8 Билет Власть как политич. Явление, теории власти
Власть - особый вид общественных отношений, присущих всем этапам человеческого развития. имеет два аспекта: 1. Канфликтный - содержит механизм обоствения/сглаживания соци-альных норм. Особые механизмы сглаживания конфликтов. 2. Целевой - включает организацию групп, новых действий для достижения цели. Функции власти. 1. Господство - подчинение одних групп другим. 2. Руководство - определение и законодательственное закрепление стратегии развития правящих сил. 3. Управление - принятие решений. 4. Контроль - обеспечение соблюдения всех дедуктивных заданий.
Теории:
1.Натуралистическая школа (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк). Сущность власти обусловливается преимущественно особенностями человеческой природы, т.е. присущим человеку от природы, естественным стремлением к доминированию, превосходству и связанными с ними привилегиями.
2. Поведенческий (бихевиористский) подход (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин и др.) Стремление к власти как свойство человеческой психики и сознания, становится определяющей формой политической активности человека, исходным пунктом и конечной целью его политического существования.
3. Ролевая теория власти.Акцентируется внимание на правомерности разделения общества на управляющих и управляемых, властвующих и подчиненных.Главная идея состоит в том, что властные отношения рассматриваются как специфический вид человеческой деятельности, предполагающий выполнение определенных ролей в обществетеми или иными социальными группами,особыми сословиями,кастами,профессиями, классамиили отдельными индивидами.
4. Реляционисткий подход. Главное достоинство такого подхода - стремление акцентировать значение конкретных принципов, методов, способов властного принуждения или влияния.
1) “Объективирует” субъект власти;
2) объясняет его через отношения с другими участниками политико-властных отношений;
3) дает возможность понять власть как межличностное субъектно-объектное отношение, которое позволяет одним индивидам (субъектам власти) оказывать свое определяющее воздействие, направлять или изменять поведение других (объект влияния).
-Концепция "подчинения и сопротивления" ( Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен).
- Концепция "обмена ресурсами" (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс). Рассматривает возможность влияния как реализацию потребностей потенциального объекта власти в необходимых ему ресурсах, которыми располагает потенциальный субъект власти.
- Концепция "раздела зон влияния" (Д. Ронг и др.).Рассматривает реальные отношения власти как неравные (асимметричные), но, тем не менее, взаимно уравновешивающие и дополняющие друг друга путем фактического распределения зон влияния, когда один контролирует поведение другого, преимущественно, в одних сферах, а другой может делать это в каких-либо других сферах.
-Концепция "применения ресурсов" или способов воздействия (М. Роджерса и Э. Этциони).В процессе политической деятельности субъекты власти используют "инструментальные" ресурсы(утилитарные, принудительные, нормативные), то есть необходимые в условиях политического производства средства умножения силы и влияния.
билет 9 Легальность и Легитимность власти
легитимность власти – это
а) признание власти населением; б) принятие власти как правомерной и справедливой; в) наличие у власти авторитета в глазах населения.
Легальность власти означает, что а) власть имеет законное происхождение; б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); в) власть сама подчиняется закону.
порог легитимности власти определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.
билет 10 Политическая система: понятие , сущность, функции
Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:
Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести ксовокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.
В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.
В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.
Функции: Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).
Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
билет 11 Условия и факторы политической стабильности.
Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.
Важнейшими условиями политической стабильности считаются легальность и эффективность власти. С. Липсет предложил различать политические системы на основе двух критериев: легитимности и эффективности власти.
Стабильными С. Липсет называет политические системы, являющиеся одновременно эффективными и легитимными (1); системы, в которых отсутствует хотя бы один из указанных критериев, — эффективные, но нелегитимные (2) или легитимные, но неэффективные (3) — он относит к относительно стабильным системам; системы неэффективные и нелегитимные характеризуются им как нестабильные (4).
Факторами, обусловливающими политическую стабильность, выступают:
наличие значительной доли в социальной стратификации среднего класса;
институционализация классовых, религиозных и др. конфликтов;
консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей и «правил игры»;
отсутствие в политической системе антисистемных партий;
политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на отстаивание и защиту своих интересов;
законность и правопорядок;
свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не участвовавших в политике;
политическая конкуренция.
Г. Алмонд решает вопрос о стабильности политической системы, исходя из таких факторов, как эффективность:
политической социализации;
рекрутации элиты;
осуществления экстраординарной, дистрибутивной и процедурной политики.
А. Лейпхарт, характеризуя стабильность/нестабильность демократии, указывает на два фактора, способные дестабилизировать демократическую политическую систему: раскол политических элит и наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в обществе.
- 1 Билет Место и роль политологии, возн. И развитие.
- 2 Билет Объект предмет и функции политологии
- 5 Билет Методы политической науки
- 6 Билет понятие и ф-ции политики
- 8 Билет Власть как политич. Явление, теории власти
- 12 Билет Политические институты и понятие политической инст-ии:
- 13 Билет Понятие и функции государства
- 14 Билет Административно-территориальные формы организации гос. Власти
- 15 Билет Признаки, достоинства и недостатки презедентской и парламентской республики
- 16 Билет Основные принципы правового гос-ва:
- 17 Билет: Принципы и модели социального гос-ва:
- 18 Билет Понятие, структура и функции гражд.Общества:
- 36 Политическая социализация : структура, этапы, модели
- 38 Правящая элита.Теории элит.
- 2. Характерные черты
- 39 Правящая элита, типы элит
- 40 Политическое лидерство. Теории лидерства.
- 41 Специфика и функции политического лидерства
- 42 Политическое участие и абсентеизм
- 43 Политический протест
- 44 Понятие, функции и модели политической коммуникации
- 45 Политическое развитие: понятие и критерии
- 46 Сущность политической модернизации. Либеральная и консервативная теории политической модернизации.
- 47 Модели перехода к демократии.
- 48 Понятие и специфика политического конфликта.
- 49 Типология и функции политического конфликта.
- 50 Управление политическим конфликтом.
- 51 Основные подходы и школы теории международных отношений.
- 52 Национальные интересы и национальная безопасность.
- 53 Место и роль международных организаций в системе международных отношений.
- 54 Глобализация как важнейший фактор современного мирового развития.