logo
Социальные сети как инструмент пропаганды на примере изучения конфликта между Россией и Украиной

1.1 Сущность и терминология информационной войны

Хотя тема информационных войн не нова в политической науке, научные работы по этой теме в области виртуальной реальности начали появляться совершенно недавно. Главная проблема - адаптация старой терминологии в новом социально политическом поле - на стыке фундаментальных политических дисциплин и математической, программистской тематики.

Далее, рассмотрим основные термины, которые могут относиться к тематике данной курсовой работы.

Информационная война - широкомасштабное политическое и социальное противоборство в информационной сфере, осуществляемое путем явного и скрытою информационного воздействия на противника с целью нанесения ущерба его политическим, идеологическим и социальным системам, информационною воздействия с целью навязывания определенных убеждений, требуемых решений, а также с целью дестабилизации общества и государства противника. Бухарин С.Н. Методы и технологии информационных войн. / С.Н. Бухарин, В.В. Цыганов // Социально - политические технологии. - М.: Академический Проект, 2012. - 382 с.

Социальная сеть - платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, позволяющая обмениваться информацией в открытом и приватном режимах, отражающая и визуализирующая социальные связи с помощью социальных графов в виде пользовательских профилей (совокупности данных пользователя различной степени доступности).

Группы в социальных сетях - платформы в рамках социальной сети, инструмент для объединения единомышленников, продвижения и рекламы. Будучи управляема администратором, может выступать как единичный пользователь.

Интернет-дискурс - социально обусловленная организация системы речи, стихийно сформированная в интернете, "привязанная" к определенному происшествию или периоду времени. В отличие от обычного дискурса легко идентифицируем благодаря современным возможностям поиска в онлайн-сервисах. Типичным инструментом интернет-дискурса может являться слэш, троллинг. а также технические факты, такие как редактирование фрагментов контента и его удаление.

Контент - производимая пользователями информация, идентифицирующая их принадлежность к определенной стороне конфликта. Данный термин следует понимать в рамках теории дискурса Лакло и Муффа, где с помощью контента пользователи стараются зафиксировать значение события согласно личному или групповому представлению, убеждая остальных присоединиться к их точке зрения.

Ньюсмейкер - пользователь, создающий контент. Его деятельность предполагает публичность и вызывает устойчивый интерес пользователей и СМИ. Сопряжен с понятием медийности - известности благодаря какому-либо событию.

Информационная война не имеет четких границ, неясно, где она начинается и где, что особенно важно, заканчивается, так как затрагивает культурные, психологические основы и паттерны поведения.

Головным средством манипуляции становится техника провокации, как основной путеводитель активных участников дискуссий по вовлечению аудитории, нагнетанию негатива и повышения рейтингов страниц с определенным политическим взглядом, которая (техника) также действовала и в направлении разобщения "союзников". Бухарин С.Н. Методы и технологии информационных войн. / С.Н. Бухарин, В.В. Цыганов // Социально - политические технологии. - М.: Академический Проект, 2012. - 382 с.

Сюда же относится и "вытеснение", принимающее форму дробления и завышенной скорости подачи информации - пользователь не видит общей картины, потому что ему выдают порционные и быстро сменяющие друг друга фрагменты происшествия, не давая проанализировать общую картину ситуации.