logo
Социальные сети как инструмент пропаганды на примере изучения конфликта между Россией и Украиной

2.2 Использования социальных сетей в информационной войне, объединяющие кластеры и тематические группы

Статус победителя в информационной войне трудно зафиксировать. Этому способствуют причины, описанные в теоретической части исследования, главная из которых - нечеткость границ самой войны. Участники войны не всегда в полной мере осознают, что действуют во имя определенной идеи, искренне полагая, что защищают свои личные интересы. Это связано с нечеткостью представления целей и задач, тесно связанных с неосознаваемым мотивом. Однако можно осознать и выделить мотивировки, определяемые сознательным интересом.

Согласно Бухарину, в основе мотивировок лежит корыстный интерес. Бухарин С.Н. Методы и технологии информационных войн. / С.Н. Бухарин, В.В. Цыганов // Социально - политические технологии. - М.: Академический Проект, 2012. - 382 с. Однако какой может быть корыстный интерес у простых пользователей, увлекаемых в политическую дискуссию с незнакомцами, сознательно продвигающими выгодную им точку зрения?

Преимущественно военные цели информационной войны дезориентировать, дезинформировать, лишить врага боевого духа. В нашем случае, когда любая информация доступна, а происходящее на улицах транслируется в прямом эфире, подобные цели модифицируются.

Массовые акции троллинга в группах противников направлены на парализацию деятельности администраторов, не способных модерировать такой поток комментариев и, в конце концов, блокирующих возможность комментирования. Как следствие, дискредитированные администраторы, видя отток пользователей из группы, перестают обновлять в ней контент.

Простые пользователи также неосознанно пользуются стратегией военного образца, распространяя информацию манипуляторов. И именно нечеткость цели, чрезмерное ее обобщение до простейших идеологических конструктов вроде "патриотической миссии", "зашиты национальных интересов" и т.д. провоцирует пользователя на широкую дискуссию.

Нечеткость границ информационной войны отражается в каждом конкретном случае: мы видим, как дискуссия под видеозаписью Арсена Авакова, на которой запечатлен разгон митингующих в декабре 2013 года, не утихает и сейчас. (Приложение 1)

Таким образом, можно заключить, что бухаринская качественная цель, характеризуемая как либо достижимая, либо нет, не имеет в дискуссиях такого рода никакого смысла. Количественная же цель технически заключается в подавлении оппонентов скоростью и напором комментирования - даже в таких старых записях (по меркам социальных сетей) важна видимость численного превосходства того самого мнения большинства, а значит, и истинности точки зрения.

Исследуемые дискуссии отличаются неконструктивностью, переходом на личности, ставя своей целью выдавить оппонента из ветки диалога. Необходимость заглушить, "перекричать" противника, реагируя на каждый код, множа кластеры - общая стратегия информационной войны.

Основных объединяющих кластера можно выделить два: первый из них аккумулировал в себя всех протестно (но отношению к существовавшей до Евромайдана власти) настроенных пользователей. Мы назовем его "Кластер изменения".

Сирийский прецедент показал, как использование символов, икон, отличительных знаков может сказаться на консолидации сторонников. Украинские протестанты также использовали технологию отличительных знаков. Сами по себе протесты отличались большим количеством украинских национальных флагов на митингах, национальной символики и символики политических формирований. Использование сине-желтого полотнища позволило создать эффект гражданского протеста, объединяющего всю страну, без жесткой привязки к какой-либо политической партии.

Подобное было также перенесено и в виртуальное пространство. Мы видим, как многие пользователи меняли фотографии профилей на картинки, так или иначе связанные с национальной символикой. Подобное выражение лояльности прослеживается и среди ньюсмейкеров, как например Антон Геращенко и Михаил Саакашвили. Оба имеют на фотографии профиля сине-желтые флаги, отсылки к гербу Украины. Точно такая же тенденция прослеживается и у певицы Русланы (Лижичко), также активной участницы митингов - сине-желтое пианино.

Во время протестов был популярен сервис "Единые", позволявший создать персонажа на фоне различных флагов, добавив иную национальную украинскую символику или символы Евромайдана. Таким образом достигалась двойная цель - показать приверженность идеям Кластера изменения и создать эффект разнообразия поддержки (все ораны поддерживают Евромайдан).

Такой мощный информационный взрыв не мог не породить реакционный кластер, который бы ответно реагировал на каждый код и информационный вброс Кластера изменения. Назовем его "Кластером реакции".

Кластер реакции использует точно такие же техники идентификации своих сторонников: в основном это российские флаги и георгиевские ленточки на фотографиях аккаунтов. Есть также и пример конкретной реакции на код - разгон манифестантов подразделением "Беркут". Самоидентификация сторонников Беркута, заключавшаяся в нанесении на профильную фотографию аккаунта шеврона бойцов Беркута, помимо собственно самоидентификации также носила ярко выраженный пропагандистский характер: счетчик, установленный на сайте, аналогичном сайту "Единые" (только прикрепляющем шевроны Беркута), призван был показать массовость поддержки бойцов и активно использовался в СМИ.

