logo
ископаемый сырье

Взаимоотношения России и Украины по поводу Севастополя и черноморского флота

Город Севастополь, основанный императрицей Екатериной II в 1783 году, был построен как главная военно-морская база Российского Черноморского флота и являлся особым административным округом, управление которым осуществлял военно-морская администрация, назначаемая непосредственно Санкт-Петербургом. С 1921 г. Севастополь находится в составе Крымской АССР (положение ВЦИК «О Крымской Советской Социалистической Республике» от 8 октября 1921 г.), а с 1945 г., после ликвидации Крымской АССР, - в составе Крымской области РСФСР в качестве города областного подчинения. В 1948 г. указом Президиума ВС РСФСР город выделен в отдельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения. При этом Севастополь не стал отдельным субъектом РСФСР, и юридически продолжал оставаться в составе Крымской области. В 1954 г. указом Президиума ВС СССР, Крымская область по инициативе Никиты Хрущёва была передана из РСФСР в УССР. Дальше мнения историков и специалистов по этой проблеме расходятся. Одни говорят, что Севастополь, как составная часть Крымской области на тот момент, был также передан из состава РСФСР в УССР, оставаясь городом республиканского подчинения. Их аргумент заключается в том, что в Конституции УССР 1978 года был подтверждён статус Севастополя как города республиканского подчинения, а в Конституции РСФСР, принятой в том же году, упоминание о Севастополе отсутствовало. Другие же утверждают, что ни один из позднейших указов 1954 г. о передаче Крыма из состава России в состав Украины, как бы ни оценивать их юридическую состоятельность, не упоминает Севастополь и не касается его судьбы. По их мнению, поскольку никто и никогда не отменял Указ Президиума ВС РСФСР от 29 октября 1948 г., то можно утверждать: правовой статус Севастополя как города республиканского подчинения Российской Федерации никогда не менялся. Эта сторона спора доказывает, что все действия Украины по изменению административного управления городом носили односторонний внеправовой характер. Это разногласие в трактовке документов и является сейчас главной проблемой в отношении Севастополя.

В настоящее время Севастополь (как и столица Украины Киев) - это город центрального подчинения. После принятия закона о столице Севастополь остался единственным городом на Украине, мэр которого (глава Севастопольской городской государственной администрации) не избирается, а назначается Президентом Украины. Что касается отдельно Севастополя, то в 90-е годы тут тоже было отнюдь не всё гладко. По результатам проведенного 26 июня 1994 года опроса жителей Севастополя 89% из них положительно ответили на вопрос о российском статусе своего города. Севастопольский городской совет народных депутатов 23 августа 1994 г. в очередной, уже не первый, раз обратился к президентам Б.Н.Ельцину и Л.Д.Кучме с предложением принять «государственно выверенное решение о российском федеральном статусе Севастополя и окончательно решить проблемы Черноморского флота». Просьба вновь осталась без ответной реакции. Руководство России или не было способно, или не хотело защищать своих сограждан и свои государственные интересы. Однако Конституция Республики Украина 1996 года стала свидетельством закрепления в одностороннем порядке статуса Севастополя как украинского города республиканского подчинения.

28 мая 1997 г. в Киеве были подписаны межправительственные соглашения, по которым Севастополь как главная база Черноморского флота перестал существовать. Это был Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, по которому российская сторона признала Украину в границах 1954 года в расчете на гарантии развития дружеских отношений с Россией и уважение её интересов в Крыму. Этот договор предусматривал раздел Черноморского флота между двумя странами. Россия получила 80% Черноморского флота бывшего СССР и право аренды у Украины порта Севастополь на 20 лет. Аренда обходилась России в сумму примерно 100 млн. долларов США, которая списывалась в счет долга Украины за нефть и газ. Цена аренды не была конкретно зафиксирована, поэтому с ухудшением отношений Киев заговорил о том, что она, эта цена, может повыситься в разы.

