logo
otvety_politologia

8 Билет Власть как политич. Явление, теории власти

Власть - особый вид общественных отношений, присущих всем этапам человеческого развития. имеет два аспекта: 1. Канфликтный - содержит механизм обоствения/сглаживания соци-альных норм. Особые механизмы сглаживания конфликтов. 2. Целевой - включает организацию групп, новых действий для достижения цели. Функции власти. 1. Господство - подчинение одних групп другим. 2. Руководство - определение и законодательственное закрепление стратегии развития правящих сил. 3. Управление - принятие решений. 4. Контроль - обеспечение соблюдения всех дедуктивных заданий.

Теории:

1.Натуралистическая школа (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо,  Дж. Локк). Сущность власти обусловливается преимущественно особенностями человеческой природы, т.е. присущим человеку от природы, естественным стремлением к доминированию, превосходству и связанными с ними привилегиями.

2. Поведенческий (бихевиористский) подход (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин и др.) Стремление к власти как свойство человеческой психики и сознания, становится определяющей формой политической активности человека, исходным пунктом и конечной целью его политического существования.

3. Ролевая теория власти.Акцентируется внимание на правомерности разделения общества на управляющих и управляемых, властвующих и подчиненных.Главная идея состоит в том, что властные отношения рассматриваются как специфический вид человеческой деятельности, предполагающий выполнение определенных ролей в обществетеми или иными социальными группами,особыми сословиями,кастами,профессиями, классамиили отдельными индивидами.

4. Реляционисткий подход. Главное достоинство такого подхода - стремление акцентировать значение конкретных принципов, методов, способов властного принуждения или влияния.

1)      “Объективирует” субъект власти;

2)      объясняет его через отношения с другими участниками политико-властных отношений;

3)      дает возможность понять власть как межличностное субъектно-объектное отношение, которое позволяет одним индивидам (субъектам власти) оказывать свое определяющее воздействие, направлять или изменять поведение других (объект влияния).

-Концепция "подчинения и сопротивления" ( Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен).

-  Концепция "обмена ресурсами" (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс). Рассматривает возможность влияния как реализацию потребностей потенциального объекта власти в необходимых ему ресурсах, которыми располагает потенциальный субъект власти.

Концепция "раздела зон влияния" (Д. Ронг и др.).Рассматривает реальные отношения власти как неравные (асимметричные), но, тем не менее, взаимно уравновешивающие и дополняющие друг друга путем фактического распределения зон влияния, когда один контролирует поведение другого, преимущественно, в одних сферах, а другой может делать это в каких-либо других сферах.

-Концепция "применения ресурсов" или способов воздействия (М. Роджерса и Э. Этциони).В процессе политической деятельности субъекты власти используют "инструментальные" ресурсы(утилитарные, принудительные, нормативные), то есть необходимые в условиях политического производства средства умножения силы и влияния.

билет 9 Легальность и Легитимность власти

легитимность власти – это

а) признание власти населением; б) принятие власти как правомерной и справедливой; в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Легальность власти означает, что а) власть имеет законное происхождение; б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); в) власть сама подчиняется закону.

порог легитимности власти определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

билет 10 Политическая система: понятие , сущность, функции

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

билет 11 Условия и факторы политической стабильности.

Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.

Важнейшими условиями политической стабильности считаются легальность и эффективность власти. С. Липсет предложил различать политические системы на основе двух критериев: легитимности и эффективности власти.

Стабильными С. Липсет называет политические системы, являющиеся одновременно эффективными и легитимными (1); системы, в которых отсутствует хотя бы один из указанных критериев, — эффективные, но нелегитимные (2) или легитимные, но неэффективные (3) — он относит к относительно стабильным системам; системы неэффективные и нелегитимные характеризуются им как нестабильные (4).

Факторами, обусловливающими политическую стабильность, выступают:

наличие значительной доли в социальной стратификации среднего класса;

институционализация классовых, религиозных и др. конфликтов;

консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей и «правил игры»;

отсутствие в политической системе антисистемных партий;

политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на отстаивание и защиту своих интересов;

законность и правопорядок;

свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не участвовавших в политике;

политическая конкуренция.

Г. Алмонд решает вопрос о стабильности политической системы, исходя из таких факторов, как эффективность:

политической социализации;

рекрутации элиты;

осуществления экстраординарной, дистрибутивной и процедурной политики.

А. Лейпхарт, характеризуя стабильность/нестабильность демократии, указывает на два фактора, способные дестабилизировать демократическую политическую систему: раскол политических элит и наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в обществе.