logo
otvety_politologia

36 Политическая социализация : структура, этапы, модели

Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.  Первый этап политической социализации происходит в детские и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников.Второй этап – в процессе интенсивного обучения человека в различных учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных социальных институтов. В это время формируется информационная сторона мировоззрения индивида, закладываются основы политической культуры. Важность данного этапа обусловлена тем, что успешность его происхождения в значительной степени предопределяет будущее страны – активность и осознанность политических действий.Третий этап – это социализация индивида как личности в ходе активной деятельности, его включения в работу политических институтов (государственных структур, партий, общественных организаций, выборов и т.д.), в подготовку и проведение всевозможных политических акций. Этим этапом завершается превращение индивида в гражданина, человека, осознающего себя членом государства.Модели: 1 - системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурамисоциализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.  2модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме “своей”. Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации. В 3 модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическимгруппам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов. 4модель - конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы. 

билет 37 Место и роль групп интересов в политике

Группы интересов — это объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

Основными функциями групп интересов являются артикуляция и агрегирование интересов, политическая коммуникация, рекрутация.

Существуют различные типологизации групп интересов. Американские политологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют институциональные и неинституциональные (неупорядоченные) группы интересов. Институциональные группы интересов хорошо организованы, долговременны, преследуют рационально сформулированные интересы и действуют на основе определенных правил. Эффективность деятельности таких групп может быть достаточно высокой. Группы же, относящиеся ко второму типу, возникают, как правило, спонтанно, плохо организованы и недолговременны. Их деятельность может принимать насильственные формы (митинги, демонстрации, массовые акции протеста и неповиновения). Степень влиятельности заинтересованных групп подобного рода невысока.

На основе характера внутригрупповых связей группы интересов подразделяют на ассоциативные и неассоциативные. Первые характеризуются как добровольные объединения, преследующие специфические интересы (предпринимательские организации, профсоюзы, творческие союзы и т. п.). Неассоциативные группы интересов, наоборот, имеют недобровольный характер (трудовые коллективы, этнические общности, кланы), а их деятельность менее постоянна, нежели деятельность ассоциативных.

Французский политолог Ж. Блондель разделяет группы интересов на четыре типа:

1) группы по обычаю возникают на основе общинных, кастовых, клановых общностей. Во многих развивающихся странах состав этих групп определяется некоторыми наследственными факторами (полом, расовой принадлежностью, наследуемым социальным положением);

2) институциональные группы основываются на формальных организациях внутри государствен ного аппарата. К ним можно отнести лоббистские группировки в парламенте и правительстве;

3) группы защиты стремятся отстаивать интересы своих сторонников. Эти объединения представляют прежде всего экономические и социальные интересы (ассоциации производителей, банковские союзы, финансово-промышленные группы, общества защиты прав потребителей, профсоюзы);

4) группы поддержки ориентированы на строго ограниченные цели (экологические и антивоенные движения, ассоциации «за» или «против» чего-нибудь).