Обращаясь к современности, нужно отметить сначала, что согласно последним статистическим данным, из 2,03 млн. жителей Крыма более 60% составляют русские, подавляющее большинство которых переселенцы, заселяющие земли, опустевшие и заброшенные после депортации коренного населения, в ходе нескольких послевоенных миграций. Около четверти населения относится к этническим украинцам, в основном существенно русифицированным. Касаясь политической обстановки дел вокруг Крыма, необходимо сказать, что пропаганда некоторых российских властей в отношении «Российского Крыма» усилилась и не сдает обороты. Такая пропаганда в еще большей степени усиливает антиукраинские и пророссийские настроения на полуострове и особенно в Севастополе. Текущий статус Севастополя как части Украины оспаривается рядом политических движений Крыма и Севастополя («Русское движение Крыма», «Русская община Крыма»), которые в качестве политической платформы выдвигают лозунги возвращения Севастополя и Крыма в состав России. Аналогичной позиции придерживаются и ряд политических сил и деятелей Российской Федерации (Дмитрий Рогозин, Сергей Бабурин, Юрий Лужков, Константин Затулин), с середины 1990-х оказывающих политическую, организационную и финансовую поддержку русским национальным организациям Севастополя и самому городу. Очень показательный пример такого рода поддержки можно рассмотреть на организации «Севастополь-Крым-Россия», которая по сей день яростно оспаривает передачу в 1954 году Крыма Украине. По данным Службы Безопасности Украины (СБУ) это организация насчитывает всего лишь 12 человек, однако она известна по всей Украине и имеет достаточно нескромный бюджет. ° По словам исполняющего обязанности главы СБУ Валентина Наливайченко из интервью «Украинской правде», финансирование и пиар данной организации осуществляется «за грязные деньги» российских властей на негосударственном уровне. В первую очередь он имел ввиду мэра Москвы Ю.М. Лужкова и депутата Госдумы РФ К.Ф. Затулина.

Однако необходимо описать мнение высшей государственной российской власти в отношении проблемы Крыма и Севастополя. Тут важно упомянуть о заявлении, которое сделал премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин в интервью Первому каналу телевидения Германии «АРД». Путин заявил, что Россия не претендует на Крым и давно признала границы Украины. «Россия давно признала границы сегодняшней Украины. Мы, по сути, закончили в общем и целом наши переговоры по границе. [...] Вопрос о каких-то подобных целях для России, считаю, отдает провокационным смыслом», - отметил Путин в интервью. Отвечая на вопрос журналиста о вероятности конфликта в Крыму и Севастополе, премьер отметил, что «Крым не является никакой спорной территорией». «Там не было никакого этнического конфликта, в отличие от конфликта между Южной Осетией и Грузией», - сказал он. «Там, внутри общества, в Крыму, происходят сложные процессы. Там проблемы крымских татар, украинского населения, русского населения, вообще славянского населения. Но это внутриполитическая проблема самой Украины», -добавил Путин. «У нас есть договор с Украиной по поводу пребывания нашего флота до 2017 года, и мы будем руководствоваться этим соглашением», - подчеркнул премьер-министр. Эти заявления В.В. Путина являются ключевыми по данной проблеме и, на мой взгляд, в отличие от заявлений менее важных российских политических деятелей, должны определять политику России по отношению к Крыму.

Что же касается проблемы вывода Черноморского флота РФ из Севастополя, то вопрос остается открытым. В 2017 году истекает срок соглашения об аренде РФ порта Севастополь. И тогда России придется решать, где размещать свои военные корабли. Из заявлений Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко ясно, что Киев не намерен продлевать соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года. А Россия за девять лет вряд ли успеет обзавестись новой военно-морской базой. Это и является основным мотивом для России, по причине которого В.В. Путин и другие политические лидеры РФ склонны рассчитывать на дальнейшую пролонгацию договора 1997 года. «Вызывает серьезную обеспокоенность ситуация вокруг Черноморского флота РФ. Убежден, что все вопросы, касающиеся базирования Черноморского флота в Крыму, должны решаться на основе взаимопонимания и доверия», - заявил Путин в конце 2008 года.