logo
шпорки

33. Алмонд «Гражданская культура».

Алмонд -крупный ам. политолог и социолог. Ввел новую категорию “пол. культура” в совместной работе с С. Вербой (“Гражданская культура” – 1963 г.) — сопоставлял пол. культуры народов пяти стран: США, Мексики, Италии, Великобритании и Германии. Пол. система общества - целостная, упорядоченная сов-ть пол. институтов, пол. ролей, отношений, процессов; одна из подсистем общ. системы; взаимод-ет с др. ее подсистемами: соц.,эк.,, идеолог., этической, правовой, культ.й,. Центральное положение ПС определяется ведущей организационной и контрольной ролью самой политики. Пол. культура нации - распределение образцов ориентаций относительно политических объектов среди граждан. 3 модели ориентаций: 1- “когнитивные” - знания относительно ПС. 2 - “аффективные ” - чувства, относительно ПС 3- “оценочные ” - суждения и мнения о пол. объектах . Различает 3 больших класса объектов, включённых в ПС: 1-специфич. роли и структуры – законодат. органы, исполнители, бюрократия, 2-ролевые обязанности – монархи, законодатели, администраторы, 3-конкретная общ. политика, решения “входной” процесс поток требований об-ва к политике и обращение этих требований в политику. В него вовлечены пол. партии, группы интересов (добровольные объединения людей для выражения и отстаивания своих интересов в отношениях с пол. институтами). Процесс “на выходе”-процесс, посредством к,политика осуществляется. В него включены такие структуры, как бюрократии и суды. Существует 3 уровня власти и пол. отношений: 1- (мегауровень) – включает центр. аппарат гос.упр., разделён в правовом государстве на 3 ветви 2-– мезоуровень – отличается от высшего объёмом компетенции 3 - нижний – микроуровень – формируется на базе массового участия граждан в пол. жизни. Все уровни находятся в постоянном взаимодействии. Классификацию функций ПС. функции входа: 1 артикуляция (выражение) интересов – преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования 2-агрегирование интересов (объединение) – преобразование требований в поддержку ПС, превращение их в некую позицию 3–пол. социализация (приобщение членов общества к пол. деят-ти) и рекрутирование (форма отбора людей для заполнения различных структур системы) 4- пол. коммуникация – информирование населения о проводимой политике, осуществляемое в форме взаимод-я Функции выхода состоят из: 1-разработка законов, регулирующих поведение 2-их применение 3-контроль за их соблюдением. Патриархальная культура. Пол. культуры племен и местных общин. В этих обществах нет политических ролей. Люди в племенах смутно осознают существование центрального пол. режима. Но они обладают чувствами относительно него. Подданническая культура - Подданный такой системы осознает существование власти и чувственно ориентирован на нее, возможно гордясь ею, возможно не любя ее и оценивая ее как законную или нет. Культура участия — культура, в которой члены об-ва ориентированы на систему вообще. Они склоняются к тому, чтобы ориентироваться на “активную” собственную роль в политике.

Гражданская культура —культура лояльного участия, смешанная ПК. Индивиды ориентированы на участие в политике. Пол. ориентации участия сочетаются с патриархальными и подданническими политическими ориентациями. Редкость политического участия позволяет элитам действовать. Чтобы элиты были сильными и принимали властные решения, следует ограничивать участие обычного гражданина. Он должен позволить элитам управлять. Но с другой стороны, чтобы элиты могли быть ответственными перед обычным гражданином, он должен быть вовлечен в политику. От гражданина в демократии требуются противоречащие одна другой вещи: он должен быть включенным в процесс, однако не слишком сильно.

Роберт Даль «О демократии»

Нельзя говорить о победе Д. Демокр-ие правительства нахо­дятся у власти < чем в половине стран мира, и их граждане = не > половины численности всех жителей Земли.

Разделим страны мира на 3 группы: 1- с недемократическими ре­жимами 2- демократия установилась недавно 3 - демократические ус­тои существуют давно.

«Д» — понятие достаточ­но древнее. Д должна гарантировать каждому гражданину право избирать и быть избранным. Черты Д: 1Эффективное участие. Прежде чем политика гос-ва будет принята, все члены должны иметь равные возможности для изложения своих взглядов на существо этой по­литики. 2 Равное голосование. При реше­ние относительно политики, всем членам должны быть предоставлены возможности для голосо­вания, причем все голоса имеют одинаковую силу. 3 Понимание, основанное на информи-ти. Каждый должен получить реал-е возм-ти для ознакомления с полит-ми альтерна­тивами и их вероятными последствиями. 4 Контроль за повесткой дня. Члены ассоциации должны иметь возм-ти для принятия решения насчет того, какие вопросы подлежат обсуждению. Поли­тика всегда открыта для перемен, если таковых требу­ют ее члены. 5 Участие совершеннолетних. Все они должны обладать гражд-ми правами, предусмотренными пер­выми 4 критериями.Благотворные последствия Д: 1 Избавление от тирании (Д способствует избеганию правле­ния жестоких диктаторов. Это проблема и now 1 из фунд-ых) 2- Соблюдение основных прав и свобод (Д гарантирует гражданам все основопол-ие пр и св-ды)3-Свобода личности и защита интересов (предоставляет гражданам личную св-ду и помогает защищать свои интересы (почти у всех сходные желания: жить, иметь кров и пищу, семью, любовь, уважение, здоровье, друзей и пр) 4-Самоопределение. Только Д предоставляет личности макс-ую воз­м-сть осуществить свободу самоопределения, т.е. жить по зако­нам, которые личность выбирает для себя сама. 5 -Моральная автономия (возможности для моральной ответ-сти, т.е. люди могут формулировать свои морал принципы после процесса обдумыва­ния, изучения всех вари­антов  повышение моральных требований) 6-Возможность развития личности.у всех есть представления о желательных качествах (честность, порядоч­ность, отвага, спос-ть заботиться о себе, отдавать себе отчет в своих поступках. Чел может развивать эти ка­чества. Удастся ли ему в полной степени развить их - зависит от обстоятельств, в том числе и от природы ПС, в которой он живет. Только Д обес­печивает условия, для получения их полного развития. 7- Политическое равенство 8-Стремление к миру Современные представительные Д не воюют друг с другом. 8-Процветание. Опыт XIX—XX вв. доказывает, что страны с Д являются более процвета­ющими. Т.к в Д госу­дарство почти полностью устраняется от регул-ия экон-ки, где рабочие могут свободно менять место работы, где частные ком­пании ведут конкурентную борьбу, а потребитель имеет возм-сть выбора товаров и услуг.

Требования к демок­ратической стране: 1. Выборность должн лиц. Констит-ный контроль за решениями у правительства, осуществляется благодаря тому, что должн лица избираются гражда­нами. 2. Свободные, честные, часто проводимые выборы (-). Должн лица избираются в ходе частых и честно организованных вы­боров, на которых не практикуется принуждение. Свободными — гражда­нин может проголосовать, не боясь репрес­сий; справедливыми — каждый голос =. 3. Свобода выражения. Граждане имеют право выражать свои взгляды по широ­кому кругу вопросов и критиковать должн лиц, правительство, режим. Это необходимо, чтобы они могли участвовать в полит жизни. Не убедить в целесооб­разности своих взглядов, если не получат права выражать свое мнение. 4. Доступ к альтерн источникам инф-ии, которыми могут служить дру­гие граждане, эксперты, газеты, журналы, книги, телеком­муникации и пр. Ист-ки информации не д контр-ся прав-вом или ка­кой-либо одной полит группой. 5. Автономия ассоциаций. Граждане имеют право образовывать относительно независимые сообщества или организации, и по­лит партии. 6. Всеобщие гражданские права. Никто из совершеннолетних лиц не может быть лишен прав, предоставляемых другим лицам и необходимых для пяти вы­шеперечисленных политических институтов. ! Условия, благоприятные для демократич.институтов:

Контроль над армией и полицией выб-ми должн лицами.Д убеждения и полит культура Отсутствие зависимости от иностр.державы. В стране, подвергшейся вмешательству извне, со стороны другой страны, враждебной по отношению к ее демок прав-ву, развитие демок институтов маловероятно. Например, если бы не военное вмешательство СССР по окончании WWII, Чехосло­вакия могла бы сейчас занимать свое место в ряду стран «старой демократии». Поэтому же не сумели развить свои демокр институты Польша и Венгрия.

Совр-ая рын-ая экон-ка. Развитие демок-их убеждений и демократической культуры тесно связано с явлени­ем «рын экон-ки». Слабо выраженный субкультурный плюрализм Слабая выраженность или отсутствие межкул-ых конфликтов. Тенденция к появлению демокр поли­т институтов присуща тем странам, ко­т в культурном отношении достаточно однородны. (-)