлен строгий моральный, правовой и религиозный порядок — при этом отдается предпочтение моральным регуляторам перед правовыми);
признается приоритет интересов государства и нации перед интересами личности, индивида.
В вопросе о собственности позиции либерализма и консерватизма сближаются. Как и либералы, консерваторы утверждают, что из прав человека главным является право собственности.
Активизация консерватизма как идейно-политического течения наблюдается со второй половины 70-х гг. ХХ в. Он начинает определять экономическую и социальную политику правых кругов в США, Великобритании, ФРГ и ряде других стран. Причиной подъема становится неудача в реализации концепции «государства всеобщего благосостояния» и смешанной экономики. Государство начинает постепенно сворачивать широкие социальные программы.
В экономической области неоконсерваторы обратились к классическойлиберальной теории рыночного хозяйства. В политической сфере неоконсерваторы выдвинули два, на первый взгляд, несовместимых лозунга: «антиэтатизм» (разгосударствление) и «сильное государство».
В действительности здесь нет противоречия. Первый лозунг направлен на критику предшествующего понимания функций и роли государства, которое, по мнению неоконсерваторов, оказалось настолько «перегруженным», что перестало справляться со своими главными — политическими — функциями: соблюдением законности и порядка внутри страны; отстаиванием национальных интересов на мировой арене. Таким образом, «антиэтатизм» — это лозунг перераспределения функций государства.
«Сильное государство» рассматривается прежде всего как охранитель ный институт, обеспечивающий стабильность в стране. Не покушаясь на демократию, оно должно, по мнению консерваторов, «навести порядок» в обществе, оградить от посягательств на жизнь и имущество людей, способствовать укреплению роли семьи, поднятию общественной морали.
«Законность и порядок» стали в конце 1970-х — начале 1980-х гг. основными постулатами консервативной идеологии. Таким образом, политическим идеалом консерваторов стало сильное государство. Неоконсерватизм предполагает политическую демократию, но консерваторы являются сторонниками так называемой «умеренной демократии», считая, что «избыток демократии равнозначен дефициту управляемости».
билет 34 Социал - демократизм.
Социал-демократия — идейно-политическое течение, возникшее в середине XIX в., когда этим термином стали обозначать движения и партии, ориентировавшиеся одновременно на социализм и демократию.
Современная социал-демократия трактует «демократический социализм», как:
длительный процесс общественных преобразований;
общество будущего;
принцип своей деятельности в современных условиях.
Социал-демократы постоянно подчеркивают, что такое общество не может быть создано в отдельно взятой стране, а возникнет лишь как новая ступень в развитии человеческой цивилизации. Под «демократическим социализмом» обычно подразумевается процесс реформистских общественных преобразований, в результате которых современное капиталистическое общество приобретет новое качество.
Основные этапы становления этого общества:
осуществление политической демократии (ПД). Трактовка ПД у социал-демократов в принципе не отличается от содержания, вкладываемого в нее другими идейно-политическими течениями. ПД предполагает прежде всего правовое государство, многопартийность, свободу деятельности для оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяемость в ходе выборов. Составной частью ПД рассматриваются права человека, свобода печати, свобода профессиональных движений и организаций;
осуществление экономической демократии (ЭД). Это следующий этап, который предполагает внедрение демократических принципов в хозяйственную систему западного общества: на уровне предприятия это означает участие трудящихся в управлении предприятием (частным или государственным) через «производственные советы»; в масштабе экономики в целом — наличие органов «социального партнерства» — соглашения между предпринимателями, профсоюзами и государством. Эту идею активно поддерживают СД-партии стран Скандинавии, Германии, Австрии;
создание «государства всеобщего благосостояния» (социального государства);
собственно установление «социальной демократии». Это последний этап становления «демократического социализма». Под «социальной демократией» подразумевается в первую очередь освобождение людей от любых форм угнетения, создание условий для всестороннего развития личности, полная эмансипация женщины, создание гарантий необратимости основных прав и свобод личности.
В последние полтора десятилетия в социал-демократии стали наблюдаться новые тенденции. Начался пересмотр позитивной роли государства в регулировании экономических отношений, стали делаться акценты на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и другие связанные с ними ценности и установки, причем этот акцент делается на фоне более решительного поддержания партиями демократического социализма институтов, ценностей и норм либеральной демократии. Все более растущую популярность получает положение, что государство благосостояния уже выполнило свои задачи и его необходимо заменить обществом благосостояния, т. е. признается необходимость децентрализации функций и прерогатив государства по реализации социальных функций и их передачи местным властям и общественным институтам.
№35. Понятие и роль политической культуры
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти[1]. Согласно С.Н.Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в т.ч. конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания. К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой.
- 1 Билет Место и роль политологии, возн. И развитие.
- 2 Билет Объект предмет и функции политологии
- 5 Билет Методы политической науки
- 6 Билет понятие и ф-ции политики
- 8 Билет Власть как политич. Явление, теории власти
- 12 Билет Политические институты и понятие политической инст-ии:
- 13 Билет Понятие и функции государства
- 14 Билет Административно-территориальные формы организации гос. Власти
- 15 Билет Признаки, достоинства и недостатки презедентской и парламентской республики
- 16 Билет Основные принципы правового гос-ва:
- 17 Билет: Принципы и модели социального гос-ва:
- 18 Билет Понятие, структура и функции гражд.Общества:
- 36 Политическая социализация : структура, этапы, модели
- 38 Правящая элита.Теории элит.
- 2. Характерные черты
- 39 Правящая элита, типы элит
- 40 Политическое лидерство. Теории лидерства.
- 41 Специфика и функции политического лидерства
- 42 Политическое участие и абсентеизм
- 43 Политический протест
- 44 Понятие, функции и модели политической коммуникации
- 45 Политическое развитие: понятие и критерии
- 46 Сущность политической модернизации. Либеральная и консервативная теории политической модернизации.
- 47 Модели перехода к демократии.
- 48 Понятие и специфика политического конфликта.
- 49 Типология и функции политического конфликта.
- 50 Управление политическим конфликтом.
- 51 Основные подходы и школы теории международных отношений.
- 52 Национальные интересы и национальная безопасность.
- 53 Место и роль международных организаций в системе международных отношений.
- 54 Глобализация как важнейший фактор современного мирового развития.