33. Алмонд «Гражданская культура».
Алмонд -крупный ам. политолог и социолог. Ввел новую категорию “пол. культура” в совместной работе с С. Вербой (“Гражданская культура” – 1963 г.) — сопоставлял пол. культуры народов пяти стран: США, Мексики, Италии, Великобритании и Германии. Пол. система общества - целостная, упорядоченная сов-ть пол. институтов, пол. ролей, отношений, процессов; одна из подсистем общ. системы; взаимод-ет с др. ее подсистемами: соц.,эк.,, идеолог., этической, правовой, культ.й,. Центральное положение ПС определяется ведущей организационной и контрольной ролью самой политики. Пол. культура нации - распределение образцов ориентаций относительно политических объектов среди граждан. 3 модели ориентаций: 1- “когнитивные” - знания относительно ПС. 2 - “аффективные ” - чувства, относительно ПС 3- “оценочные ” - суждения и мнения о пол. объектах . Различает 3 больших класса объектов, включённых в ПС: 1-специфич. роли и структуры – законодат. органы, исполнители, бюрократия, 2-ролевые обязанности – монархи, законодатели, администраторы, 3-конкретная общ. политика, решения “входной” процесс поток требований об-ва к политике и обращение этих требований в политику. В него вовлечены пол. партии, группы интересов (добровольные объединения людей для выражения и отстаивания своих интересов в отношениях с пол. институтами). Процесс “на выходе”-процесс, посредством к,политика осуществляется. В него включены такие структуры, как бюрократии и суды. Существует 3 уровня власти и пол. отношений: 1- (мегауровень) – включает центр. аппарат гос.упр., разделён в правовом государстве на 3 ветви 2-– мезоуровень – отличается от высшего объёмом компетенции 3 - нижний – микроуровень – формируется на базе массового участия граждан в пол. жизни. Все уровни находятся в постоянном взаимодействии. Классификацию функций ПС. функции входа: 1 артикуляция (выражение) интересов – преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования 2-агрегирование интересов (объединение) – преобразование требований в поддержку ПС, превращение их в некую позицию 3–пол. социализация (приобщение членов общества к пол. деят-ти) и рекрутирование (форма отбора людей для заполнения различных структур системы) 4- пол. коммуникация – информирование населения о проводимой политике, осуществляемое в форме взаимод-я Функции выхода состоят из: 1-разработка законов, регулирующих поведение 2-их применение 3-контроль за их соблюдением. Патриархальная культура. Пол. культуры племен и местных общин. В этих обществах нет политических ролей. Люди в племенах смутно осознают существование центрального пол. режима. Но они обладают чувствами относительно него. Подданническая культура - Подданный такой системы осознает существование власти и чувственно ориентирован на нее, возможно гордясь ею, возможно не любя ее и оценивая ее как законную или нет. Культура участия — культура, в которой члены об-ва ориентированы на систему вообще. Они склоняются к тому, чтобы ориентироваться на “активную” собственную роль в политике.
Гражданская культура —культура лояльного участия, смешанная ПК. Индивиды ориентированы на участие в политике. Пол. ориентации участия сочетаются с патриархальными и подданническими политическими ориентациями. Редкость политического участия позволяет элитам действовать. Чтобы элиты были сильными и принимали властные решения, следует ограничивать участие обычного гражданина. Он должен позволить элитам управлять. Но с другой стороны, чтобы элиты могли быть ответственными перед обычным гражданином, он должен быть вовлечен в политику. От гражданина в демократии требуются противоречащие одна другой вещи: он должен быть включенным в процесс, однако не слишком сильно.
Роберт Даль «О демократии»
Нельзя говорить о победе Д. Демокр-ие правительства находятся у власти < чем в половине стран мира, и их граждане = не > половины численности всех жителей Земли.
Разделим страны мира на 3 группы: 1- с недемократическими режимами 2- демократия установилась недавно 3 - демократические устои существуют давно.
«Д» — понятие достаточно древнее. Д должна гарантировать каждому гражданину право избирать и быть избранным. Черты Д: 1Эффективное участие. Прежде чем политика гос-ва будет принята, все члены должны иметь равные возможности для изложения своих взглядов на существо этой политики. 2 Равное голосование. При решение относительно политики, всем членам должны быть предоставлены возможности для голосования, причем все голоса имеют одинаковую силу. 3 Понимание, основанное на информи-ти. Каждый должен получить реал-е возм-ти для ознакомления с полит-ми альтернативами и их вероятными последствиями. 4 Контроль за повесткой дня. Члены ассоциации должны иметь возм-ти для принятия решения насчет того, какие вопросы подлежат обсуждению. Политика всегда открыта для перемен, если таковых требуют ее члены. 5 Участие совершеннолетних. Все они должны обладать гражд-ми правами, предусмотренными первыми 4 критериями.Благотворные последствия Д: 1 Избавление от тирании (Д способствует избеганию правления жестоких диктаторов. Это проблема и now 1 из фунд-ых) 2- Соблюдение основных прав и свобод (Д гарантирует гражданам все основопол-ие пр и св-ды)3-Свобода личности и защита интересов (предоставляет гражданам личную св-ду и помогает защищать свои интересы (почти у всех сходные желания: жить, иметь кров и пищу, семью, любовь, уважение, здоровье, друзей и пр) 4-Самоопределение. Только Д предоставляет личности макс-ую возм-сть осуществить свободу самоопределения, т.е. жить по законам, которые личность выбирает для себя сама. 5 -Моральная автономия (возможности для моральной ответ-сти, т.е. люди могут формулировать свои морал принципы после процесса обдумывания, изучения всех вариантов повышение моральных требований) 6-Возможность развития личности.у всех есть представления о желательных качествах (честность, порядочность, отвага, спос-ть заботиться о себе, отдавать себе отчет в своих поступках. Чел может развивать эти качества. Удастся ли ему в полной степени развить их - зависит от обстоятельств, в том числе и от природы ПС, в которой он живет. Только Д обеспечивает условия, для получения их полного развития. 7- Политическое равенство 8-Стремление к миру Современные представительные Д не воюют друг с другом. 8-Процветание. Опыт XIX—XX вв. доказывает, что страны с Д являются более процветающими. Т.к в Д государство почти полностью устраняется от регул-ия экон-ки, где рабочие могут свободно менять место работы, где частные компании ведут конкурентную борьбу, а потребитель имеет возм-сть выбора товаров и услуг.
Требования к демократической стране: 1. Выборность должн лиц. Констит-ный контроль за решениями у правительства, осуществляется благодаря тому, что должн лица избираются гражданами. 2. Свободные, честные, часто проводимые выборы (-). Должн лица избираются в ходе частых и честно организованных выборов, на которых не практикуется принуждение. Свободными — гражданин может проголосовать, не боясь репрессий; справедливыми — каждый голос =. 3. Свобода выражения. Граждане имеют право выражать свои взгляды по широкому кругу вопросов и критиковать должн лиц, правительство, режим. Это необходимо, чтобы они могли участвовать в полит жизни. Не убедить в целесообразности своих взглядов, если не получат права выражать свое мнение. 4. Доступ к альтерн источникам инф-ии, которыми могут служить другие граждане, эксперты, газеты, журналы, книги, телекоммуникации и пр. Ист-ки информации не д контр-ся прав-вом или какой-либо одной полит группой. 5. Автономия ассоциаций. Граждане имеют право образовывать относительно независимые сообщества или организации, и полит партии. 6. Всеобщие гражданские права. Никто из совершеннолетних лиц не может быть лишен прав, предоставляемых другим лицам и необходимых для пяти вышеперечисленных политических институтов. ! Условия, благоприятные для демократич.институтов:
Контроль над армией и полицией выб-ми должн лицами.Д убеждения и полит культура Отсутствие зависимости от иностр.державы. В стране, подвергшейся вмешательству извне, со стороны другой страны, враждебной по отношению к ее демок прав-ву, развитие демок институтов маловероятно. Например, если бы не военное вмешательство СССР по окончании WWII, Чехословакия могла бы сейчас занимать свое место в ряду стран «старой демократии». Поэтому же не сумели развить свои демокр институты Польша и Венгрия.
Совр-ая рын-ая экон-ка. Развитие демок-их убеждений и демократической культуры тесно связано с явлением «рын экон-ки». Слабо выраженный субкультурный плюрализм Слабая выраженность или отсутствие межкул-ых конфликтов. Тенденция к появлению демокр полит институтов присуща тем странам, кот в культурном отношении достаточно однородны. (-)
- Предмет и метод политологии
- Власть, ее определения и концепции власти
- Политическая власть, ее отличительные признаки
- Принцип разделения властей (прв), особенности его реализации в рф
- 6 Функции политической системы.
- 7. Политические режимы и их типология
- 8. Демократический режим, сущность, характерные черты
- 9. Тоталитарный режим, сущность, основные черты
- 10. Авторитарный режим, характеристика
- 11. Трансформация тоталит.И авторит.Режимов в совр.Демократии
- 12. Личность как объект и субъект политических отношений.
- 14. Политические организации и движения
- 16. Политическая элита: структура, механизмы формирования.
- 17. Функции политических элит
- 18. Политическое лидерство. Природа и сущность политического лидерства
- 19. Функции политического лидерства
- 20. Современные теории политического лидерства
- 23. Пути формирования политической культуры
- 24. Политический процесс, сущность, его стадии
- 25. Политические конфликты, их типология и технологии их урегулирования
- 26. Особенности возникновения и развития политических конфликтов в рф
- 27. Либерализм. Его сущность и эволюция
- 29. Макс Вебер «Политика как призвание и профессия»
- 31. Раймон Арон – 1905- 1983
- 32 Моска Правящий класс
- 30. Ильин и а «Аксиомы власти»
- 33. Алмонд «Гражданская культура».