Таким образом, Беркут стал не только прототипом самоидентификации сторонников Кластера реакции, но и был "иконизирован" - став самостоятельным феноменом, повлиявшем, в том числе и на Министерство внутренних дел РФ (бойцов Беркута приняли на службу в Центр специального назначения московской полиции и другие подразделения). Бывшие бойцы «Беркута» приняли присягу МВД России // Деловая газета «Взгляд», 2014. URL: http: //www.vz.ru/news/20l4/5/30/689246. hlml

Но главной проблемой объединяющих кластеров становится не разделение условных "пророссийских" и "проукраинских" сил, а наличие или отсутствие т. н. третьей стороны.

Утверждение о наличии "третьего", альтернативного мнения невозможно подтвердить или опровергнуть, однако эмпирический анализ фрагментов дискурса показывает, что существует несколько общих тенденций, условно "за возвращение старого режима", в поддержку нового, идея невмешательства в дела Украины, идея заморозки существующего положения дел, военного вмешательства стран НАТО и регулярных российских войск.

Вовлеченность в конфликт подразумевает влияние манипулятора. Рассматривая ньюсмейкеров, публикующих мнения в рамках обозначенных кластеров, мы можем констатировать, что люди, даже если дискуссия принимает отличный от основного поста ньюсмейкера смысл, продолжают реагировать, отталкиваясь именно от самого поста, попадая под идейное влияние (даже если оно кардинально отличается от их собственного).

Примером подобного постинга может считаться публикация Дмитрия Пучкова, писателя и публициста:

Он задает тон дискуссии, активно вмешивается в нее и комментирует наряду со всеми, направляя общественную дискуссию.

Этот же пример может считаться иллюстрацией гипотезы о консолидации групп "по интересам". Подписчики Пучкова комментируют пост в сатирическом ключе, мимикрируя под пользователей, отстаивающих точку зрения Кластера изменения. Они не реагируют на провокаторов, заполняя политической сатирой всю дискуссионную ветку. Они почти не общаются и между собой, предпочитая выражать свое согласие посредством условного выражения одобрения - лайками. (Приложение 3)

Развернутые мнения ньюсмейкеров позволяют им выступать в роли площадок, а ангажированная позиция запускает дискуссию, тогда как искусственные паблики, сделанные под код подобных дискуссий в ветках комментариев не имеют. Паблик "Украина live" социальной сети Вконтакте был создан в июне 2013 года, и активный постинг записей начался с началом Евромайдана. Главное в ленте - ограничение комментирования, начавшееся сразу после первых столкновений милиции и митингующих.

До этого писавшие исключительно на украинском, авторы начали писать тексты также и на русском, в целях, по всей видимости, распространения информации по хэштетам среди российских пользователей.

Это похоже на сирийский и иранский сценарии, где блоги велись на английском. Однако там существовала другая цель - привлечение международного внимания. Здесь же - распространение информационных паттернов.

Кластер реакции в основном собран из так называемых "групп ответа" - тематических групп, призванных противостоять информационным потокам другою кластера. В их названиях часто присутствует приставка "анти" - антимайдан, антиреволюция. Другая группа позиционирует себя как группа "поддержки и зашиты" - в постах и названиях превалирует тема информационного протекционизма, упор делается на армию, поводы для гордости и др. Также существует тематическая группа "против", методы которых более агрессивны в отношении информационного противостояния.

Сообщество "Молот Правды" (сегодня переквалифицировавшееся в портал поддержки Новороссии) активно использует хэштеги для вывода своих записей в топ статей социальной сети. Необходимо упомянуть, что создатели этой группы также ограничили возможность комментирования, их поведение как модераторов ничем не отличается от поведения модераторов из Кластера изменения (ограничение комментирования, блокирование оппонентов и провокаторов).

В Кластере реакции есть свои искусственные группы, занимающиеся "брендированием" общих точек зрения: "Защищать Россию", которая уже упоминалась. "Доска позора" (проект направлен прежде всего на несогласных с точкой зрения Кластера реакции внутри России), "Красный путь" и т.д.

Итак, среди тематических групп можно выделить две тенденции: искусственные публичные страницы с минимальной активностью пользователей, распространяющих бренд кластера или актуальную для его сторонников информацию; направленная негативизация представителей другою кластера, прежде всего ньюсмейкеров, порождающая дискуссию внутри группы, но, как правило, не выходящая за ее рамки - каждый лояльный активный пользователь-подписчик такой группы стремится высказаться - чаще всего не с целью завязать дискуссию, а с целью продемонстрировать лояльность.

После начала военных действий на территории Донбасса, пропаганда в социальных сетях тех или иных точек зрения продолжила набирать обороты.

Примером может служить тот факт, что под публикациями в пабликах крупных средств массовой информации, например Russia Today, телеканал "Дождь", "Эхо Москвы" и др. в комментариях можно встретить откровенно провокационные высказывания, а также картинки, которые могут даже не иметь отношения к теме публикации. Причем, заказной фактор в данных провокациях может быть заметен даже рядовому пользователю. Например, значительная часть публикаций в паблике новостного ресурса Russia Today в социальной сети "Вконтакте", которые напрямую не связаны с Украиной или событиями на Донбассе, в комментариях содержат большое количество провокационных фотографий и постов, нередко нецензурного и аморального содержания, которые призваны дискредитировать представителей украинской власти, а также выбранный Украиной политический курс на принятие западных либеральных ценностей.

Схожую ситуацию можно наблюдать под постами паблика телеканала "Дождь". Но, учитывая более прозападную позицию редакционной политики данного новостного ресурса, а как следствие, и более прозападную и проукраинскую позицию основной части подписчиков, комментарии и картинки призваны дискредитировать лидеров Российской Федерации, а также российский политический курс.

Тот факт, что указанные комментарии, как в первом, так и во втором случае могут не иметь абсолютно никакого отношения к обсуждаемой новости, однозначно указывает на их заказной и провокационный характер.

В ряде российских и зарубежных СМИ не так давно прошла информация о так называемых "ольгинских троллях".

По данным издания "Новая газета", в конце августа 2013 года в социальных сетях появились сообщения следующего содержания:

"Требуются интернет-операторы! Работа в шикарном офисе в ОЛЬГИНО!!!! (м. Старая деревня), оплата 25 960 в месяц. Задача: размещение комментариев на профильных интернет-сайтах, написание тематических постов, блоги, социальные сети. Отчеты по скринам. График работы подбирается индивидуально <…>. Оплата еженедельная, 1180 за смену (c 8.00 до 16.00, с 10.30 до 18.30, с 14.00 до 22.00). ВЫПЛАТЫ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО И БЕСПЛАТНОЕ ПИТАНИЕ!!! Трудоустройство официальное или по договору (по желанию). Возможно обучение!"

Как сообщают СМИ и бывшие сотрудники, офис в Ольгино уже существовал и функционировал в сентябре 2013 года. Расположен был в белом коттедже, до которого 15 минут езды от станции метро "Старая деревня", напротив железнодорожной станции "Ольгино". Рабочие места сотрудников-троллей были размещены в подвальных помещениях.

По данным издания "Мой район", во время существования офиса в Ольгино в нём работали около 300 сотрудников-троллей. Журналисты-расследователи выяснили, что в то время их дневная норма составляла 100 комментариев в день.

По информации издания BuzzFeed, которые ссылаются на обнародованные документы, в июне 2014 года в офисе троллей работало всего 600 человек. Согласно рассказам сотрудников ООО "Интернет исследования", которые обнародовали СМИ в октябре 2014 года, в офисе на улице Савушкина работали около 250 человек. А в марте 2015 года сообщают о 400 сотрудников. Они посменно пишут преимущественно в блоги "Живого журнала" и "Вконтакте", регулярно осуществляют вброс в интернет текстов пропагандистского толка. Также среди сотрудников есть художники, которые рисуют политические карикатуры. Присутствующие работают по 12: 00 два через два дня. Норма на блогера - 10 сообщений в смену, минимум 750 символов. Норма в комментатора - 126 комментариев и два сообщения. В распоряжении у блогера есть три аккаунта. Заработная плата сотрудников офиса в Ольгино составляла 25 тыс. российских рублей в месяц; в офисе на улице Савушкина, примерно 40 тыс. российских рублей.

Также нередки случаи, когда та или иная сторона идет на откровенную подтасовку фактов и публикации информации, которая не соответствует действительности.

Например, в одной из групп в социальной сети "Вконтакте", которая объединяет в себе сторонников Новороссии, появился пост следующего содержания (Приложение 5).

Данная история получила весьма бурный отклик в сети и дошла даже до самой Саши Грей, которая опровергла "слухи" о своей смерти на Донбассе.

Является ли данная публикация происками противников движения в поддержку Новороссии и призвана показать малограмотность и доверчивость сторонников данного движения, или же подобные посты генерируются самими основателями подобных групп в расчете на всплеск возмущения пользователей, которые не будут проверять публикуемую информацию - не известно. Но факт остается фактом, открытая ложь также используется в пропаганде в социальных сетях как один элементов отстаивания интересов той или иной группы.