logo
шпорки

24. Политический процесс, сущность, его стадии

Определение ПП - вся сов-ть действий по обеспечению формирования изменения, преобразования и функц-я полит системы, и, в конечном счете ведущих к развитию/упадку полит системы общ-ва. Это последовательная, внутренне связанная цепь полит событий и явлений, сов-ть последовательных действий различных S политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование полит. власти в об-ве. Становление В нач 20 в обозначились первые попытки построения теории ПП. Занимались: Бентли, Парето, Шумпетер. Понятие ПП используется в 2х отношениях: - в макроаспекте - динамическая характеристика всей п. системы в целом, последовательная смена ее состояний - в микроаспекте - сов-ть субпроцессов или микропроцессов. Основные виды ПП: формирование органов полит системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие полит учреждения и устанавливаются отнош. м/у ними; воспроизведение компонентов и признаков полит системы в процессе ее функц-я: полит жизнь складывается не только из непрерывного обновления, но и из действий по поддержанию этих отн-й в стабильном состоянии через использ-е традиций, юр. и идеолог. предписаний

› принятие и исполнение полит решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения пол. целей. ПП может рассматриваться как: 1 - Политика в целом (Р. Доуз) 2- Результаты функционирования пол.сист-ы (Парсонс) 3-Динамика борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Дарендорф) 4-Поведенческие аспекты реализации S своих интересов и целей (Мэрриам) ПП по способам достижения равновесия пол. сист. в ходе ее преобразований: - технократический: Среди факторов пол. изменений предпочтение отдается пол. технологиям и процедурам принятия пол. реш., способам легитимного наделения властью. Участники строго придерживаются тех пол. ролей и функций, которые предписаны им законод-вом. - идеократический: характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация пол. ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации.

- харизматический: характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус пол. лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда пол. лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему. Стадии ПП:

1- формирование пол. приоритетов: полит анализ помогает определить размер и V проблемы, напр-я действий прав-ва для реализации поставленных целей. Для целей политики сущность проблемы можно определить как условия и ситуацию, в которой проявились неудовлетворенные потребности части общества, потребности требуют направленных усилий для изменения ситуации. 2 - выдвижение полит приоритетов на повестку дня ПП: Полит повестку могут создавать группы давления, стремящиеся достичь полит равновесия в раскладе полит сил в политике. Наибольшие возможности в создании повестки дня, конечно, имеются у законодателя и прав-ва. Отдельные проблемы привлекают внимание обществ-и и политиков, благодаря усилиям СМИ. Некоторые злободневные публикации и репортажи способны взорвать общ. мнение и вынудить политиков реагировать конкретными действиями. 3 - формулирование полит проблем, требующих правительств реш-й и принятия полит реш-й: включает разработку курсов действий и тактику их применения для реализации и решения проблем, выдвинутых на авансцену политики. Многие полит предложения и программы разрабатываются как офиц лицами, так и назначенными для этих целей людьми из неправительств организаций. 4 - приведение в действие механизма реализации принятых решений (полит инструментализация), 5 - оценка рез-тов пол решений.