logo
шпорки

20. Современные теории политического лидерства

Среди современных теорий и концепций пол. лидерства особого внимания заслуживают:

Теория черт - природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой теории представляют возникновение лидерства как результат срабатывания личных качеств, способностей руководителя, проявляющихся независимо от ситуации и настроения массы людей, к. они берутся возглавить. Черты присущие лидеру: ум, твердую волю, целеустр-ть, орг. спос-ти, компетентность. В разработку «теории черт» внес свой вклад М.Вебер. Он считал: «3 качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности и глазомер... Страсть в смысле ориентации на существо дела, страстной самоотдачи делу... Глазомер, способный с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей... требуется дистанция по отношению к вещам и людям... Проблема состоит в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер» Осн. Качества, необход. для лидера: 1 -сильное стремление к ответственности и завершению дела; 2 - энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем; 3 - инициативность; 4-самоуверенность; 5-спос-ть влиять на поведение окружающих, структурировать соц. взаимоотнош; 6-желание принять на себя все последствия действий и решений; 7-спос-ть противостоять распаду группы. Теории среды. Осн. положение: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Ситуационная концепция отстаивает идею зависимости лидерства от опр. внешних соц. условий. Лидер рассматривается как функция ситуации, определяющая роль отводится обстоятельствам. “Закон ситуаций” гласит, что ситуация заранее задается и лидер, реагируя на нее должен постоянно демонстрировать черты и свойства, которые программировались этой ситуацией.Теория личностно-ситуативная пытается найти компромисс признания роли как внеш., так и внутр. факторов обусловливающих деят-ть лидеров. Более конкретным проявлением такого подхода является теория конституентов. Теория конституентов доказывает, что лидер является выразителем ожиданий, чаяний внешних по отношению к нему последователей (активисты, последователи, избиратели) и соответствие лидера своему статусу определяется не столько его личностными качествами, сколько его способностью удовлетворить запросы и интересы тех, кто обеспечил его становление. Зап. исследователь Бёрнс выделил 3 стиля лидерства: 1- стиль «невмешат-ва» - лидер неохотно выходит из узкого круга своей личной ответственности и компетентности: «стоять у руля» гос. машины с многочисленными ее сложностями - не его стихия; 2- стиль «координатора»-более активное участие лидера в повседневном течении гос. и обществ. дел; 3-стиль «реформатора», обязывает лидера не только заявлять принципиальные идеологические убеждения, но и иметь пол. волю к тому, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Перед пол. лидерством в наст. время стоит ряд проблем, которые состоят в следующем: 1) совр. Общ-во приобретает глобальный хар-р, перед ним встают специфич. задачи, которые лидеры должны решать в новых условиях и по-новому; 2) об-во становится более разнообразным, поэтому лидерам все сложнее предложить ему такую программу, что основывалось бы на общей культуре и общих ценностей; 3) сегодня образовался глубокий разрыв м/у «пол» и «непол» мирами, а полит. лидеры в большинстве своем весьма далеки от массы граждан об-ва.

21. Политическая культура, её место в политической системе общества. + 33 билет

Три основных подхода к трактовке ПК: 1 подход – вся совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба). понимается по сути как форма общественного сознания, не включающая при этом все практические, поведенческие формы существования. Сводят её к совокупности психических состояний индивида. ПК нации - термин относится к политическим ориентациям — взглядам и позициям относительно ПС и собственной роли в этой системе. ПК — распределение образцов ориентаций относительно политических объектов среди граждан.

3 модели ориентаций:- “когнитивные” - знания относительно политической системы - “аффективные ” - чувства, относительно политической системы, эмоциональная ориентация, чувство привязанности или неприятия относительно объектов политики - “оценочные ” - суждения и мнения о политических объектах Алмонд различает три больших класса объектов, включённых в политическую систему:1-специфические роли и структуры – законодательные органы, исполнители, бюрократия 2-ролевые обязанности – монархи, законодатели, администраторы 3-конкретная общественная политика, решения 2 подход: Вятр видит в ПК совокупность типичных образцов поведения человека в политике. (Вайт). – нельзя сводить политическую культуру только к чувствам, идеям, судить нужно по тому, как человек реагирует на политические явления, как ведёт себя, т.к. часто политическое сознание расходится с политическим поведением (напр.: думаем плохо о кандидате, но идём за него голосовать – из 2х зол выбираем меньшее). В сфере поведения иметь в виду: формы и степень участия граждан в полит жизни, электоральное поведение, уровень взаимодействия с гос. институтами и структурами. 3 подход: культура как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов и прочих базовых воззрений в поведении – Шапиро, Парматма Шаран, Уолтер Розенбаум. Центральная роль в политической культуре принадлежит ценностным ориентациям – руководящим принципам пол. деятельности человека. Они позволяют оценивать политические объекты и явления с точки зрения своих интересов, намерений, замыслов. ПК представляет собой форму освоенного челом наследия, к. оставлено ему предшествующими поколениями (формируется веками, заложена в менталитете граждан страны). ПК - совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся политических представлений, ценностных ориентаций, политических установок, политического поведения; часть общенациональной культуры, сложившейся в той или иной стране( опеределенные явления, относящиеся к миру политики) Выражая дух народа в символах и атрибутах государственности (флаг, герб, гимн), политическая культура по-своему интегрирует общество. Теория ПК дала возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д. Структура: 1- характерные для социальной группы представления относительно политической жизни (система, режим, власть, его место в жизни) 2-политические ценности и ценностные ориентации, выступающие как цель политической деятельности 3-установки, которые сопутствуют переводу этих ценностей в практическую жизнь 4-нормы политической культуры, отражающие укоренившиеся образцы, стереотипы политического поведения.

22. Основные типы и функции политической культуры(ПК) + См.Билет 33

Типы ПК могут определяться и иначе: 1 -рыночная политической культуре (политика понимается людьми как разновидность бизнеса) 2 - этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида),

традиционная (соответствующей аграрному этапу развития общества), 3-модернистская (развивающей свои традиции и ценности на основе индустриального способа производства), 4-постмодернистская (формирующей нормы на основе доминирования постматериальных ценностей, повышения политической роли электронных СМИ и соответствующих им информационных технологий властвования). Также можно разделить на ПК Запада и Востока.Запад — убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком; —политика как к деятельности, которая строится на принципах равенства граждан перед законом; — признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к гаранту прав и свобод личности, — предпочтение личностью плюрализма и демократии; Восток — уверенность в божественном происхождении власти; — отношение к политике как к недоступной всем деятельности, — главенствующая роль в политике элит и государства, приоритет государства над личностью; доминирование ценностей коллективизма; — предпочтение личностью коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера; Важнейшие функции ПК: — идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении способов участия в отстаивании интересов данной общности; — ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в политической системе; - Предписание (программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих определенное поведение человека. —адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде — социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права, политические функции — интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства — коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации. При нестабильных пол. процессах некоторые функции политической культуры могут прекращать свое действие. Может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса.