logo
шпорки

Власть, ее определения и концепции власти

Власть.(В.) 1-возм-ть, спос-ть и умение осуществлять свою волю, воздействовать на деят-ть и повед-е др.людей, даже вопреки их сопротивлению. 2-соц. явл.; проявляется в различ сферах общ. жизни и в разных формах: моральный авторитет; эконом. или информативн.господство; правовое принуждение.

Может различаться по V (семейная, международная), по объекту (личная, партийная, общественная), по хар-ру применения (демокр., бюрократич., деспотич.). Появилась с возникновением чел. общ-ва и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Необходима д/ регул-я других взаимоотн. м/у людьми в общ-ве.

Власть vs влияние: влияние – более шир. понятие(способность S вызывать изменение во мнениях/убеждениях, поведении объекта в процессе взаимод. с ним.), включает убеждения, умеренное давление и применение силы. Цель власти: посредством прямого/косвенного возд-я работать на объединение/разъединение людей. М.б. целью – противодействовать кризису, нейтрализации конфликтов. Гоббс определял В.через могущество: «Вл. = не что иное, как избыток могущества одного чела над другим».Вебер: В.- способность, возможность и умение осуществить ч-л волю, оказать определяющее возд-е на деят-ть, поведение людей. + власть – отношение, предполагающее согласие обеих сторон (управителя и управляемого) в нем участвовать. Формула власти Вебера: власть состоит в способности А добиться от Б соответствующих воле А поведения/бездействия, с кот. Б в противном случае не согласился бы. Вятр (польск. Соц. и политолог, «Социология полит. Отнош»): общее определение В.должно включать: 1- не менее 2х партнеров отнош-й власти (м.б. как отд. индивиды, так и группы лиц), 2- приказ осуществляющего В.=выражение им воли c угрозой применения санкций if - неповиновение, 3- подчинение того, над кем осущ. Власть,4 - общественные нормы-отдающий приказы имеет на это право, а подчиненный обязан подчиняться Источники власти:. Вебер: насилие, авторитет, право Основные концепции: 1- теологич.: В.- божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» чела 2- биологическая (Ницше): В.– это механизм обуздания биологич. агрессии, заложенной в челе 3- бихевиоризм: В основе поступков чела лежит стремление к В., это доминирующий мотив полит. активности 4- психоаналитическая (Фрейд): В.- способ господства бессознательного над чел. Сознанием 5- структурно-функциональная (Парсонс): В.– это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых) 6- социальная конфликтология (Маркс): В.– это господство и подчинение, возможность или способность полит.S осуществлять свою волю 7- дуалистическая (Дюверже): Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции 8- Объективно-социологическая концепция (Вебер): В.рассматривается в контексте соц. отношений. При этом учитываются индивид. мотивы и интересы различных больших и малых соц. групп. Но основе потребностей формируются интересы-> На ихоснове интересов форм-ся ориентации людей -> этим определяются его поступки Г.Моска утверждает, что вся история чел. общ-ва есть история классов, кто управляет и кем управляют. В.Парето: в чел.общ-ве формируются элиты и процесс развития общ-ва, управления им осуществляются ими. Контр-элита несет новых людей с новыми идеями, новыми возможностями управления обществом. Подходы к определению природы власти: - поведенческий: Природа В.объясняется биологич. и психич. особ-тями чела - соц-ий: Природа В.объясняется через опр. систему соц. взаимод-я.

Все подходы к определению сущности В. не исключают др.друга, а подчерк-ют многозначность этого пол. феномена. В совр. политологии определяют 3 важнейших аспекта В.: - директивный (В.понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа); - функциональный (В.понимается как спос-ть и умение реализовать функцию обществ. упавл.); - коммуникативный (В.реализуется через общение, это вид соц. взаимод-я).